Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Регулирование ЦФА. Russian Edition
23.11.2022 FinCorpFinTechАналитика

Регулирование ЦФА. Russian Edition

11 ноября 2022 года в рамках форума FINOPOLIS 2021/22, прошедшего в Москве, состоялся круглый стол по обсуждению доклада Банка России «Развитие рынка цифровых активов»


«Россия уникальна в области регулирования ЦФА. Мы пошли по пути создания с нуля специального регуляторного режима для цифровых активов. Наверное, наиболее интересная наша задумка — регуляторный арбитраж: к инструментам, имеющим одинаковое содержание, должны применяться одинаковые подходы регулирования. Но нам необходимо найти баланс между защитой прав инвесторов, финансовой стабильностью и развитием новых технологий. Для этого мы здесь и собрались», — задал тон обсуждению доклада ЦБ, посвященного регулированию ЦФА, Кирилл Пронин, директор департамента финансовых технологий Банка России.

Кирилл Пронин (Банк России). Фото: Фотобанк FINOPOLIS 2021/22

Одинаковый риск — одинаковое регулирование

«А не ограничивает ли регуляторный арбитраж возможности участников рынка ЦФА?», — сформулировал тему первой части дискуссии Кирилл Пронин.

Екатерина Фроловичева, генеральный директор компании «Атомайз», считает: «Вопрос этот, мягко говоря, не однозначный. Пока еще не сформировалась сопоставимая рыночная масса ЦФА, на которой можно было делать какие-то вывод. Первые выпуски осуществлялись по идеологии не копировать под кальку имеющиеся на рынке инструменты».

По словам эксперта, второй проблемный момент — не слишком ли мягкое у нас регулирование для одних, и жесткое для других? К операторам платформ, например, применяются высокие требования по качеству допуска эмитентов. При этом у банкиров таких сложностей гораздо меньше.

Екатерина Фроловичева («Атомайз»). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

При всем многообразии проблем, нельзя забывать, что регулирование существует не только для того, чтобы оно было. Необходимо задумываться и о том, что получит экономика страны в целом.

Денис Иорданиди, генеральный директор компании «Лайтхаус», напомнил: «И в России, и в Швейцарии все законотворческие инициативы по рассматриваемой теме начались практически одновременно, в 2020 году.  У нас это был закон о ЦФА, а у них DLT-акт при полной легализации криптовалют. Швейцарские коллеги приравняли ЦФА к традиционным ценным бумагам. Как результат — в этой стране смогли найти только одно применение ЦФА, однажды токенизировав партию вина. Как вывод — новые финансовые инструменты не должны копировать старые. В России, к счастью, пока ситуация обратная. Результаты опросов показывают, у нас более трети компаний готовы выпускать ЦФА».

Денис Иорданиди («Лайтхаус»). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

По мнению Артема Железнова, управляющего директора по стратегии и международному присутствию Московской биржи, если сейчас говорить о каком-либо регуляторном арбитраже, то сегодня он явно не в пользу ЦФА. Но тем не менее, нужно следовать принципу гармонизации регулирования тех активов, у которых есть одинаковый экономический смысл. Нельзя забывать о формуле: «Одинаковый риск — одинаковое регулирование».

Что бы стоило сохранить из прежних наработок, то в Мосбирже уверены, что это правила листинга и принципы защиты инвесторов, особенно частных. А вот что могут дать ЦФА классическому рынку, так это стимул для перенастройки устаревших положений и догм.

Артем Железнов (Московская биржа). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

«Инструменты с одинаковым содержанием должны иметь одинаковые возможности, как налоговые, так и по постановке на балансы портфелей институциональных инвесторов, — подвел итоги первой части круглого стола Кирилл Пронин. — А что думают обо всем этом сами институциональные инвесторы?».

Денис Додон, директор по инновациям Альфа-Банка, указал на проблемные точки: «Это и справедливая оценка активов — как их оценивать, как отражать на балансах, что можно или нельзя “паковать”, что входит в спрос инвесторов и т.д.  В итоге сейчас инвестор не до конца понимает все это, а поэтому банку крайне затруднительно продавать ему такие продукты. Необходимо решить ряд проблем, связанных с депозитариями. Только тогда инвесторы в массе своей “потянутся” к рынку ЦФА. Сейчас мы пытаемся регулировать то, чего нет. Поэтому пока инвесторы оценивают ЦФА через призму традиционного регулирования, что приводит к искажению реальности».

Денис Додон (Альфа-Банк). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «Регион», оценил ситуацию с еще одной стороны: «Наши западные партнеры ранее часто использовали криптоактивы, как средство для хеджирования рисков, т.к. они имели отрицательную корреляцию с традиционными активами. Ни в коем случае теперь уже наше регулирование не должно разрушать эту конструкцию. Кроме того, институциональным инвесторам важен размер эмиссии. Малые объемы им не интересны по определению, они недостаточно ликвидны. Поэтому необходимы фонды фондов, где будут собраны цифровые активы с обязательным листингом на бирже. Кроме того, ЦФА могут перезапустить часть практически забытых рыночных инструментов, например, ЗПИФы. Тут есть над чем подумать, ликвидность сектора необходимо повышать».

Валерий Вайсберг («Регион»). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

А что же брокеры и биржи?

Острая и неоднозначная часть дискуссии состоялась после предложения обсудить: «Нужны ли брокерам ЦФА, а операторам цифровых активов — брокеры? Должны ли ЦФА обращаться на организованных торгах, а если да, то по какой модели?»

В своем докладе Банк России упомянул о двух моделях: цифровой актив обращается на бирже в виде цифрового права требования, либо это некое цифровое свидетельство по аналогии с тем, как это сделано у утилитарных цифровых прав. Подимался там и вопрос о том, как будут соотноситься между собой деятельность биржи и операторов информационных платформ?

Сергей Попов, директор дивизиона «Транзакционный бизнес» СберБанка, признал: «Данная тема действительно неоднозначна с учетом того, что такая сущность как "оператор обмена” уже предусмотрена. Клиент имеет полное право обменивать свой токен не только в той системе, где он был выпущен, но и на других площадках. Наверное, клиенту в этом праве ни в коем случае отказывать нельзя. Значит, имеют право на жизни и брокеры, и биржи, и все остальные. Механизм может быть такой: оператор обмена (а их пока нет ни одного) будет размещать смарт-контракты у операторов выпуска. Нужен ли ему при этом свой собственный блокчейн, тут надо думать».

Важное замечание сделал Денис Иорданиди: «Может ли быть вообще конкуренция между огромными биржами и с таким скромными организациями, как “Лайтхауз” или “Атомайз”? Мы видим, что биржи воспринимают нас как конкурентов. И это, на наш взгляд не так. Мы предлагаем для биржи новый финансовый инструмент для открытия новой секции. Речь надо вести скорее о создании коллабораций».

Сергей Попов (СберБанк). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

Представитель Мосбиржи против всех ожиданий настроен имплементировать новые технологии в свой инструментарий и полагает, что на брокерах лежит сразу несколько задач развития ЦФА и цифрового рубля. С одной стороны, биржа хочет самостоятельно выступать в качестве оператора обмена ЦФА, а с другой — предоставлять возможности размещения для уже существующих платформ.

Эта позиция оказалась близка и Юрию Маслову, генеральному директор компании «Открытие Инвестиции»: «Брокер может приобрести новую роль, соединяя все со всеми. Можно расширить объем бизнеса за счет того, что скорость оборота производных ЦФА может стать выше, чем у самих ЦФА, хватило бы ресурсов блокчена».

Юрий Маслов («Открытие Инвестиции»). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

«А их хватит!» — уверяет Сергей Рябов, директор по развитию бизнеса компании «Мастерчейн».

Сергей Рябов («Мастерчейн»). Фото: фотобанк FINOPOLIS 2021/22

#FINOPOLIS #ЦФА и ЦР





Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ