Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Месяц назад появилась новость о том, что международные платежные системы (МПС) уходят с российского рынка, вследствие чего был зафиксирован повышенный интерес населения к оформлению национальных платежных карт. Поэтому компания Mplace и «Б.О» решили совместно исследовать опыт оформления карт «Мир» в топ-15 крупнейших банков (без Сбербанка)
Иллюстрация роста интереса к карте «Мир» приведена на графике еженедельного количества поисковых запросов, которое утроилось на новостном фоне и сохраняется на повышенном уровне.
Мобильные запросы на оформление заявок карт «Мир» составляют примерно 75%. Соответственно пользовательский опыт мы исследовали на мобильных платформах Аndroid и IOS, а также на браузерах Google, «Яндекс» и Safari. Мы проверили путь клиента от поискового запроса «карта мир» до договоренности о доставки карты (если она была доступна) или открытия виртуальной карты.
Основная задача исследования состояла в поиске лучших практик и инструментов по таким показателям, как скорость, автоматизация, валидация данных и сбор согласий, дружелюбие, поддержка пользователя и коммуникации с онлайн-пользователем («человеком, который не хочет вставать с дивана», как мы его для себя определили).
На момент исследования в марте 2022 года в программе лояльности для держателей карт «Мир» присутствовало 125 банков. Список исследованных 15 банков представлен в таблице.
Ниже приведем некоторые результаты и заметки из исследования.
Большинство банков с точки зрения продвижения карты «Мир» индексировалось плохо. В контексте (платно) рекламировались всего два банка (Росбанк и ВТБ), то есть остальные банки могли рассчитывать только на органическую выдачу. При этом всего четыре банка оказались в списке топ-20 по органической выдаче; это означает, что большая часть нового трафика запросов попадает посредникам.
Далеко не у всех исследованных банков была возможность заказать онлайн-карту «Мир» — у 11 банков из 15. У одного банка в принципе не оказалось заявки на карту, а у трех не было онлайн-заявки.
Не у всех исследованных банков посадочная страница адаптирована для смартфонов. Например, на сайте СМП Банка тарифы и условия по карте «Мир» вообще находятся в PDF-файле, который нужно скачивать. Страницы всего четырех банков из 15 соответствуют требованиям Core Web Vitals. Мало банков обращают внимание и на скорость загрузки посадочной страницы в мобильных устройствах. Ни у одного из исследованных банков не было достаточной скорости загрузки посадочной страницы на карту «Мир», по данным Google Pagespeed — у всех менее 90%. Напомним, что в России менее 7% населенной территории покрывается сетями 4G. Примерно 20% населения пользуются интернетом в сетях ниже 3G, и получается, что для них услуги многих банков в интернете недоступны.
Из 15 банков всего шесть не имели багов при прохождении посадочной страницы. Багом мы называли, например, ситуации, когда клиент не может поставить дату доставки карты в календаре или невозможность ввести город (город Ленинград нельзя было внести в одном из кейсов при заполнении паспортных данных).
Баги встречались в 33% исследованных анкет, или втрое больше, чем в случае кредитных карт. Это говорит о том, что в отличие от кредитных продуктов дебетовые продукты не получают достаточного внимания тестировщиков.
Лучшая реализация заявки на карту в поисковике — это один клик (у двух банков), когда клиент сразу переходит на конкретную страницу определенной карты «МИР». Среднее количество кликов составило 1,47, что несколько лучше, чем в случае заявок на потребительские кредиты.
СМС с подтверждением оформления карты отправляют пять банков, ответ на заявку через электронную почту — тоже пять, предлагают свои продукты, услуги в ответ на оставленную заявку — четыре банка, предложения от партнеров — пять банков. Как правило, это разные банки, но есть пара лидеров.
Реализация согласия на получение банком пользовательских данных перед получением СМС-кода для подтверждения подачи заявки на карту у банков реализована по-разному. В самых недружелюбных случаях человеку, перед тем как подтвердить номер телефона, требовалось поставить четыре галочки.
Для оценки трудности пользовательского пути мы предложили исследователям следующий пункт: «Насколько вам понятно после оставления заявки, что делать дальше?». Предлагалось три варианта ответа: все понятно; понятно, но не совсем; ничего не понятно.
По итогу у четырех банков был получен ответ «ничего не понятно». У шести банков было «понятно, но не совсем» и только у пяти банков было «все понятно».
Каждое исследование пути клиента анализировалось по 61 показателю, агрегированному в шесть блоков, на основании чего был создан итоговый рейтинг исследования, в котором вы найдете перечисление лучших практик по обработке онлайн-заявок и коммуникации с клиентами, обратившимися в банк за картой «Мир».
Отметим, что из исследованных банков три предлагал сразу бесплатно выпустить виртуальную карту «Мир» и начать ею пользоваться после скачивания приложения — очень дружественный ход навстречу «клиенту, который не хочет вставать с дивана».
Топ-15 банков-лидеров по портфелю вкладов физических лиц
№ |
Банк |
Вклады физлиц на 31.01.2022, рубли |
|
Сбербанк (справочно) |
15 285 226 990 |
1 |
ВТБ |
5 100 141 334 |
2 |
Альфа-Банк |
1 813 467 374 |
3 |
Газпромбанк |
1 475 107 805 |
4 |
Россельхозбанк |
1 341 921 716 |
5 |
Банк «Открытие» |
880 557 927 |
6 |
Тинькофф Банк |
690 222 829 |
7 |
Райффайзенбанк |
669 680 509 |
8 |
Московский Кредитный Банк |
508 834 294 |
9 |
Совкомбанк |
498 955 499 |
10 |
Почта Банк |
351 474 417 |
11 |
Росбанк |
332 014 250 |
12 |
СМП Банк |
285 982 214 |
13 |
ЮниКредит Банк |
284 664 711 |
14 |
Банк «Санкт-Петербург» |
260 291 214 |
15 |
Хоум Кредит Банк |
186 318 565 |
Источник: banki.ru
В контексте последних событий, когда из App Store удалены мобильные приложения некоторых российских банков, стоит сказать о разработке кредитными организациями web-приложений взамен утраченных.
К плюсам web-приложений можно отнести кроссплатформенность, то есть неважно, какая ОС установлена на устройстве. Большинство страниц, на которые пользователь попадает, нажав на кнопку или зайдя во вкладку, — динамические, так как формируются под определенный запрос пользователя.
Российские банки преуспели в создании мобильных приложений, но попали в зависимость от мобильных платформ, вынуждены тратить существенные средства на отдельную разработку, доработку и поддержку своих приложений на каждой из платформ, а теперь несут дополнительные риски — в любой момент iOS или Android могут убрать приложение из магазина или полностью отключить его на платформе.
Удобным и относительно недорогим (примерно в десять раз дешевле, чем мобильное приложение) решением является разработка кроссплатформенных web-кабинетов, адаптирующих подачу контента для ОС, экрана, ситуации использования. Это поможет избежать риска зависимости от внешних платформ и дать клиенту требуемый свежий динамический контент (остатки на счетах, размер задолженности и т.д.).
Для заказа исследования и дополнительной информации обращайтесь:
Екатерина Маслова
+7 (499) 404 2069
Вячеслав Семенихин
+7 (985) 999 3771
Вячеслав Семенихин, генеральный директор компании Mplace Доступность оформления карт «МИР»
В марте 2024 года законодатель разрешил использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) в качестве средства платежа по внешнеторговым контрактам. Это уникальный случай: ЦФА теперь выполняют одну из функций денежных средств — погашают денежные обязательства. Для российского бизнеса это открыло новые горизонты в условиях ограничений на трансграничные денежные расчеты