Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
BSGV запустил новые программы по работе с малым и средним бизнесом в разгар кризиса. Пришлось ломать много стереотипов, рассказывает начальник управления малого бизнеса банка Ильнар Шаймарданов, зато теперь банк зарабатывает не только на кредитах МСБ, но и на депозитах, и комиссионных доходах.
— Ваш банк запустил работу с МСБ аккурат в кризис. Это было принципиальное решение?
— BSGV, являясь универсальным банком, был очень хорошо представлен на российском рынке корпоративного бизнеса и розницы. Но малый бизнес работал постольку поскольку. Клиентов, конечно, привлекали, но обслуживались они на тех же условиях, что и все корпоративные клиенты. С одной стороны, это хорошо, с другой — они не получали той скорости и тех продуктов, которых они ожидали от банка и которые предлагали наши конкуренты. Поэтому в 2008 году созрело решение о создании отдельного направления.
Из-за кризиса мы скорректировали свои планы, но не остановились. Наша модель работы с МСБ изначально отличалась от существующих на рынке. Другие банки были нацелены в основном на кредитование. Мы же планировали, что банк, будучи универсальным, должен предоставлять и другие услуги бизнесу. Модель прибыльности выглядела так: от кредитов МСБ получать не более 20–30%. Остальное — комиссионные доходы и продажа депозитов на межбанковском рынке.
Есть стереотип: МСБ нужны кредиты и никогда он не принесет вам депозиты
Последний способ заработка обширно используется в международных банках. У BSGV большое количество счетов малого бизнеса, на которых всегда есть какие-то остатки, есть срочные депозиты.
И вся эта денежная масса может быть не только распределена в кредиты, но и продана на межбанковском рынке (например, остатки на счетах по ставке «овернайт»). А в кризис эта ставка была достаточно высокой. Она приблизительно равна марже по кредиту, но при этом у вас нет рисков и нет огромного штата людей, которых необходимо содержать для оценки этих рисков.
Вообще когда в BSGV создавалось направление работы с малым бизнесом, пришлось ломать стереотипы. Первый из них: нельзя запускать проект в кризис. Второй стереотип: МСБ нужны кредиты и никогда он не принесет вам депозиты. Мы исходим из того, что потребность надо создавать усилиями сотрудников банка, находясь в постоянном контакте с клиентом.
Сейчас на рынке нет «беспризорных» клиентов. У всех уже есть несколько счетов или кредитов в разных банках. Мы же сами вырастили себе клиентов, создали потребность в депозитах, и в результате клиентская база приросла почти вдвое.
— Как вы строили свою работу с малым бизнесом?
— Мы взяли за основу корпоративную модель и постарались приблизить ее к розничной. То есть сократили кредитный цикл, сделали предложения более стандартными, при этом оставив гибкое обслуживание и индивидуальный подход. Малые компании по-прежнему имеют доступ к сложным финансовым инструментам, которые другие банки предлагают только для корпоративных клиентов.
Сейчас на рынке нет «беспризорных» клиентов. У всех уже есть несколько счетов или кредитов в разных банках
Мы развивали это направление на уже существующей базе клиентов. У нас было порядка двух с небольшим тысяч клиентов, и к концу 2009 года мы нарастили ее до 4,5 тысяч.
Ставки по депозитам у нас на данный момент (на начало мая 2010 года. — Прим. «БО») — 6,5% в рублях. Ставки по кредитам — от 16 до 22% годовых. Если клиент пользуется всеми нашими услугами, мы идем ему навстречу и можем снизить ставку по кредиту.
Прогноз
Перспективы кредитования МСБ в 2010 году
По итогам 2009 года кредитование малого и среднего бизнеса — единственный сегмент рынка, показавший положительную динамику, утверждает «Эксперт РА». Прирост портфеля ссуд МСБ в банках был не так значителен, как в предыдущие годы он увеличился всего на 3,7%, до 2 648 млрд рублей, но на фоне «конкурентов» — корпоративного кредитования (–0,6%) и кредитования физлиц (–11%) — это выглядит достижением.
«Эксперт РА» прогнозирует прирост размера совокупного кредитного портфеля МСБ в 2010 году на 10–15% без учета господдержки и порядка 20% в том случае, если государственные планы будут выполнены эффективно и в полном объеме. Ожидание банками роста будет само по себе одним из факторов, который поможет рынку.
Банки, подстегиваемые дорогим фондированием и опасениями, связанными с поиском заемщиков, будут постепенно ослаблять требования к МСБ, что приведет к появлению большего пула подходящих заемщиков. В результате к 2011 году на рынок вернется былой накал конкурентной борьбы. Но прежние темпы роста портфеля не восстановятся.
Дата |
Портфель МСБ, млрд рублей |
Цепной темп прироста, % |
1.01.2007 |
953 |
Нет данных |
1.01.2008 |
1750 |
83,63 |
1.07.2008 |
2437 |
39,26 |
1.01.2009 |
2555 |
4,82 |
1.07.2009 |
2538 |
–0,66 |
1.01.2010 |
2648 |
4,35 |
Еще одной особенностью нашего проекта является то, что мы использовали внутренние ресурсы, преимущественно из розницы. BSGV, думаю, единственный банк, который для работы с малым бизнесом не набрал людей с опытом, а обучил собственных.
— Каковы первые результаты вашей работы?
— В 2009 году половину своей прибыли от работы с МСБ мы получили от депозитов. Наша депозитная база сегодня в 15 раз превышает кредитную. 40% мы заработали на «комиссионке» и всего 6% — на кредитах МСБ. В кризис было рискованно проводить агрессивную кредитную политику. Но тем не менее BSGV не перестал выдавать кредиты. Более того, мы убедили топ-менеджмент, что некая сумма, необходимая нам для развития этого рынка, будет выдана без расчета на прибыль. Мы выдавали деньги, по сути, по стоимости фондирования. Когда везде выдавали кредиты под 27–29%, мы выдавали под 20%, никто этого не делал. Однако мы активно не охотились за желающими получить кредит.
Растет количество предприятий сферы услуг и производства, которые подают заявки на кредиты. Больших и «диких» денег в стране больше нет, а продавать друг другу до бесконечности невозможно
— Почему ваш банк не участвует в программе РосБР?
— Здесь две причины. Во-первых, ресурсы. Они у РосБР не так уж и дешевы, если сравнить с доступом к ресурсам, которые есть у Sociе?tе? Gе?nе?rale. Проще взять денег на рынке, нам доверяют (не говоря уже о депозитной базе).
Во-вторых, это бюрократия в части согласования ресурсов, сам процесс, отчетность… Для этого нужно содержать отдельный штат, который будет заниматься перепиской с госорганами, подготовкой бумаг…
Это хорошо, что есть такая программа для банков, которые умеют работать с малым бизнесом, но у них недостаточно ресурсов. У BSGV такой потребности на сегодняшний день нет.
— А сотрудничаете ли вы с какими-то фондами поддержки МСБ?
Справка.БО
BSGV — 100-процентная «дочка» группы Societe Generale. Субъектами малого бизнеса для BSGV являются компании с годовым оборотом до 7,5 млн евро.
— Мы планируем пилотное сотрудничество с фондом в Екатеринбурге. По итогам «пилота» мы соизмерим затраты и результат. После этого будем решать, сотрудничать ли нам с подобными институтами.
Фонды дают гарантию при отсутствии залога. Но если хотите знать мое личное мнение, в наше сложное время гарантии фонда не панацея. Банк, конечно, получит деньги, если что-то случится, но вам нужно будет доказать, что других источников погашения долга нет, а все это время придется начислять на эту задолженность резервы.
— Какие отрасли активнее всего берут кредиты?
— Исторически сложилось так, что в России малый бизнес — это по большей части торговля. Но в последнее время, участвуя в кредитных комитетах, я замечаю, что растет количество предприятий сферы услуг и производства, которые подают заявки на кредиты. Это уже не 80% — торговля, а 20% — все остальное. Теперь это порядка 40–50% — торговля, все остальное поделено между услугами и производством. Больших и «диких» денег в стране больше нет, а продавать друг другу до бесконечности невозможно.
— Какая просрочка у вас по кредитам МСБ?
— Пять сделок. Портфель у нас тоже небольшой. На конец 2009 года — порядка 400 млн рублей, с учетом старых сделок. Но мы собираемся его увеличивать. На мой взгляд, выходить сейчас на рынок, где предприниматели имеют уже по пять-шесть кредитов, стратегически неверно. Поэтому нужно идти в неразвитый сегмент.
К примеру, мы думаем о рынке так называемых professionals — это предприниматели с небольшим оборотом. Туда же мы относим адвокатов, нотариусов, частных тренеров и так далее. На нашем рынке такого предложения нет, а на Западе это очень развитый сегмент. Сейчас мы заканчиваем разработку спецпредложения и, думаю, будем первыми на этом рынке и привлечем лучших клиентов.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)