Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Эффективная модель импортозамещения для банковского сектора
06.05.2022 FinCorpFinRegulationFinTechАналитика

Эффективная модель импортозамещения для банковского сектора

После введения в 2014 году санкций против России стала очевидна необходимость создания отечественного независимого стека информационных технологий. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны, но кардинальных изменений, обеспечивающих независимость страны от импорта, достигнуто не было


Текущая ситуация

После известных геополитических событий начала 2022 года слабое развитие собственного стека информационных технологий стало представлять угрозу экономике России и ее безопасности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Многие IT-гиганты, стартапы и прочие игроки объявили об уходе с российского рынка. Риторика, с которой осуществляется этот уход, не вселяет надежды на скорую нормализацию обстановки. 

При анализе происходящих событий напрашивается однозначный вывод: импортозамещение технологического стека уже сейчас стало необходимостью, и промедление в этом вопросе недопустимо.

Все описанные выше тенденции применимы и к банковскому сектору. Российские банки должны в максимально короткие сроки выполнить замену импортных технологий и решений на отечественные аналоги в тех сегментах, где это возможно. Для направлений, где замещение в короткий срок провести нельзя, необходим стратегический план антикризисных мер по обеспечению стабильной работы банковской системы России.

Мы видим три основных направления в импортозамещении: 

  • серверное оборудование («железо»);
  • системные программные продукты;
  • прикладные продукты.

Рассмотрим актуальную картину, риски, особенности и возможности по каждому из этих направлений.

Hardware

В области серверного оборудования, систем хранения данных (СХД) и другой электроники ситуация с заменой западного оборудования на неподверженные санкциям аналоги пока неопределенная. Российские банки небезосновательно боятся ограничений поставки комплектующих и серверного оборудования. Повышения цен на процессоры, комплектующие и готовую продукцию избежать не удастся, но насколько значительным оно будет, пока предсказать сложно. Ожидать его следует не раньше второй половины 2022 года, так как сейчас поставки идут по зафиксированным ценам контрактов, подписанных в 2021 году.

Но уже сегодня банки сталкиваются с необходимостью срочной закупки системных плат или СХД для оперативной замены или увеличения производительности. Один из путей решения задачи — проработка вопроса по переводу вычислительных мощностей на азиатские аналоги. Определенно можно сказать только то, что при любом развитии событий замена серверного оборудования будет требовать от банков значительных финансовых вложений.

Системное ПО 

Прежде всего в сегменте системного ПО банки заботит импортозамещение систем управления базами данных. Подавляющее большинство банков используют решения Oracle, SAP, IBM или Microsoft SQL Server.

Всем игрокам рынка очевидно, что на сегодняшний день и в перспективе двух-трех лет найти замену, аналогичную продуктам того же Oracle, без потери в производительности, отказоустойчивости и функциональных возможностях будет непросто. 

Известно большое число примеров многолетней стабильной эксплуатации банковского ПО на устаревших версиях систем управления базами данных (СУБД) без установки обновлений и без фактической поддержки вендора. Но уже в среднесрочной перспективе переход на отечественные СУБД станет для банков вопросом жизненной необходимости, сначала для крупных игроков рынка, затем и для банков «ниже» топ-50.

Стоит учитывать возможный риск декларативного запрета на использование продуктов Oracle и Microsoft со стороны государства в целях обеспечения стабильности российской банковской системы.

Процесс импортозамещения систем управления базами данных уже запущен, и есть конкретные результаты, но в любом случае переход на новую СУБД потребует от банка изменения существующей IT-архитектуры и серьезных финансовых вложений.

Прикладное ПО

Наиболее остро в настоящее время стоит проблема импортозамещения прикладных программных продуктов. В отличие от серверного оборудования и системного ПО, которые долгое время могут работать, не теряя производительности, без изменений и обновлений, прикладные продукты требуют постоянной поддержки и модификации, поскольку должны соответствовать требованиям регулятора и удовлетворять растущие запросы бизнеса.

На сегодняшний день гарантию стабильности и непрерывности работы банка могут дать только российские IT-компании, программные продукты которых входят в Единый реестр российского ПО. Критически важным становится наличие в банковском IT-ландшафте решений класса low-code для возможности быстрого внесения изменений в бизнес-процессы, тарифную и учетную политику банка силами бизнес-подразделений без привлечения разработчика банковского программного продукта. В первую очередь замена требуется в банках — обладателях «западных» АБС.

В отличие от АБС для решений класса CRM, BPM, RTDM, ERP и прочих направлений банковской автоматизации вопрос импортозамещения стоит очень остро. Последние десять лет банки предпочитали использовать на этих направлениях импортные решения, хотя отечественные аналоги таких систем на рынке всегда присутствовали. Поэтому в направлении замещения систем этого класса на продукты российских компаний мы ожидаем взрывного роста.

Глобальная замена инфраструктуры не может произойти мгновенно, безболезненно и без значительных капитальных затрат, но направление движения в этом сегменте импортозамещения очевидно. 

С учетом сказанного выше можно отметить, что наиболее уязвимой группой в этой ситуации оказываются средние и небольшие банки, поскольку все мероприятия по импортозамещению сопряжены с серьезными ресурсными, временными и финансовыми вложениями, что, к сожалению, на данном этапе доступно только крупным участникам рынка.

Решение

На базе АБР создана экспертная группа по взаимодействию с компанией «Ростелеком». Этой рабочей группе предложено создать на базе дата-центров «Ростелекома» аутсорсинговую IT-компанию, которая сможет не только решить проблемы ИБ, но и обеспечить решение вопросов импортозамещения. 

Банки настороженно относились к использованию облачных решений в части ключевых направлений бизнеса. Главными барьерами при переходе на аутсорсинг считаются высокая стоимость услуг, зависимость от стороннего поставщика и риски ИБ. Но необходимость проведения дорогостоящих процедур импортозамещения в корне меняет такое отношение. Вынесение банковских программных продуктов на аутсорсинговую площадку поможет снизить издержки на замещение импортных продуктов при условии значительного числа участников. Использование единой аутсорсинговой площадки комплексно решает описанные выше вопросы перехода на отечественные программные продукты и российское оборудование.

Вопросы импортозамещения аппаратной части будут решаться на уровне компании «Ростелеком», которая обеспечит банкам-участникам защищенный производительный дата-центр, что избавит банки от необходимости закупки серверов и их администрирования.

Переход на решение российского вендора системного ПО не является срочным в ближайшей перспективе. Продолжая работать на существующем иностранном решении без установки обновлений, нужно проанализировать показатели производительности, надежности, сервиса, успешных запусков отечественных аналогов и выбрать лучшие. Решение по переходу на отечественный программный продукт будет приниматься совместно с экспертами из АБР и «Ростелекома». В этом случае с банка-участника снимается необходимость капитальных вложений в приобретение нового программного продукта, участия в его доработке, тестировании и исправлении неизбежных на первых этапах системных ошибок.

На целевой площадке должна быть размещена современная цифровая производительная банковская платформа, которая обеспечит все потребности в автоматизации банковского бизнеса. Этот программный продукт должен быть создан с использованием актуальных технологий, должен обладать современным гибким и развитым API для обеспечения широких возможностей по интеграции с многочисленными сторонними сервисами. В его состав должны входить low-code-инструменты, чтобы банки могли самостоятельно конфигурировать свои бизнес-процессы, учетную модель и финансовые продукты силами банковских аналитиков и технологов, а не стоять в очереди к вендору за каждым изменением.

Активно растущий объем транзакционной нагрузки диктует повышенные требования к производительности и отказоустойчивости целевой платформы, а также необходимость ее работы в режиме 24х7 без технологических окон для обновления или сервисного обслуживания.  

Решение компании «ФлексСофт» «Платформа FXL» полностью отвечает указанным выше требованиям. Это новейшая цифровая банковская технологическая платформа, реализованная отечественным разработчиком на базе современных технологий и архитектурных подходов с учетом актуальных бизнес-требований и нарастающей транзакционной нагрузки.

Платформа содержит все компоненты для комплексной автоматизации как универсального банка, так и банка-монолайнера, полностью поддерживает все требования ЦБ РФ. Решение обеспечивает полную автоматизацию и цифровизацию классических направлений банковского бизнеса: РКО, кредиты, депозиты, банковские карты, платежи, финансовый мониторинг и т.п., а также функциональность систем классов BPM, CRM, кредитного конвейера, контакт-центра, систем принятия решений и прочих составляющих банковской цифровой экосистемы. 

За счет встроенных low-code-технологий «Платформа FXL» позволяет максимально быстро конструировать финансовые продукты, оцифровывать бизнес-процессы банка любой сложности силами технологов и аналитиков банка. При этом обеспечивается высочайшая скорость вывода продуктов на рынок.

Технологически архитектура платформы спроектирована для обработки сверхбольших объемов данных и уже сейчас функционирует в режиме 24x7 с возможностью установки обновлений и закрытия операционного дня без остановки системы.

Подавляющее большинство банков в условиях текущей экономической и политической ситуации не смогут позволить себе провести полноценное импортозамещение серверного оборудования и используемых программных продуктов, не имея возможности значительных финансовых вливаний и серьезного экспертного опыта в администрировании системных программных продуктов. Это несет в себе серьезные риски возникновения сбоев в работе банка и проблем при обслуживании клиентов, что может губительно сказаться на лояльности клиентов и в целом на бизнесе конкретного банка.

Справка «Б.О»

Компания «ФлексСофт» более 30 лет является активным игроком на рынке банковской автоматизации и разрабатывает полностью отечественные современные качественные программные продукты.

Импортозамещение на базе «Платформы FXL»

 «Платформа FXL» способна заменить большинство прикладных банковских продуктов западных компаний: Oracle Flexcube, Misys Equation, Colvir, FIS Profile, Openway way4 (в части бэк-офиса), Tieto Card Suite, CBS-3, Finacle, FORPOST, KASTLE, Midas и Midas Plus.

«Платформа FXL» поддерживает функционал CRM-систем и замещает функционал таких решений, как Terrasoft CRM, Terrasoft BPMonline, Terrasoft BPMonline CRM, Terrasoft Call Centre, Terrasoft CRM Bank, Terrasoft Creatio, Oracle Siebel, Salesforce CRM, Pega CRM, Microsoft Dynamics (CRM), SalesLogix CRM, IBM BPM.

В состав «Платформы FXL» входит система принятия решений (Real Time Decision Manager), что позволяет произвести автоматизацию кредитного скоринга и заместить продукты SAS RTDM, FICO Debt Collection and Recovery, FICO Scoring

Интегрированное в «Платформу FXL» хранилище данных «Data Force 2.0», предназначенное для получения регуляторной, аналитической и управленческой отчетности, сочетает в себе функции аналитического CRM и хранилища данных. Благодаря этому «Платформа FXL» может заместить аналогичные решения SAS DWH, TerraData, Oracle DWH.

Ситуация усугубляется тем, что значительная доля игроков рынка использует в качестве основной учетной и продуктовой системы устаревшие решения, разработанные под требования конца прошлого века, которые будет сложно, а порой и практически невозможно без критических потерь в производительности и отказоустойчивости перевести на отечественные СУБД.

Для снижения финансовой нагрузки с привлечением профессиональной команды независимых экспертов из специализирующихся на информационных технологиях структур создается эффективная экономическая модель работы аутсорсинговой компании по оказанию услуг кредитным организациям и определяются параметры стоимости таких услуг для банков-потребителей. Предложенная аутсорсинговая модель позволяет нивелировать указанные риски для большинства российских банков и обеспечить стабильность и высокую технологичность банковской системы в стратегической перспективе.

Подводя итог, отметим: даже если смотреть на ситуацию оптимистично и считать, что геополитическая обстановка в ближайшее время нормализуется, а наша страна избежит серьезных экономических потрясений, то последовательное импортозамещение всей технологической основы российского банковского сектора уже неизбежно. Рубикон перейден. Будет много проблем, множество неожиданных вызовов и трудностей, но и столько же интересных открытий и новых возможностей как для банковского сектора, так и для всей экономики нашего государства в целом. При этом основой для такого кардинального преобразования банковских технологий должна стать отечественная современная цифровая высокотехнологичная банковская платформа, дающая банкам уверенность в своем будущем на долгие годы.







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ