Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мы делаем ставку на цифровые продукты и качественный клиентский сервис
22.12.2021 FinCorpАналитика

Мы делаем ставку на цифровые продукты и качественный клиентский сервис

МТС Банк активно работает в парадигме устойчивого развития, которая ориентирована на стратегию win-win для клиентов и для банка. Глеб Сорокин, вице-президент, руководитель инвестиционного блока МТС Банка, поделился с «Б.О» опытом цифровой трансформации бизнеса, включая практику работы с инвестициями и внедрение финтех-сервисов для участников ВЭД


Глеб Сорокин, вице-президент, руководитель инвестиционного блока МТС Банка

— Глеб, какие ключевые задачи и целевые ориентиры стоят перед вами как вице-президентом и главой инвестиционного блока?  

— Первое направление — собственные операции банка: формирование высоколиквидного портфеля ценных бумаг и эффективное управление: своевременное хеджирование присущих портфелю рисков (рыночных, геополитических, кредитных); получение дополнительной прибыли от собственных операций на валютном рынке и рынке деривативов. Второе ключевое направление — создание цифровых продуктов для сегментов b2b и b2c, которые улучшают качество клиентского сервиса. 

Также мы сосредоточены на увеличении доли услуг в цифровых каналах и поиске индивидуальных решений для клиентов. Цель трансформации — увеличение безрискового комиссионного дохода. 

— Как вы выстраиваете работу с клиентами по инвестиционному направлению? Что делается для защиты капитала?  

— Помимо существовавшего разделения на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов в связи с ростом интереса к инвестициям Центральный банк ввел новые нормы профилирования частных инвесторов для работы со сложными инвестиционными инструментами. Эти меры как раз и направлены на защиту капитала клиентов, а важным инструментом этой защиты является формирование у частных инвесторов понимания рисков, связанных с инвестированием. 

В МТС Банке продажи ценных бумаг для неквалифицированных инвесторов идут в цифровых каналах, есть список бумаг, которые клиент не может купить, не пройдя риск-профилирование. Сотрудник клиентской поддержки может рассказать о продукте, но не может его продать. Классический брокеридж по телефону доступен в основном для состоятельных инвесторов, которым мы присваиваем статус квалифицированных инвесторов в соответствии с нормами ЦБ.

— В плане клиентских сервисов для b2b какие у вас приоритеты на 2021 год и среднесрочную перспективу?

— В приоритете — развитие продуктов для участников ВЭД: валютных операций, международного торгового финансирования, валютных и процентных деривативов. Рынок крупных корпоративных клиентов давно поделен между крупнейшими локальными банками из топ-5 и дочками иностранных, но мы видим большой потенциал в сегменте МСБ за счет предложения клиентам качественных продуктов и финтех-сервисов в рамках экосистемы МТС. 

Для участников ВЭД-сегмента МСБ Банк предлагает бесплатное открытие и ведение валютных счетов, безбумажный документооборот, цифровые сервисы по проведению операций.  

Онлайн-сервис по обмену валюты — FX-Online, к которому можно подключиться дистанционно, позволяет клиентам-юрлицам совершать сделки в режиме 24/7, не заходя в систему «Клиент-банк», через веб-браузер практически с любого устройства из любой точки мира. 

Немаловажная часть ВЭД — валютный контроль, с которым во многих банках есть проблемы. Мы активно работаем с клиентским опытом в этом направлении. Например, для получения консультации клиент может связаться с сотрудником валютного контроля по выделенным каналам. Есть сервис по уведомлению о зачислении на счета иностранной валюты в режиме реального времени, что помогает оптимизировать денежные потоки. Недавно банк внедрил услугу «Таможенный календарь», благодаря которой клиент оперативно получает уведомления о событиях валютного контроля, о скором наступлении сроков репатриации иностранной валюты или рубля для резидентов, письма с информацией об истечении сроков контрактов и т.д. Сейчас мы рассматриваем такие сервисы как поиск для клиентов ВЭД иностранных партнеров.

В 2020-2021 годах мы вывели на рынок ряд продуктов и услуг, которые улучшают качество клиентского сервиса. Помимо РКО для клиентов ВЭД с бесплатным открытием и ведением счета мы расширили время конверсионных операций для юридических лиц с 3:00 MSK до 21:00 местного времени с возможностью подключения услуги онлайн, запустили международное торговое финансирование в юанях, инструменты по хеджированию валютных рисков.

Также внедрен безбумажный документооборот при выдаче аккредитивов и гарантий — как локальных, так и международных. Работает программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, разработанная Корпорацией МСП, есть ряд собственных программ поддержки МСБ.  

— Участники рынка часто жалуются на затянутые сроки рассмотрения заявок на гарантии. С чем это связано?

— Длительное ожидание — это история не про нас. В МТС Банке запущен кредитный конвейер с автоматизированной системой скоринга. При предоставлении полного пакета документов и сумме гарантий меньше 5 млн рублей возможна экспресс-выдача гарантии в течение 10 минут; если сумма больше, то решение можно получить в течение 40 минут. 

Если смотреть в целом по рынку, прошлогоднее ухудшение финансового положения компаний повлияло на работу цепочек по оценке кредитного риска и привело к ужесточению скоринга. Дело также в том, что у небольших банков действуют очень громоздкие процедуры оценки кредитного качества с «ручными» обработкой и анализом и с прохождением множества комитетов. У лидеров рынка с высоким уровнем автоматизации и продажами в цифровых каналах качество сервисов значительно выше.

— Вы согласны с тезисом, что российские участники ВЭД склонны недооценивать инструменты торгового финансирования?

— Действительно, клиенты недооценивают аккредитивы, которые служат для минимизации политически рисков, рисков непоставки товара или нарушения собственных контрактных обязательств, а также позволяют снижать затраты, поскольку аккредитивные кредитные линии используются не на весь период действия аккредитива. Скажу больше: мы долго спорили с коллегами из продающих подразделений, будут ли востребованы со стороны этой категории клиентов производные финансовые инструменты, валютные опционы, предназначенные для хеджирования валютных рисков, валютные форварды. Практика показала, что благодаря просветительской работе банка клиенты начинают совершать такие операции, в частности участники ВЭД все активнее используют аккредитивы с покрытием. Ведь использование покрытого аккредитива дает возможность даже совсем небольшим компаниям, которые могут не соответствовать установленным банками риск-параметрам, сотрудничать с зарубежными партнерами.

В целях популяризации инструментов мы проводим и онлайн-, и офлайн- конференции на темы хеджирования валютных рисков, оптимизации денежных потоков, изменений в валютном законодательстве и работы с нашими продуктами. На 2022 год запланирован большой просветительский проект для клиентов в крупных региональных центрах. 

— Получается ли полностью диджитализировать такую работу? 

— Можно стандартизировать форму контракта, договора, валютообменные операции. Но, например, выдачи аккредитивов возможно автоматизировать лишь частично — там всегда множество контрактных нюансов, которые не поддаются стандартизации. Поэтому для продуктов торгового финансирования очень важно помимо автоматизации иметь высококвалифицированных специалистов, досконально знающих продукт. 

— Как использование экспертных услуг отражается на тарифах для МСБ? 

— Как правило, в тарифных сетках банков тарифы для МСБ несколько более высокие. Но именно в части ВЭД такой практики нет, все зависит от сумм. 

По моему глубокому убеждению, при выборе банка на первом месте стоит не тарификация, а именно качество обслуживания, формирующее лояльность клиентов.

— Работает ли ваш банк с внешними агрегаторами для привлечения клиентов ВЭД?

— Мы используем свои каналы продаж: формы заявок на сайте, работу по SEO research, оптимизацию поисковых запросов в сетях, рекламу. 

— Как в МТС Банке внедряется актуальная ESG-повестка?  

— ESG-повестка заложена уже в самой миссии и ценностях нашего банка: быть лучшим цифровым банком в России для жизни и бизнеса, предлагать мобильность и свободу выбора каждому клиенту. Фокус на финансовой инклюзии — основной вклад розничных банков в цели устойчивого развития.

В 2021 году мы приняли решение не только усилить ESG-повестку, но и активно декларировать следование ей как внутри, так и вовне. В банке продолжает формироваться система управления устойчивым развитием: создан центр компетенций по внедрению принципов ESG, надзор за реализацией ESG-повестки осуществляется на уровне совета директоров. В следующем году концепция устойчивого развития банка будет отражена в стратегии устойчивого развития, которая на текущий момент находится в разработке. 

Уже в 2022 году банк также планирует присоединиться к инициативе UNEP FI PRB — Принципам ответственного банкинга. Это означает, что банк готов брать на себя обязательства по соответствию лучшим международным практикам в области ответственного финансирования и устойчивой банковской деятельности. Мы уверены в своих силах, поскольку банк де-факто реализует принципы корпоративной социальной ответственности, поддерживает стандарты этики, добросовестности и ответственного ведения бизнеса и соответствует лучшим практикам корпоративного управления.  

Что касается устойчивого финансирования, то в 2021 году банк стал одним из организаторов выпуска социальных облигаций материнской компании МТС. Этот выпуск уникален тем, что впервые российская корпорация привлекла деньги на социальные региональные проекты по развитию инфраструктуры, а именно — на развитие широкополосного интернета в отдаленных регионах России, установку устройств доступа для социальных объектов, таких как детские сады, школы и прочие учебные заведения. Размещение оказалось мегауспешным.

Банк также стремится к интеграции принципов ответственного финансирования, исключая кредитование секторов с недопустимыми ESG-рисками, например производство товаров оборонного назначения и продукции, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду. Об этом четко заявлено в декларации, которая содержит список исключаемых отраслей. 

Банк участвует в ряде социальных инициатив: реализует образовательные программы, мероприятия по повышению финансовой грамотности, поддерживает студентов. Также банк осуществляет ряд практических мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду и по ответственному потреблению ресурсов в офисах: переход к безбумажным внутренним и внешним процессам, сокращение потребления бумажных носителей, оптимизация утилизации электронных и пластиковых отходов. Банк стремится способствовать повышению доступности и качества финансовых услуг, не увеличивая нагрузку на окружающую среду.

#ВЭД #Investing #МСБ #ESG





Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ