Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В конце 2018 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О рынке ценных бумаг». С этого момента в России официально появилась новая услуга — финансовое консультирование при вложении средств в рынок ценных бумаг
Советники рынка финансов появились в России примерно с 2000 года, но активно работать с инвесторами — частными лицами и компаниями, ставящими перед собой задачу приумножить временно свободные денежные средства, они начали в 2005–2008 годах. Всплеск интереса к консультированию в финансовых вопросах шел параллельно с развитием рынка розничного кредитования и информированием населения о работе на биржах, с так называемым онлайн-брокериджем.
Законодатель дозрел до признания статуса финансового советника спустя почти 15 лет. Поправки в Закон определили задачи финансового советника так: этот специалист изучает цели, которые хочет достичь клиент, оценивает его ресурсы, составляет финансовый план. В рамках созданного плана он может рекомендовать определенные цели и формировать инвестиционную стратегию, предварительно оценив риск-профиль человека. То есть задача советника — понять, склонен клиент к консервативному размещению своих средств и может довольствоваться невысокой доходностью, чтобы «сверху на его деньги чуть-чуть капало», или, наоборот, в целях получения дохода он склонен рисковать, но и прибыль хочет получать солидную.
Финансовый советник может предложить услугу по индивидуальному инвестиционному консультированию, то есть рекомендовать размещение средств в конкретные бумаги или другие активы, торгуемые на фондовом рынке. Финансовые советники, которые занимаются выдачей таких рекомендаций, и должны войти в реестр ЦБ.
Увы, поправки в Закон таковы, что финсоветниками станут только структуры крупных финансовых домов — банков, брокерских и управляющих компаний. «На 29 января 2019 года в реестре Банка России в статусе финсоветников значатся 26 компаний. Если приглядеться, то можно понять, что все они крупные. Ни одного ИП в списках нет. Хотя Законом предусмотрено, что в реестр может войти советник, ведущий свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя», — сообщил «Банковскому обозрению» Андрей Паранич, директор Ассоциации «Национальная лига независимых инвестиционных советников». По его словам, согласно опросам, у многих консультантов финансового рынка — тех, кто например, помогает урегулировать вопросы налоговой задолженности или наследования капитала, — сама услуга по рекомендациям о вложениях в рынок занимает всего 10–15% общего объема бизнеса.
Для того чтобы соблюсти все требования Закона о финансовых советниках такой компании (или ИП), необходимо увеличить штат, покупать новое программное обеспечение. По подсчетам Ассоциации, для компании, желающей войти в реестр финансовых советников, расходы увеличиваются на 300 тыс. рублей, для ИП — на 80 тыс. Нередко компании просто не зарабатывают такие деньги, поэтому на данном этапе им проще сосредоточиться на чисто консультационной работе с клиентами, которая не касается построения стратегий о вложениях в рынок ценных бумаг.
Инвестиционным советникам придан статус профессионального участника рынка ценных бумаг, и это позволило не создавать дополнительных надзорных подразделений в ЦБ, говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. Но отсюда же вытекает распространение на них жестких требований, предъявляемых к профессиональным участникам этого рынка. В частности, инвестиционный советник не имеет доступа к активам клиента, но обязан соблюдать требования в части ПОД/ФТ («противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма»), так как международным сообществом эти требования предъявляются ко всем профессиональным участникам.
Дополнительно присутствуют требования к наличию лица, ответственного за организацию системы управления рисками и в перспективе — внутреннего аудитора. Кроме того, и руководитель компании-советника должен иметь квалификационный аттестат ЦБ.
При этом советник обязан предоставить полное описание ценной бумаги и ее параметров, а не просто дать рекомендацию купить именно этот актив и сделать покупку побыстрее, добавляет Андрей Паранич. В Законе обговаривается конфликт интересов, например, бывает, что купить ту или иную ценную бумагу советник рекомендует не потому, что она подходит клиенту, а по причине получения «гонорара» за совет о такой покупке от определенного ПИФа или брокера. Чтобы не было такого, инвестиционные советники теперь по Закону обязаны уведомлять клиентов о том, что у них есть договор с третьими лицами, по которым они получают вознаграждение. И, конечно, Закон обязывает работать с клиентом по договору, отмечает Паранич.
Инвестиционным советникам придан статус профессионального участника рынка ценных бумаг, и это позволило не создавать дополнительных надзорных подразделений в ЦБ
При этом клиент должен понимать, что советник несет ответственность за нарушение требований Закона и обязательств по договору с клиентом, но не за свои рекомендации. То есть переложить на советника вину за то, что рекомендованный им актив упал в цене, не удастся. На фондовом рынке вообще запрещено гарантировать определенную доходность даже в приблизительных цифрах. Все, что в цифрах может сказать советник о бумаге, — это то, какую доходность показали вложения в нее в предыдущие годы.
При этом Анастасия Соснова считает, что основная задача — как раз в создании на законодательном уровне легитимного способа возложения ответственности на профессиональных участников рынка ценных бумаг за понесенные клиентом убытки, связанные с проигрышем на рынке. По ее мнению, если уж ты советник и работаешь во внесенной в реестр ЦБ компании, то непрофессионального совета ты дать не можешь, ты как минимум изучил компанию-эмитента ценной бумаги, поэтому представляешь, как компания будет развиваться и откуда она будет генерировать прибыль, чтобы котировки ее акций росли и денег хватало на оплату облигационных займов.
«Что касается непрофессиональных платных услуг по инвестиционному консультированию, то этот рынок практически отсутствует или решает другие задачи, например “расторговывание” инвесторов. В конце концов, даже неквалифицированный инвестор с очень малой вероятностью будет пользоваться платными услугами инвестиционных консультантов, не включенных в реестр», — говорит Соснова.
Возможно, в отношении работы на фондовом рынке к советам непрофессионалов инвесторы — физические лица и небольшие компании, не связанные с работой на финансовом рынке, — на самом деле не прибегают. Но при работе на рынке валютных пар или в сфере вложений средств в депозиты микрофинансовых компаний советников, которые зачастую даже ИП не стали регистрировать, хватает. И люди следуют советам таких «непрофессионалов» охотно, так как еще в прошлом году вложения в МФК давали доходность до 25–27% годовых в рублях, да и сегодня доходность таких псевдодепозитов доходит до 20%. При этом вклады в банках дают максимум 6–6,5% в год.
Андрей Паранич говорит, что для тех советников, которые не могут войти в реестр ЦБ, то есть не готовы нанимать контролеров и не советуют вложения в рынок ценных бумаг, а как раз, например, советуют оптимизацию налогов, и рекомендуют вклады в МФК, будет создана саморегулируемая организация — СРО финансовых советников. То есть туда смогут войти все, кроме тех советников, которые занимаются индивидуальными инвестиционными рекомендациями по ценным бумагам. «Эти люди и организации, как уже было сказано, не попали под государственное регулирование. Но порядок на рынке нужно наводить не только в отдельном сегменте. Под видом финсоветников порой работают “финансовые пирамиды”», — отметил Паранич.
СРО будет работать согласно нормам Закона № 315, то есть это будет добровольная СРО, в отличие, например, от СРО микрофинансового рынка, где членство для компаний обязательно. «Это означает, мы сами будем вправе решить, кого мы примем в члены СРО, а кого исключим, какие меры будем применять в отношении нарушителей стандартов. Банк России в это вмешиваться не будет», — сообщил глава Ассоциации финансовых советников.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка