Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Из малого — в средний, из среднего — в крупный
26.12.2017 Аналитика
Из малого — в средний, из среднего — в крупный

Журнал «Банковское обозрение» опросил участников Форума «МСБ и финансовый сектор» — что может послужить рывком в развитии МСБ и что они для этого делают



Илья Покаместов, генеральный директор компании «ЮниФактор»

На мой взгляд, малому и среднему бизнесу кредиты давать нельзя и не нужно. Для них нужно развивать другие инструменты, например, уже пользующееся популярностью среди МСБ, факторинговое обслуживание, что является только первым шагом к развитию небанковского финансирования. В таких интересных продуктах, как asset-based lending или supply chain finance, делается упор экспертизы финансиста не на отчетность, а на то, каким бизнесом предприниматель занимается, как он генерирует выручку и как ему в этом можно помочь. Банкиры этого делать не умеют и не хотят. По моему мнению, поезд банкиров уже ушел, и вопрос состоит в том, приедет ли поезд небанковского финансового сектора для помощи малому и среднему бизнесу в развитии.

Олег Юшков, директор дирекции продаж малого бизнеса «Ак Барс»

В связи с тем, что экономика в России цикличная, во времена высокой волатильности банки начинают обсуждать, какой должна быть модель обслуживания малого бизнеса — кредитно-транзакционной или транзакционно-кредитной. В «Ак Барсе» считают, что в центре должно стоять не продуктовое предложение, а клиент и его потребности. Выбрав целевую группу и выделив ключевой момент, банк должен предлагать своему клиенту комплексное обслуживание, окружать его сервисами (возможно, партнерскими). Мы считаем, что продукты — это как гигиенические средства, которые будут у всех, несмотря на возникновение новых банков, связанных с цифровизацией экономики. Тем не менее в центре будут стоять клиент и его банкир.

Виктор Вернов, генеральный директор компании «Открытие Факторинг»

Мы — первое поколение, которое пытается сделать что-то самостоятельно, без опеки государства, так же как и государство учится работать с предпринимателями. Мы работаем с предпринимателями во всех регионах. Большой наш плюс в том, что нам не нужно иметь точку присутствия, чтобы выдать финансирование. Совместно с X5 Retail Group, например, мы сделали хорошую программу по региональному финансированию поставщиков. Благодаря этому пришло понимание, что мы можем помогать предпринимателям ставить локальные продукты, которые поставляются небольшими партиями от местных поставщиков. Не секрет, что основная конкуренция происходит в городах-милионниках, но наше присутствие благодаря этой программе заметно и в небольших населенных пунктах, с населением 50–100 тыс. жителей. Для нас основной целью является создание удобного онлайн-сервиса для предпринимателей, которые считают свою прибыль и хотят получать лучшие условия сотрудничества.

Екатерина Маландий, руководитель департамента развития продаж МСБ Банка «Уралсиб»

Мы стремимся формировать для клиентов МСБ комплексное предложение, которое будет закрывать большую часть их потребностей — в банковских продуктах, небанковских сервисах, а также в участии в программах господдержки МСБ. Банк активно развивает все эти направления: формирует линейку продуктов и сервисов, совершенствует свой бизнесплейс для предпринимателей, аккумулирует и предлагает клиентам участие в госпрограммах поддержки предпринимателей. Также мы активно включились в тему женского предпринимательства, запустили бесплатный образовательный проект «Университет бизнеса», который помогает нам «выращивать» собственного качественного и лояльного клиента.

Леонид Итальянцев, директор по развитию Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС

Форум показал, что банки продолжают двигаться навстречу сегменту малого и среднего бизнеса, которому долгое время не уделяли внимание. Чтобы ускорить это движение, мы вместе с нашими банками-партнерами предлагаем услугу, которую Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС разработала специально для сегмента малого и среднего предпринимательства. Программа мгновенной юридической помощи «СПУТНИК» включается в социальный пакет работника для того, чтобы снизить презентеизм, а значит, время решения сотрудников в рабочее время своих бытовых проблем. Теперь любые подобные правовые вопросы мы берем на себя, благодаря чему повышается эффективность сотрудников, малый бизнес получает больше возможностей для того, чтобы стать средним, средний — большим, а банки начинают развивать этот сегмент и зарабатывать вместе с нами.

Александр Шустов, генеральный директор Российского центра малого и среднего предпринимательства (РЦМСП)

Для существенного прорыва в развитии МСП нужен комплекс действий и мер. Во-первых, должна повыситься доступность финансирования для МСП. Безусловно, господдержка сегодня является важным стимулом развития кредитования малого бизнеса. Необходимо усиливать ее, а также информировать предпринимателей о возможностях, которые дают им различные отраслевые госпрограммы, льготы по лизингу и т.д. Во-вторых, должен оживиться интерес банков к кредитованию этого сегмента. Пока риски и просрочка высоки, они не спешат это делать. Микрофинансовые организации более активно кредитуют МСП, частично закрывают спрос малого бизнеса на заемные ресурсы, но зачастую предпринимателям нужны большие суммы, которые не могут предоставить МФО. В-третьих, структура малого бизнеса должна диверсифицироваться, сейчас у нас наблюдается перекос в сторону торговли, а предпринимателей от производства очень мало. Опять же, банки производство практически не кредитуют. Конечно, важна стабилизация экономической ситуации в целом — увеличение доходов россиян, рост спроса и как следствие рост продаж услуг и продукции МСП.



Сейчас на главной