Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Сергей Смирнов, заместитель председателя правления банка «Центр-инвест» по отчетности, аналитике и финансам
— Сергей, как оценить, насколько банк придерживается ESG-повестки?
— Сегодня нет единого стандарта при оценке соответствия финансовой организации критериям ESG. С промышленными или добывающими предприятиями все понятно, оцениваются мера воздействия предприятия на окружающую среду, выполнение социальных стандартов и принципы корпоративной культуры. А как оценить банк? Оценивать негативное воздействие на экологию, которое оказывает арендованный офис банка положительно оценивать наличие солнечных панелей на его крыше? А может быть, правильнее оценивать совокупное влияние предприятий, которым банк предоставляет финансирование и воздействие которых на окружающую среду на порядки выше, чем влияние самой кредитной организации?
Если обратиться к методологиям присвоения ESG-рейтинга кредитным организациям рейтинговых агентств России, можно убедиться в отсутствии единого подхода к стандартам оценки. Существуют исследования, которые позволяют оценить корреляцию между кредитными и ESG-рейтингами одних и тех же компаний, присвоенными различными мировыми рейтинговыми агентствами. Корреляция составляет в среднем 0,61, в то время как для кредитных — 0,99. Если отдельно взять фактор «G» в оценке ESG, то корреляция составит всего 0,3, что, например, по шкале Чеддока можно трактовать как слабую связь между различными оценками.
— Какую работу проводит банк «Центр-инвест» для соответствия требованиям и развития в области ESG?
— Задача банка быть инвариантным к различным методам оценки, поэтому мы прикладываем усилия в различных направлениях: уделяем внимание собственному влиянию на окружающую среду, поддерживаем высокие корпоративные и социальные стандарты ведения бизнеса, развиваем ESG-программы кредитования (женское, социальное и молодежное направления, кредитование в целях повышения энергоэффективности, кредитование капремонтов ТСЖ), используем инструменты привлечения устойчивого финансирования (биржевые зеленые облигации, зеленый вклад), а также оцениваем риски и стандарты ведения бизнеса своих заемщиков не только на основе финансовых показателей, но и присваивая ESG-рейтинги всем кредитам на протяжении 12 лет.
В сентябре 2010 года была утверждена действующая Экологическая и социальная политика банка. В рамках этой политики были разработаны критерии оценки экологических и социальных рисков при кредитовании предприятий и предпринимателей. Диаграмма, ежегодно публикуемая в рамках годового экологического отчета, показывает, какие отрасли в банке являются самыми рискованными с точки зрения ESG-факторов. Итоговая оценка ESG-риска, которая применялась до конца 2021 года, имела трехуровневую шкалу (высокий, средний, низкий) и основывалась на наборе параметров, которые учитывали экологические и социальные риски отрасли, параметры кредита, риски банка, связанные с залоговым обеспечением, а также способность заемщика управлять нефинансовыми рисками бизнеса.
Стратегия развития банка на 2022–2024 годы определила дорожную карту ESG на ближайший период. В рамках реализации Стратегии усовершенствована оценка ESG-рейтингов клиентов банка и значительно расширены сферы ее использования (рейтинг автоматически присваивается всем заемщикам банка). Увеличился набор учитываемых параметров при проведении оценки: например, были включены вопросы, связанные с образованием отходов, выбросами вредных веществ и сточных вод, вопросы гендерного равенства, социальных инвестиций, стратегии развития заемщика, открытости информации и другие. Количество параметров, используемых для оценки кредитов, увеличилось в 3,5 раза, а итоговая шкала расширилась до семи ступеней — от ESG-A до ESG-G, что позволяет точнее распределить заемщиков по уровню нефинансовых рисков. На рисунке показано распределение ссудной задолженности банка по кредитам текущего года на основе применения новой методологии.
— Учитывает ли банк степень приверженности принципам ESG со стороны заемщиков?
— Использование нефинансовых рейтингов заемщиков должно быть включено в стандартную практику кредитной организации наравне с оценкой финансовых показателей деятельности предприятия. Высокие стандарты ведения бизнеса, отсутствие рисков загрязнения окружающей среды, исполнение всех социальных обязательств перед персоналом снижают кредитные риски заемщика. Поэтому включение в продуктовую линейку банка кредитных программ с дифференциацией процентной ставки в зависимости от уровня ESG-рейтинга кредита решает две задачи: позволяет учитывать нефинансовые риски в процессе кредитования и стимулирует заемщиков строить свой бизнес на основе ESG-принципов и подходов.
Важнейшим элементом имплементации нефинансовых рейтингов в процесс кредитования является использование статистики дефолтов заемщиков и изучение корреляции этих данных с базой ESG-рейтингов кредитов. Положительная корреляция позволит точнее дифференцировать величину процентной ставки по ESG-linked-программам кредитования, а использование математических методов для оценки ожидаемого потока заявок на кредитование — строить модели дефолтов по кредитному портфелю.
— Может ли финансовая организация соответствовать принципам ESG в отрыве от клиентов?
— Одним из основных критериев оценки финансовой организации в системе координат ESG может служить оценка вовлеченности всего бизнеса банка в достижение целей и задач, направленных на устойчивое развитие. Поскольку собственные операции банка составляют малую часть общего объема предоставленных и привлеченных средств, а также исполненных клиентских платежей, кажется целесообразным оценивать операции банка с учетом клиентского сегмента. В качестве общепризнанного критерия оценки принято использовать Цели устойчивого развития (ЦУР), разработанные в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех.
Банк «Центр-инвест» разработал собственные методологии, которые позволяют оценить вовлеченность клиентов банка в достижение ЦУР путем анализа всех предоставляемых клиентам кредитных средств, а также осуществленных ими платежей. В основе классификации кредитов юридических лиц лежат ОКВЭД заемщика, а также экспертная оценка вовлеченности бизнеса клиента в достижение ЦУР путем использования поправочных коэффициентов. Кредиты населению анализируются через призму целей кредитования, параметры кредитов и характеристики заемщика (доходы, пол, возраст, состав семьи и другие) — с учетом обязательного негативного скрининга.
Платежи юридических лиц распределяются по ЦУР на основе позитивного скрининга для видов деятельности, безусловно относящихся к ЦУР по назначению платежа (благотворительность, оплата средств медицинской защиты) или ОКВЭД получателя платежа, относящегося к ЦУР (например, образовательные и медицинские учреждения), а также с учетом негативного скрининга для видов деятельности, не относящихся к ЦУР. Для классификации платежей населения используются метрики, которые учитывают: приобретение товаров из потребительской корзины (с дополнениями и ограничениями); негативный скрининг и лимиты; код категории продавца — MCC, который определяет торговые точки, безусловно относящиеся к ЦУР (например, медицинские центры); код категории товаров на основе анализа чеков торговых точек; назначение платежа при оплате в кассах и терминалах самообслуживания на основе подходов, аналогичных платежам юридических лиц.
Анализ и агрегирование всех этих данных позволили смоделировать ESG-баланс банка, который позволяет оценить эффективность ESG-бизнес-модели и наглядно показать вовлеченность банка в достижение ЦУР и реализацию национальных проектов. ESG-баланс показывает, как именно банк мультиплицирует средства акционеров, инвестировавших в банк, как привлекает средства населения для трансформации их в ESG-проекты, ЦУР и национальные проекты на юге России. Каждый рубль акционерного капитала трансформируется в 5 рублей инвестиций для ЦУР и национальных проектов.
Таким образом, ESG-оценка любой финансовой организации невозможна без комплексной оценки не только собственных операций, но и всего объема транзакций, которые проводит банк. Обязательно необходимо оценивать инвестиционную деятельность банка, анализируя влияние клиентской активности и использование заемщиками привлеченных средств. А ESG-рейтинг банка должен учитывать сумму ESG-рейтингов клиентов и характер клиентских операций.
Для противостояния киберугрозам в России не хватает примерно 50 тыс. специалистов по информационной безопасности. Предлагаем присмотреться к явлению — найти его причины, уточнить, в каких ИБ-специалистах есть потребность и глазами экспертов взглянуть на готовность вузовских выпускников
2 октября 2024 года ОТП собрал на своем вечернем приеме журналистов в Музее русского импрессионизма. Здесь в неформальной атмосфере топ-менеджеры банка рассказали о том, почему для банка важно общаться со СМИ и что они по-прежнему остаются «четвертой властью»
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»