Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Говоря о развитии практик в области устойчивого развития, мы привыкли опираться на подходы, используемые западными экономиками. Страны мусульманского мира также активно работают с повесткой устойчивого развития, однако их подход имеет ряд отличительных черт. Это связано как с особенностями менталитета, религией, так и со спецификой проблем, с которыми сталкиваются восточные страны в вопросах устойчивого развития и изменения климата
Исламское финансирование наряду с экономическими критериями оперирует этическими категориями, и это сближает его с устойчивым финансированием: их подходы к вопросам социальной ответственности и справедливости, а также корпоративного управления во многом схожи. Вместе с тем страны Востока в последние годы все больше внимания уделяют поиску эффективных инструментов решения социальных проблем и проблем, связанных с изменением климата. 60% из 57 стран — членов Организации исламского сотрудничества поставили цели по декарбонизации экономик, большинство из них — к 2050 году.
Поэтому неудивительно, что в странах исламского мира стал активно развиваться рынок зеленых и устойчивых сукук (исламских облигаций). Так, согласно данным агентства Refinitiv, в 2022 году рынок «зеленых» исламских финансов вырос на 35% к 2021 году — с 6 млрд долларов в 2021-м до 8,1 млрд в 2022-м. Крупнейшими эмитентами зеленых сукук являются Малайзия, Саудовская Аравия, Индонезия, Турция, Кувейт и Пакистан. Кроме того, ожидается, что зеленые и устойчивые сукук позволят привлечь от 30 до 50 млрд долларов к 2025 году для финансирования реализации Целей устойчивого развития ООН.
Для стимулирования развития рынка устойчивых сукук применяются различные инструменты, в том числе налоговые вычеты, отмена сборов, скидки и гранты. Например, Комиссия по ценным бумагам Малайзии предлагает эмитентам два типа стимулов: налоговый вычет на выпуск устойчивых сукук на сумму расходов, понесенных в связи с выпуском или предложением данного вида сукук, а также систему грантов, позволяющих компенсировать до 90% понесенных расходов на внешнюю экспертизу выпуска сукук.
Для целей вовлечения большего числа компаний в мусульманских странах в устойчивую повестку создается и иная инфраструктура. В той же Малайзии — это, кстати, один из наиболее прогрессивных ESG-рынков — в декабре 2022 года был запущен добровольный углеродный рынок с созданием углеродной биржи — Bursa Carbon Exchange. Это первая в мире углеродная биржа, соответствующая нормам шариата, диверсифицирующая ассортимент продуктов, отвечающих требованиям ESG и шариата. Первые торги в формате аукциона прошли уже в марте этого года.
При этом очевидно, что даже при развитии точечных инициатив сохраняются сложности в распространении ESG-инструментов в мусульманских странах и масштабировании данных подходов в тех объемах, которые соответствуют западным практикам. Фрагментарность ESG-регулирования, неразвитость зеленых таксономий, отсутствие формализованных требований и унифицированных параметров нефинансовой отчетности, требований к профильным ESG-фондам, мер по предупреждению гринвошинга — все это повышает риски инвестирования и нуждается в дальнейшей проработке.
Кроме того, социокультурные и религиозные особенности мусульманских стран, а также особенности их правовых систем осложняют интеграцию и гармонизацию требований в области ESG с европейскими требованиями, которые взяты за основу многими юрисдикциями при разработке национального ESG-законодательства, что, возможно, потребует выработки собственной, унифицированной модели регулирования.
С учетом нашего опыта и текущей практики по синхронизации подходов в области ESG и развития ответственного финансирования на пространстве ЕАЭС целесообразно рассмотреть для исламского финансирования также комплексный подход, который позволит создать стимулы для дальнейшего развития рынка зеленых исламских финансов.
Во-первых, это необходимость сближения региональных и международных стандартов для формирования единого поля подходов в области ESG, во-вторых — расширение экосистемы устойчивого финансирования, в-третьих — привлечение новых инвесторов за пределами традиционных исламских финансовых рынков.
Для решения задач увеличения объема эмиссии зеленых ценных бумаг и внедрения инноваций необходимо создавать для эмитентов стимулы для снижения затрат при выпуске ESG-сукук, а также включать зеленые и устойчивые сукук в структуру государственного финансирования. Инновационные инструменты подразумевают создание механизмов, позволяющих привлекать дополнительные финансовые потоки в устойчивые проекты. Это поддержка выпуска сукук переходного периода, запуск голубых и природных сукук. Важно расширять использование сукук и вакф (в мусульманском праве это имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели) для развития социального финансирования, поскольку активы вакф-фондов составляют более 100 млрд долларов.
Очевидно, что в ближайшие годы мы увидим дальнейшее развитие проектов ESG-направленности в мусульманских странах, и сукук будет важнейшим инструментом ответственного финансирования.
При этом привлечение западных инвесторов к работе с устойчивыми сукук позволит создать дополнительный спрос на устойчивые инструменты.
Сегодня Россия рассматривает возможность включиться в мировую систему исламских финансов. Согласно последней переписи населения, в России проживает 14 млн мусульман, а председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин прогнозирует, что к 2035 году доля мусульман в населении России может вырасти до 30% общего числа населения страны. Следовательно, на российском рынке будет наблюдаться постоянный рост спроса на продукты и услуги исламского финансирования.
Спрос на финансовые услуги, отвечающие требованиям шариата, есть не только внутри страны, но и на внешних рынках, поэтому для России это направление может стать перспективным вектором торгово-экономического сотрудничества с мусульманским миром.
Тема деловой активности в соответствии с нормами шариата и, в частности, тема исламского банкинга — часть актуальной отечественной бизнес-повестки. Она поднимается на крупнейших деловых мероприятиях, и Петербургский международный экономический форум не стал исключением. Одна из ключевых тем: сможет ли исламский банкинг стать эффективным инструментов привлечения инвестиций в Россию?
Первые практические шаги в направлении развития мусульманского финансирования в России уже сделаны. Сбер стал пионером в этой сфере, открыв первый в стране офис исламского банкинга. В декабре 2022 года он заработал в Казани. За полгода, прошедших с момента открытия, мы уже реализовали несколько важных проектов с использованием продуктов исламского финансирования.
Мы видим перспективы исламского финансирования и планируем продвигать этот класс услуг для российских клиентов. По нашим оценкам, клиентский потенциал рынка исламского финансирования в России составляет 7,6 млн человек, 64% из которых уже являются клиентами Сбера.
На протяжении последних десятилетий Россия выстраивала инфраструктуру, чтобы привлекать западный капитал для финансирования отечественных проектов. Потенциал исламского финансирования долгое время оставался недооцененным, и теперь пришло время устранить этот дисбаланс. Отсутствие зарегулированности представляет собой и осложняющий фактор, и возможность для запуска инструмента зеленых сукук. Этот инструмент — новый для России, его становление еще не завершено, и сегодня в него можно заложить все необходимые характеристики.
Например, определенный класс финансовых активов может соответствовать нормам шариата и одновременно служить способом привлечения инвестиций в зеленые или социальные проекты.
Например, сейчас города по примеру Москвы могут быть заинтересованы в размещении зеленых облигаций, чтобы финансировать замещение общественного транспорта с дизельными двигателями внутреннего сгорания электротранспортом. Можно было бы задействовать в этих проектах и сукук. Инвестор, вложивший свои средства в покупку городом электробусов, мог бы получить долю выручки от проезда граждан в городском транспорте при гарантированном минимальном объеме провоза. Одновременно он помог бы сделать городской воздух чище — внести свой посильный вклад в «озеленение» города. В таком проекте могли бы принять участие в том числе и люди, исповедующие ислам и оценивающие инвестиционные проекты с точки зрения религиозно-этических правил. Таким образом, объединение подходов ответственного и исламского финансирования может и должно стать важной составляющей устойчивого будущего. Активное обсуждение таких проектов уже идет, и мы уверены, что их появление на российском рынке — дело недалекого будущего.