Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Комиссионный генератор с регуляторной заслонкой
12.03.2020 Аналитика
Комиссионный генератор с регуляторной заслонкой

Комиссионные доходы — генератор прибыли, к которому банкам предстоит обращаться с каждым годом все активнее, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Но тотальный контроль за финансовыми продуктами, которого намерен добиваться ЦБ, а также попытки законодательно запретить или отрегулировать некоторые привычные виды комиссий могут привести к торможению роста комиссионных доходов и вынудить банки перестраивать линейку продуктов на ходу


Комиссионные доходы занимают второе место после процентных в формировании прибыли банковской системы. Это неоспоримый факт, как и то, что их рост в целом по банковскому сектору происходит очень быстро.

Управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Александр Сараев по итогам 2019 года оценивает долю комиссий в структуре доходов отечественных банков примерно в 25%.

Несколько менее оптимистичные, но тоже неплохие показатели приводят в рейтинговом агентстве НКР. «На фоне волатильности процентных доходов доля комиссий в структуре основных видов доходов банка (комиссии и полученные проценты) за последние четыре года выросла в полтора раза — с 13 до 19%», — подсчитал Егор Лопатин, старший аналитик НКР. Согласно его расчетам, в абсолютных значениях в 2016 году банки заработали на комиссионных продуктах и услугах 1 млрд рублей, а в 2019 году — уже 1,6 млрд, зафиксированный рост процентных доходов за тот же период — с 6,5 до 6,8 млрд рублей.

Доля комиссий продолжит расти на фоне ожидаемой стагнации процентных доходов, убежден Егор Лопатин, как и Александр Сараев.

«Если объемы кредитования останутся на прежнем уровне, то доля комиссионного дохода банка от транзакционного бизнеса может и вырасти. В случае же повышения кредитного аппетита считаю, что в соотношении доходов от кредитования и транзакционного бизнеса (комиссионный доход плюс процентный доход от пассивных операций) сохранится паритет», — считает директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов МКБ.

Каково отношение, таково и положение

«Традиционные банковские услуги в любом случае приносят основную часть дохода, и эта тенденция не изменится в среднесрочной перспективе», — уверен Дмитрий Орлов, заместитель председателя правления АКБ «Фора-Банк». Судя по расчетам НКР, на рынке довольно много банкиров, которые с ним в этом мнении солидарны.

В итоге организации продолжают развиваться в привычном русле, расценивая комиссии как побочный доход. Согласно данным Егора Лопатина, многие крупнейшие банки по данному показателю находятся в диапазоне, ненамного превышающем 10% (а то и ниже). В том числе комиссионные доходы Россельхозбанка составляют 9%, Газпромбанка — 10%, ВТБ и Юникредит оказались на равных — у них по 13%.

Тем временем уже сформировался пул банков, которые в этом плане развиваются куда активнее, чем выглядят средние показатели по рынку. Тинькофф Банк зарабатывает на комиссиях 38%, Почта Банк — 33%, Альфа-Банк — 30%, «Русский стандарт» — 27%, Райффайзенбанк — 25%. Так выглядит топ-5 банков с крупнейшими объемами полученных за 2019 год комиссий (если не брать в расчет абсолютных лидеров рынка, имеющих банковскую лицензию, но совершенно отличную модель — см. таблицу). Немногим отстает от них банк «Открытие» с показателем 24%. Доля комиссионных доходов Сбербанка — 21%. Таким образом, в десятку продвинутых по версии НКР попадают как государственные банки, так и частные с универсальной моделью обслуживания, но в обеих группах есть и менее активные игроки.

Крупнейшие по объему полученных за прошлый год комиссий кредитные организации и их доля в структуре основных статей доходов

Наименование кредитной организации

Комиссионные доходы за 2019  год,
млрд рублей

Процентные доходы за 2019 год, млрд рублей

Доля комиссионных доходов, %

Сбербанк

593

2242

21

Банк ВТБ

155

1008

13

Альфа-Банк

110

251

30

Тинькофф Банк

57

92

38

Банк ГПБ

45

401

10

«ФК Открытие»

44

138

24

Почта Банк

34

68

33

Райффайзенбанк

32

95

25

КИВИ Банк

28

3

92

Россельхозбанк

24

251

9

Совкомбанк

24

94

20

Росбанк

15

81

16

ЮниКредит Банк

13

85

13

НКО «Яндекс.Деньги»

12

1

94

«Русский Стандарт»

12

32

27

Источник: расчеты НКР по данным Банка России

«Фифти-фифти» и даже больше

Вне зависимости от ожиданий и действий отдельных участников рынка ситуация в секторе стремительно меняется, что неизбежно приведет к переориентации на непроцентные продукты и услуги. Этому будет способствовать множество факторов — как макроэкономических, так и регуляторных. Александр Сараев высказал мнение, что банкам уже сейчас пора адаптировать свои бизнес-модели, искать новые источники прибыли, поскольку в 2021 году проблемы с получением процентных доходов усугубятся из-за продолжающегося падения маржинальности кредитования и действий ЦБ по охлаждению перегретой розницы. Если в 2019 году ЦБ взялся за необеспеченное кредитование, то сейчас в сфере его внимания и автокредиты, и ипотека, поскольку в текущей макроэкономической ситуации обслуживать их населению становится все сложнее.

Тинькофф Банк зарабатывает на комиссиях 38%, Почта Банк — 33%, Альфа-Банк — 30%, «Русский стандарт» — 27%, Райффайзенбанк — 25%

В вот и хорошие новости: по словам Александра Сараева, доля комиссионных доходов кредитных организаций в структуре финансового результата (по опыту развитых стран) может составлять 50%, а иногда и 60%.

Выяснить, как обстоят дела у “дочек” западных банков, не удалось. Они либо уклонились от ответов вовсе, либо, как в пресс-службе Сити-банка, на вопрос о соотношении видов доходов ответили весьма дипломатично: «Мы не можем в деталях говорить о доле комиссионных и некомиссионных доходов в доходной составляющей нашего бизнеса. Надо отметить, что мы смотрим на взаимодействие с нашими клиентами с точки зрения целостного подхода к взаимоотношениям и, как правило, принимаем во внимание прежде всего общую ценность, которую мы создаем для клиента, и совокупный доход от взаимоотношений с тем или иным клиентом».

В Альфа-Банке (входит в топ-3 в рейтинге НКР) тренд на активное развитие комиссионных доходов объясняют возможностью в периоды экономической турбулентности поддержать прибыльность и операционную эффективность Банка, что способствует сохранению устойчивости его бизнес-модели. Комиссии за предоставление банковских гарантий (в том числе тендерные, провозные, НДС) не требуют фондирования, а другие комиссионные продукты (РКО, перевод денежных средств, валютообменные операции) не несут кредитного риска и не оказывают давления на капитал банков.

Классические продукты и плоды цифровизации

В «Б.О» решили выяснить, какие комиссионные продукты наиболее прибыльны для кредитных организаций.

«За всю банковскую систему отвечать не берусь. Каждый банк развивается в соответствии с собственными стратегическими целями и тактическими задачами. Но учитывая активное движение банковского сектора по пути цифровизации, комиссионные продукты в этом сегменте и будут наиболее прибыльными в ближайшее время. Крупные инвестиции банков в цифровые технологии нужно будет окупать, — пояснила Татьяна Павлычева, член правления, главный бухгалтер Банка Интеза. — Наш банк тоже двигается по этому пути. Однако для нас наиболее привлекательными и прибыльными с точки зрения комиссионного дохода остаются классические банковские продукты. Выделю организацию и структурирование сделок крупного корпоративного бизнеса, участие в таких сделках путем прямого финансирования и через нефондируемые инструменты, документарный бизнес и, безусловно, транзакционный бизнес через каналы дистанционного управления».

«Если мы говорим о периметре транзакционного бизнеса для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (куда не входят, например, комиссии за гарантии и аккредитивы), то наиболее значимыми являются валютный контроль и переводы в иностранной валюте, конверсионные операции, операции с наличными, переводы в пользу физических лиц, а на массе клиентов это комиссии за РКО (пакеты или комиссии за ведение счета, переводы в рублях)», — сказал Филипп Литвиненко.

Виктор Жидков, председатель правления банка «Веста» (ориентированного на МСП) ответил на вопрос о самых прибыльных продуктах просто: это пакеты услуг, которые подбираются под профиль клиента. По его мнению, юридическое, бухгалтерское и маркетинговое сопровождение — не более чем сопутствующие услуги, инвестиции с целью привлечь клиентов на основные продукты: расчеты, клиринг, кредитование.

Тренд на устранение мисселинга

«Из тех направлений, которыми мы занимаемся давно и успешно, можно отметить денежные переводы. Здесь видим неплохой потенциал в части как продажи партнерских услуг, так и предоставления собственного сервиса. Кроме того, для нас очень интересны сейфовые ячейки и услуги на их базе, а также валютообменные операции. Банк здесь показывает отличные результаты, — продолжил тему доходности Дмитрий Орлов, ориентируясь на опыт Фора-Банка. — Если мы говорим про новые розничные партнерские продукты, то это, конечно, инвестиционное страхование. Оно появилось у нас не так давно, но уже видно, что мы не ошиблись с внедрением. Изначально мы выбрали для внедрения не классические варианты ИСЖ, которые вскрыли несовершенство продукта, а модифицированный вариант — купонный ИСЖ, который более выгоден клиенту».

Тренд на активное развитие комиссионных доходов позволяет в периоды экономической турбулентности поддержать прибыльность и операционную эффективность банка, что способствует сохранению устойчивости бизнес-модели

Действительно, запуск новых продуктов, причем в первую очередь в сфере инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), вылился в такое количество жалоб, что ЦБ пришлось вмешаться и с апреля 2019 года начать регулировать продажи. В итоге претензий стало меньше, но и объемы продаж существенно сократились — премии по ИСЖ по итогам девяти месяцев 2019 года относительно девяти месяцев 2018 года снизились на 33,4%, до 141 млрд рублей, привел статистику Сергей Макаров, заместитель директора Национального центра финансовой грамотности.

Старший аналитик Frank RG Ольга Филиппова считает, что за 2019-2020 годы рынок должен адаптироваться к новым стандартам продажи ИСЖ, банки и клиенты будут подходить к продукту более осознанно, падение премий ИСЖ замедлится. Дмитрий Орлов заявил, что принятые меры уже существенно «повысили прозрачность продукта, что делает процесс продаж осмысленным и приводит к обоюдной выгоде».

В Банке России активно борются и с практикой отдельных кредитных организаций навязывать клиентам комиссионные продукты, в том числе продавать гражданам депозиты при условии, что они подпишут дополнительный договор, например откроют ИИС. Еще один способ, против которого выступает мегарегулятор, — практика отдельных банков навязывать страховки к картам и кредитам, и даже зашивать в договор юридическую поддержку при получении кредита (лишив клиента возможности использовать период охлаждения).

Страховали прослезились

Почему банки так активно продвигают именно страховые продукты — понятно. Страховщики жалуются, что в карманах банкиров оседает около 80–90% доходов от их продажи. Но в эти отношения между юрлицами регулятор как раз не вмешивается, и судя по всему, не собирается вмешиваться дальше: это рыночная, конкурентная среда.

Более того, руководство ЦБ ранее предлагало банковским ассоциациям заняться саморегулированием — по примеру того, как это работает на страховом рынке. Понимания эти пожелания регулятора у банкиров не нашли, а потому в феврале глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила о намерении получить право устанавливать правила продажи финансовых продуктов (через законодательные изменения), что позволит «противодействовать недобросовестной продаже финансовых услуг, навязыванию дополнительных услуг и сокрытию информации».

Очевидно, что регулирование будет обращено и на комиссионные продукты, а некоторые доходы стараниями законодателей и мегарегулятора кредитным учреждениями, вероятнее всего, сохранить не удастся. В частности, в январе стало известно, что ЦБ поддержал внесенный в Госдуму законопроект, согласно которому будет введен запрет взимать с граждан банковскую комиссию при перечислении платежей за услуги ЖКХ (сейчас они составляют от 0,5 до 2% суммы, годовые доходы банков от них оцениваются в 10 млрд рублей). Впрочем, банки ищут обходные пути и, вероятнее всего, постараются переложить эти расходы на управляющие компании, а те, в свою очередь, — «зашить» в коммунальные тарифы.

Комиссии с противодействием

Предполагалось, что также будет введен законодательный запрет на взимание комиссий при уплате штрафов и других платежей. Но их банковскому сообществу удалось отстоять, акцентируя внимание на том, что они уже понесли существенные убытки из-за отмены банковского роуминга (в рамках которого взимались внутрибанковские комиссии за переводы средств из одного региона в другой). Максим Осадчий, член совета директоров Банка БКФ, тогда высказался в том смысле, что банки заставят и вовсе работать за спасибо.

Что точно порадует многих предпринимателей — так это законодательная инициатива депутата Владислава Резника, направленная на устранение заградительных комиссий, которые ряд крупных банков устанавливает под предлогом борьбы с отмыванием доходов согласно Закону № 115-ФЗ (то есть гигантских комиссий за изъятие клиентом средств с заблокированного по антиотмывочному законодательству счета).

Также автор законопроекта «замахнулся на святое» — на разницу в тарифах за переводы со счетов юрлиц на счета физлиц в зависимости от суммы транзакции, но пока не факт, что его поддержат в Центробанке.

Уходящие доходы

Среди факторов, которые будут тормозить рост в сегменте, Егор Лопатин назвал активное развитие Системы быстрых платежей, «которая способна оказать давление на комиссии банков».

Но есть и объективная реальность: часть комиссионных продуктов и услуг с развитием рынка утрачивают свою актуальность.

Татьяна Павлычева считает, что изменение внимания к тем или иным продуктам в том числе зависит от макроэкономической и геополитической обстановки. «Нужно отметить сокращение доходности от кассовых операций. Это прежде всего связано с большим развитием электронных услуг, включая операции с пластиковыми картами, а также с усилением внимания контролирующих органов в вопросах AML. Текущее положение не могло не отразиться на таких операциях в силу особенностей их проведения», — уточнила представитель банка «Интеза».

По словам Виктора Жидкова, к «атавизмам» относятся плата за интернет-банк, комиссии за заверение документов — они воспринимаются как естественное бесплатное дополнение к услуге.

Прокрустово ложе комиссии

Александр Сараев согласен: сложно менять сложившееся у российских потребителей отношение к услугам как к чему-то бесплатному. «Если какой-нибудь банк скажет: теперь мы берем дополнительную комиссию за выпуск карт (которые все выпускают бесплатно), он сразу потеряет значительную долю рынка. Но через это прошли все развитые страны, и постепенно наш банковский сектор будет двигаться в этом направлении», — считает эксперт.

Тем не менее банки не стоят на месте. В «Альфе» говорят о разработке нового продукта — индивидуальных пенсионных счетов для граждан, осознающих необходимость долгосрочных целевых накоплений. «Мы постоянно работаем над совершенствованием нашего продуктового ряда. В последнее время запустили с нуля услугу по банковскому сопровождению контрактов, эскроу, номинальные счета и др. Все эти новинки приносят дополнительный комиссионный доход, а также процентный доход за счет концентрации пассивов на счетах», — поделился опытом Филипп Литвиненко из МКБ.

Потенциал для развития Александр Сараев видит в предоставлении консультационных и инвестиционных услуг, инвестиционного консалтинга (в том числе для корпоратов, свободными средствами которых, размещенными на счетах, управляет банк).

Сергей Макаров добавил к списку востребованных такие инвестиционные продукты, как паевые фонды, стратегии доверительного управления и индивидуальные инвестиционные счета (хоть и посетовал на то, что мисселинг добрался и сюда). Эксперт относит к перспективным также договора с негосударственными пенсионными фондами.

В режиме демпинга…

Есть ли в конкурентной гонке потенциал для дальнейшего снижения стоимости комиссионных услуг? Если да, то идет ли речь о демпинге со стороны государственных и квазигосударственных банков?

Михаил Ермаков, независимый экспертМихаил Ермаков, независимый эксперт

Если банки-монолайнеры и малые универсальные банки будут успешны или хотя бы начнут демонстрировать стабильную положительную динамику по росту объемов и количества клиентских операций с помощью онлайн-сервиса, а также смогут защитить своих клиентов от массовых блокировок их счетов (предотвратить проблемы с помощью разъяснительной работы), то банки топ-30 — как государственные, так и квазигосударственные — будут вынуждены начать демпинговать во всех категориях своих клиентов и еще шире внедрять мобильный банковский сервис, что может привести к дальнейшему снижению цен на типовые банковские услуги.

Татьяна Павлычева, член правления, главный бухгалтер Банка «Интеза»Татьяна Павлычева, член правления, главный бухгалтер Банка «Интеза»

Можно ли конкурировать размером комиссии с другими кредитными организациями? Безусловно! Не только можно, но и нужно! По традиционным банковским продуктам с комиссионным вознаграждением данные по рынку, как правило, доступны. Мы их всегда анализируем, устанавливая свои тарифные планы. По более сложным продуктам, конечно, тоже есть представление об уровне доходностей на рынке. Но там, как правило, необходим индивидуальный подход в определении и структуры продукта, и соответствующей комиссии.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ