Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Робоэдвайзинг — это автоматизированный сервис по созданию инвестиционного портфеля клиента и управлению им. В ходе первичного анкетирования клиента робосоветник формирует инвестиционный профиль, учитывающий цели инвестирования, готовность к риску и другие параметры, и на его основе собирает портфель ценных бумаг. Как в российской, так и мировой практике в качестве базового инструмента инвестиций часто используются биржевые инвестиционные фонды (ETF).
По данным Московской биржи, по итогам 2021 года в России брокерские счета открыты у 17 млн физлиц, из которых более 2 млн ежемесячно совершали сделки на бирже. Статистика показывает, что 80–90% клиентов брокерских компаний торгуют финансовыми инструментами с помощью мобильных приложений. Только за 2021 год количество «машинных» рекомендаций превысило 10 млн, что примерно в десять раз больше, чем годом ранее.
Исследование «Российские инвестсервисы автоследования: фунциональность, UX, доходность портфелей» состоит из двух частей:
В исследовании рассматриваются десять инвестиционных сервисов (для этого было открыто десять рублевых и пять валютных портфелей) и проводится экспертная оценка их доходности, UX и продуктового наполнения.
Исследованные сервисы приведены в таблице.
Рублевые портфели |
Валютные портфели |
Робот-советник (ВТБ «Инвестиции») |
ВТБ USD |
Yammi (ЮМани — ФинЭкс Плюс) |
Тинькофф USD |
Инвестсоветник Е. Шильников (АИС Robo24 — мультиброкер) |
Fintarget USD |
SmartInvest (Росбанк — «ФинЭкс Плюс») |
Yammi USD |
Финансовый автопилот USD |
|
Right (Conomy — «Финам») |
|
Робот-советник («Тинькофф Инвестиции») |
|
Финансовый автопилот («ФинЭкс Плюс») |
|
Fintarget (БКС Брокер) |
В настоящее время мониторинг доходности портфелей продолжается, т.е. портфели, созданные в августе 2021 года, еще существуют. Из-за действующих санкционных ограничений не все активы в настоящее время доступны, также наблюдается сильная волатильность. Через какое-то время будут видны результаты доходности портфелей; можно будет оценивать, как справились те или иные программы автоследования с вызовами рынка.
Результаты исследования будут полезны участникам рынка — инвестиционным советникам, управляющим компаниям и брокерам, а также разработчикам программ робоэдвайзинга и самим инвесторам.
Разделы исследования:
Функциональность
В UX-исследовании рассматривались семь сервисов:
Сервисы брокеров:
Самостоятельные сервисы:
В каждом из этих сервисов были пройдены по три основные пользовательские задачи:
Кроме того, сервисы сравнивались по функциональности и были выделенные 18 различных функций, типичных для этих сервисов:
Более редкими функциями оказались возможность получить портфель в разных валютах (в одном сервисе) и наличие отложенных ордеров (в одном сервисе).
Только в трех сервисах была возможность ребалансировать портфель. Для того чтобы получить инвестиционный профиль, пользователю нужно заполнить анкету. В большинстве сервисов анкету можно заполнить только один раз. Чтобы поменять инвестиционный профиль, нужно открывать дополнительный счет, проходить анкету заново, а просто изменить конфигурацию можно было не во всех сервисах. Также не во всех сервисах были доступны графики исторической доходности.
Исследование показало, что сервиса, в котором были бы представлены все функции, нет. В одном из них было насчитано 16 функций, а в некоторых значительно меньше (график 1).
График 1
Удобство
В рамках исследования также оценивалось удобство сервисов: насколько пользователю легко и комфортно взаимодействовать с системой в рамках трех пользовательских задач:
В ходе исследования были выявлены проблемы удобства, которые затем сортировались по критичности.
Проблемы высокой критичности — те, которые могли не позволить пользователям выполнить определенную задачу или из-за которых они могли столкнуться с серьезными трудностями. Проблемы средней критичности не влияли на успешность выполнение задачи, но могли привести к тому, что на ее выполнение требовалось больше времени. Проблемы низкой критичности не влияли на результат выполнения задач, но могли повлиять на удовлетворенность от использования сервиса.
Распределение проблем по критичности показывает, что с большим количеством проблем пользователи сталкивались на этапах подключения портфеля и инвестпрофилирования.
Много проблем средней и высокой критичности было в задаче поиска информации о сервисе (графики 2, 3). Это значит, что новые пользователи, которые не знают, что такое робоэдвайзинг и как им пользоваться, не смогут применить этот сервис (не найдут его приложение, либо найдут, но не поймут, как пользоваться, либо сделают что-то неправильно).
График 2
График 3
Задача «Поиск сервиса» — в разных приложениях сервис с робосоветником мог называться по-разному: «робот-советник», «стратегия», «собрать портфель» (рис. 1).
Рисунок 1
Из некоторых названий пользователь не мог понять, что это автоматический подбор. Например, «собрать портфель» — можно подумать, что пользователь сам будет его собирать, без алгоритмических рекомендаций.
При переходе из одного приложения в другое есть вероятность, что пользователь не сразу сможет найти нужный ему сервис. После прохождения инвестпрофилирования система не дает подсказок, что делать дальше, какие возможности у клиента есть и где с ними ознакомиться. Если пользователь заранее не знает о робосоветнике, то может так и не узнать о сервисе или не знать, где его найти в приложении.
Не всегда можно найти и заметить информацию о сервисе. Возможно, она есть в приложении или на сайте, но к ней привлечено недостаточно внимания, поэтому пользователь может не заметить данную информацию.
Во время подключения робосоветника, если пользователь хочет переключиться на стратегии другой валюты, ему требуется заново проходить анкету по определению цели, что удлиняет процесс подключения.
Больше всего проблем было обнаружено в задаче подключения портфеля. Пользователям на этом этапе не хватало информации о времени проверки документов при создании профиля и отправлении заявки, было недостаточно информации о том, что делать после отправки документов на проверку, о статусах портфелей. Сервисам стоит обратить на это внимание и предоставлять информацию внутри самого приложения или на сайте, чтобы пользователям не приходилось уходить на другие ресурсы для получения данной информации.
«СберИнвестор» — один из примеров удачного решения, связанный с тем, как подается информация в этом приложении. После заполнения анкеты пользователя сразу знакомят с предложением подбора портфеля, и ему не нужно его искать самостоятельно.
Анализ доходности
Основной продукт робоэдвайзинга в России — биржевые фонды ETF от Finex, предлагаемые на основе договора доверительного управления. Компания FinEx предлагает эти фонды как в рамках собственного сервиса «Финансовый автопилот», так и в партнерстве с другими участниками рынка. Пять из десяти рублевых портфелей оказались основаны именно на этих продуктах. Примечательно, что портфели, собранные из ETF от Finex, показали разную доходность, хотя в основном были составлены из трех одинаковых фондов.
Еще одно наблюдение, которое свидетельствует о том, что эти сервисы еще недостаточно развиты, — это то, что ребалансировки в большинстве случаев не проводились, хотя это предусмотрено методологией сервисов и считается одним из важных элементов для робоэдвайзинга. Также стоит отметить, что сработал геополитический риск. Произошло это из-за того, что в настоящий момент операции с биржевыми фондами приостановлены.
И среди рублевых, и среди валютных портфелей наилучшие результаты показал сервис «ВТБ Инвестции» (рис. 2). В чем секрет лидера? Вероятно, в методологическом подходе. Изначально портфели были сформированы с преобладанием индексного фонда и небольшого количества акций. В результате регулярных ребалансировок эта пропорция менялось в пользу отдельных бумаг. На полугодовом горизонте наблюдения такой подход позволил ВТБ показать такие высокие результаты.
Топ-3 лидерами среди рублевых портфелей оказались:
Среди валютных портфелей только два показали положительную доходность:
Рисунок 2
Для заказа исследования и дополнительной информации обращайтесь:
Наталья Радаева
+7 (499) 404 2069
Анна Минаева, ведущий юзабилити-специалист USABILITYLAB: Результаты UX-исследований робоэдвайзинга
По материалам вэбинара: https://www.youtube.com/watch?v=wmF5WKjoruM
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником