Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В центре внимания банков всегда были кредитный, потери ликвидности и, пожалуй, операционный риски. Есть веские основания полагать, что в ближайшие годы все большую и большую угрозу будет представлять риск процентный
Население после кризиса стремится накапливать, а не брать взаймы. Спрос на кредиты со стороны предприятий слабый. В совокупности это обуславливает конкуренцию низких ставок, да и сами банки готовы развязать «ставочную» войну в надежде заполучить только качественных заемщиков. При снижении процентов для сохранения приемлемой доходности остается один путь — увеличение сроков займов.
Приучить в массовом порядке отечественных заемщиков к кредитам с плавающей ставкой и переложить процентный риск на их плечи в обозримом будущем точно не получится, а длинные кредиты с фиксированной низкой ставкой в отсутствие дешевого и длинного фондирования — это о-о-очень большой риск. Снижению вероятности его реализации с помощью деривативов и т.п. как раз и посвящен представляемый выпуск Best-practice. Но хотелось бы обратить внимание вот на что.
В США «большая тройка» рейтинговых агентств оказалась в центре расследования причин мирового финансового кризиса. Логика расследователей понятна: раз производные инструменты, имевшие рейтинг чуть ли не triple-А, оказались пустышками, а эмитенты этих бумаг платили агентствам — значит, последние стремились угодить своим клиентам в ущерб интересам инвесторов. Некоторый уровень недобросовестности вполне мог иметь место, но в целом агентства «добросовестно» ошибались. Чем сложнее используемые модели и инструменты, тем выше вероятность ошибки, причем зависимость не линейная, а экспоненциальная.
Думается, решение лежит не в области математики, а в сфере маркетинга. Безупречных заемщиков мало, а клиентов с испорченной кредитной историей пруд пруди? Так надо использовать этот массовый рынок! Например, запустить продукт «Исправляем кредитную историю». Человек сделал ошибку в прошлом, так почему не оказать ему услугу и не помочь эту ошибку исправить? За деньги, разумеется. То, что за исправление ошибок или сознательных нарушений нужно платить, это поймут и примут все россияне. Или как минимум все водители, хоть раз дававшие взятку работнику ГИБДД.
Резюме: нужно не усложнять себе жизнь, а, напротив, быть проще, и тогда, как говорится, народ к вам потянется.
В марте 2024 года законодатель разрешил использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) в качестве средства платежа по внешнеторговым контрактам. Это уникальный случай: ЦФА теперь выполняют одну из функций денежных средств — погашают денежные обязательства. Для российского бизнеса это открыло новые горизонты в условиях ограничений на трансграничные денежные расчеты