Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Mobile больше не first
09.04.2024 FinRetailFinTechАналитика

Mobile больше не first

PWA решили проблему удаления приложений банков из западных сторов. При этом параллельно начали появляться решения совершенно иных классов. А Open API доведет импортозамещение в этой сфере до финальной точки


В начале марта 2022 года App Store удалил около 7 тыс. приложений российских компаний. Не отставал и Google со своим магазином приложений Google Play. Последовавшие затем западные санкции против банков и иных финансовых организаций привели к тому, что они стали испытывать серьезные сложности с размещением и обновлением своих мобильных приложений для ДБО.

Для банкиров возможность регулярных обновлений функционала приложений критична с точки зрения обеспечения доступа клиентов к своим новым продуктам, поэтому начались энергичные поиски путей обхода санкций. Первой альтернативой стало использование технологии PWA со всеми ее плюсами и минусами. А прямо сейчас на рынке появляются новинки иного рода.

Отечественная специфика PWA

PWA (Progressive Web App, прогрессивные, или адаптивные, веб-приложения) — технология, трансформирующая веб-сайт в аналог мобильного приложения. Кроссплатформенные PWA создают на основе существующего веб-сайта, а поскольку они не являются классическими мобильными приложениями, их устанавливают из браузера. В Apple Store и Google Play размещать PWA не нужно.

Недавнее исследование Google показало, что пользователи смартфонов, которые применяют прогрессивные веб-приложения, с большей вероятностью будут использовать мобильный сайт компании или бренда. Кроме того, трое из четырех пользователей смартфонов (75%) предпочитают пользоваться мобильным сайтом через PWA, а не устанавливать отдельное приложение. Это связано с тем, что многие пользователи не хотят тратить время и память устройства на загрузку дополнительных приложений, особенно если им необходимы только основные функции. Напомним, в 2019 году предпочтение прогрессивным веб-приложениям отдавали всего 50% респондентов.

Положительная динамика налицо. Но ее причина в западном мире находится в области UX (user experience): технология PWA обеспечивает быструю загрузку, удобный пользовательский интерфейс и экономию ресурсов, что делает ее неплохим выбором для развития мобильного онлайн-присутствия и повышения лояльности клиентов в разных сферах бизнеса, включая банки. Разработчики утверждают, что могут сократить затраты на разработку и поддержку различных версий мобильных приложений для нескольких операционных систем, так как PWA работают на всех устройствах и браузерах. Кроме того, такие веб-приложения позволяют быстро обновлять контент и функциональность без необходимости обновления всего приложения в магазинах. Это на Западе.

Отечественная аналитика распространения PWA демонстрирует, что эти веб-приложения в России показывают стремительный рост востребованности как среди пользователей, так и среди бизнес-компаний.

Усредненные данные показывают, что уже сегодня более 70% российских владельцев смартфонов предпочитают пользоваться мобильным сайтом через PWA, а не устанавливать отдельное мобильное приложение, догнав показатели американцев буквально за пар лет. Но драйвер роста оказался с отечественной спецификой.

Плюсы и минусы PWA

За несколько лет активного использования этой технологии накопился как положительный, так и негативный опыт, а также получена аналитика пользовательского предпочтения, что дает богатую пищу для прогнозов эволюции мобильного ДБО в 2024 году.

В частности, в ходе Форума iFin-2024 ряд таких прогнозов сделала Юлия Сарапулова, руководитель отдела аналитики Студии Олега Чулакова. Согласно собственным регулярным исследованиям пользовательского поведения и клиентского опыта пользователей ДБО, проведенным Студией, юзеры классических мобильных приложений, с одной стороны, постепенно из-за ограничений начинают менять свои привычки, делая упор на базовые функции банковских сервисов в PWA (переводы, платежи и т.д). С другой стороны, разработчики находят способы привнести в web те фичи, к которым люди ранее привыкли в нативных мобильных приложениях. Менять свои привычки, как известно, — довольно неприятное занятие, но ситуация вынуждает.

Необходимо отметить, что далеко не весь функционал смартфона доступен из его web-браузера. В частости, аналитики выяснили, что, поскольку есть проблемы с Face ID и сканером отпечатков пальцев, вход в PWA поначалу для 83% пользователей был непростым квестом с мучительными воспоминаниями логинов и паролей, что снизило уровень лояльности аудитории к банку. Отмечались проблемы и с геолокационными сервисами, например с поиском ближайших банкоматов. Да и сами эти устройства не всегда «видели» смартфон с его NFC-чипом и PWA. 

Но не все так печально. Те же аналитики наблюдали, как в течение 2023 года банки учились решать множество проблем. Они выделили Тинькофф Банк в качестве наиболее расторопного и технически продвинутого. Эта кредитная организация, похоже, первая в России, успешно адаптировала функционал PWA под возможности нативного мобильного приложения. Другие банки со временем также смогли улучшить качество взаимодействия пользователей со своими PWA. Тем не менее опыт работы с десктопными браузерами до сих пор крайне полезен при работе с мобильными web-версиями.

По словам Юлии Сарапуловой, одним из трендов в 2024 году в области банковских PWA останется стремление сделать веб-приложения такими же удобными, как и нативные. Почему? Банкирам необходимо восстановить падение удовлетворенности клиентов мобильным ДБО и чем-то компенсировать ее падение на 83%, о котором говорилось выше.

Мы на выдумки хитры

У PWA порой нет доступа к контактной книге смартфона, а у пользователей нет возможности правильно подписывать платежи в соответствии с требованиями, установленными отечественным финансовым регулятором. С этим с классическим web ничего нельзя поделать, зато можно попробовать нечто иное, например использовать дополнительно небольшое мобильное приложение, к которому у магазинов приложений нет претензий. Это ПО позволяет PWA получить транзитом через себя данные из адресной книги, функции подписания транзакций, отправки Push-уведомлений и тому подобное благодаря доступу к нативным функциям операционной системы смартфона.

Это дополнительное приложение по своей сути является специализированным мобильным браузером с расширенными возможностями, который может использоваться для доступа к web-ресурсам и персонализируется под работу с личным кабинетом только после скачивания. Естественно, должен быть и предварительно настроенный сервер приложений на стороне банка. В этом случае адаптивный web-сервис превращается в полный аналог нативного приложения на смартфоне, которое всегда будет актуальным и доступным для клиента. Первой на рынок с подобным решением под названием SFERRA вышла компания SafeTech, которая в дополнение к сказанному выше в целях выполнения регуляторных требований встроила в сервер приложений свое решение PayControl ГОСТ для реализации сценариев подтверждения операций с размещением сертифицированной криптографии на мобильном устройстве.

Иным способом увеличения функциональности PWA для корпоративных клиентов стало расширение перечня интерфейсов, через которые пользователи могут воспользоваться ДБО в полном объеме. Так, web-клиент «1С: Предприятия 8» можно с помощью специальной команды установить как отдельное PWA-приложение, и выглядеть оно будет как нативное приложение — в нем не будет адресной строки браузера, кнопок «Домой», «Вперед», «Назад» и др. И, похоже, это только начало мощного тренда интеграции ДБО с иными популярными решениями как в рамках концепции мультибанковского ДБО от 1С, так и в рамках приложений с открытым прикладным интерфейсам (Open API) иных вендоров.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ