Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На полях Finopolis-2018, Александр Агаков, глава платежных сервисов QIWI, поделился с «Б.О» своими впечатлениями от происходящего и рассказал, с какими идеями QIWI подошла к этому Форуму
— Александр, чем, на ваш взгляд, Finopolis-2018 отличается от других банковских конференций?
— Я на Finopolis впервые, и он меня приятно удивил тем, что те технологические истории, которые представлены на стендах участников и обсуждаются на пленарных сессиях, говорят о том, что и регулятор, и банкиры серьезно задумались о потребителе финансовых услуг и об улучшении клиентского опыта.
Банкиров часто критикуют за то, что они неповоротливы и медленно движутся в сторону клиентоориентированности. А как иначе? Финансовые институты находятся меж двух огней. Во-первых, они действуют под тяжестью регулирования со стороны Банка России и других государственных структур. У коммерческого банка при этом на кону судьба его лицензии, что существенно ограничивает свободу и снижает скорость маневров на рынке, сдерживая развитие бизнеса. Во-вторых, просто «плыть по волнам» у современных банкиров сейчас тоже не получается — конкуренция на рынке зашкаливает, как со стороны классических участников финансового рынка, так и со стороны новичков. Среди них в первую очередь выделяются «свободолюбивый» FinTech и крупные технологические компании.
Здесь, на Форуме, представители ЦБ, зная эту непростую ситуацию, активно пошли навстречу всем названным участниками рынка и достаточно много времени посвятили обсуждению того, почему именно FinTech-стартапы являются движущей силой развития качества клиентского опыта для всех и как с ними можно плодотворно сотрудничать. Поэтому я так интерпретировал бы посылы регулятора: «Банки, становитесь более открытыми, создавайте Open API, чтобы FinTech мог приходить к вам и расширять ваш же бизнес без каких-либо усилий с вашей стороны, чтобы вы расширяли свой бизнес без развития собственного маркетинга или придумывания новых бизнес-идей».
Зачем это нужно? Классический банк уже выбрал практически все ресурсы развития в парадигме того, что клиенты — малоизменчивые субъекты. Но ведь клиенты банков многолики, они постоянно меняют свои модели поведения: то они солидные журналисты или важные менеджеры, то азартные пользователи компьютерных игр, а то — расчетливые инвесторы. Банкиры должны либо научиться сами коммуницировать со всеми этими сущностями одного и того же клиента, либо поручить делать это множеству FinTech-компаний, каждая из которых прекрасно и экономически эффективно закрывает одну маленькую клиентскую нишу.
И судя по тому, что на Finopolis об этом говорят, все отлично!
— К FinTech вы относите только фронт-офисную часть экосистемы?
— В данном конкретном случае да. Получить банковскую лицензию сложно и дорого. Более простой путь, по которому идет большинство необанков и финтех-стартапов — развитие собственного фронта при работе по контракту с обладателем банковской лицензии посредством открытых API. Самое главное в такой схеме для классического банка — создать соответствующую IT-инфраструктуру, а для регуляторов — условия. В Европе этот путь уже пройден, там работает Open Banking. На Форуме об этом довольно много говорили, а инвесторы с деньгами внимательно слушали. И тех, и других достаточно много.
— Сказав «Достаточно много инвесторов», вы имели в виду Россию или мир в целом?
— В России, я считаю, достаточно много денег для инвестиций, но чтобы их грамотно инвестировать, нужны мозги и профессиональные команды. Этого пока мало. Если говорить конкретно о нас, то через QIWI Venture мы поддерживаем FinTech, затем наиболее успешные стартапы становятся частью нашей инфраструктуры. Из реальных примеров можно называть QIWI Bonus.
Говоря о прибылях от подобных инвестиций, необходимо на все смотреть в комплексе, а в комплексе QIWI успешно зарабатывает деньги: мы прибыльны, причем с положительной динамикой этого показателя в платежном бизнесе. Но инвестиции в отечественных условиях — не совсем классические венчурные проекты. У нас немного другая ситуация.
— Если не ошибаюсь, вы делали на Форуме доклад, в котором развили эту мысль?
— Да, верно. В нем я отметил, что зарабатывание денег для нас — не самоцель. QIWI существует для другого: мы постоянно делаем что-то новое, отталкиваясь от накопленного ранее опыта. Сначала появились терминалы, потом был создан «QIWI Кошелек» на базе банка, а затем — экосистема на базе Open API. Мы участвуем в Ассоциации «ФинТех», где мы принимаем участие в развитии мастерчейна и других вещей, которые, по большому счету, не про деньги, а про развитие отрасли в целом.
Мы научили платежный рынок работать быстро, без сложных банковских процедур получения доступа к интернет-банку
В основе нашего подхода к инновациям лежит то, что сейчас принято называть улучшением клиентского опыта. Иначе говоря, мы, как правило, приходили и приходим на уже устоявшийся рынок и добавляем туда какую-то свою изюминку, «вкусную» для потребителя.
В истории с терминалами мы добавили в бизнес-схему агентскую модель, и это «выстрелило». Ведь мы были одними из первых, кто сделал именно массовый электронный кошелек, а на этом рынке, напомню, уже работали WebMoney и «Яндекс.Деньги». В кейсе с кошельком мы, собственно, научили платежный рынок работать быстро, без сложных банковских процедур получения доступа к интернет-банку. Что такое «QIWI Кошелек», по сути? Это тот же терминал, только в Интернет-пространстве. Человеку не надо было заполнять бумаги, он просто нажимал на кнопку, закачивал приложение и сразу получал интернет-банк.
У банков-конкурентов для того же самого необходимо было лично посетить офис или отделение. Мы упростили этот процесс, оцифровали путь становления человека банковским клиентом. Потом добавилась карта. Так, step-by-step, мы наращивали свою клиентскую базу и добивались ее лояльности по отношению к нам.
— С чего-то все равно надо было начинать. Что было ядром бизнеса QIWI?
— В ядре бизнеса лежало и лежит удовлетворение потребности человека провести платеж быстро, просто, безопасно и с небольшой комиссией. Конечно, надо различать разные пользовательские сценарии. Во-первых, когда заканчиваются деньги на счету телефона, важна скорость проведения трансакции. Здесь мы зарабатываем на комиссии. Если необходимо гарантированно и бесплатно оплатить, например, счет за ЖКХ, то милости просим в «QIWI Кошелек». Если человек — заядлый компьютерный игрок, а ему необходимо здесь и сейчас приобрести в ходе игры какой-либо геймерский артефакт, то это — еще один сценарий. Знание этих простых потребностей, а также умение их удовлетворить — и есть ядро бизнеса QIWI.
— Из каких направлений сегодня складывается выручка QIWI? Какова динамика ее долей? Меняется ли поведение потребителей сервисов?
— Когда мы начинали, оплата сотовой связи составляла около 70–80% нашего бизнеса. Сегодня это небольшая часть в нашем обороте. Куда ушли деньги? В наш банк, карты, переводы по оплате кредитов других банков и т.д. В этом году мы ожидаем роста чистой выручки на 40–45% год к году по группе.
Что еще изменилось? Поведение потребителя. Клиенты начинают массово пользоваться сервисом автоплатежей, что соответственно изменило и наши бизнес-модели. Это уже давно стало мировым трендом. В Европе, например, все коммунальные платежи оплачиваются автоматически со счета в банке. В России такая история только набирает обороты. Если у нас на государственном уровне будут обеспечены прозрачность формирования счетов и гарантированное прохождение средств вплоть до поставщиков услуг, то мы, без сомнения, тоже получим прорыв в платежной индустрии, повысив при этом качество самих услуг.
— За счет чего?
— За счет того, что начнем выстраивать такие платежные цепочки, которые смогут объединить многих контрагентов. Для наших клиентов это означает, что, например, на всех квитанциях, бумажных или электронных, будет QR-код, по которому можно автоматически выгрузить реквизиты в платежную форму. Это проще и быстрее.
В основе нашего подхода к инновациям лежит то, что сейчас принято называть улучшением клиентского опыта
Второй, более сложный шаг — это создание единого платежного хаба, как, например, в Беларуси. Там, если кто-то хочет принимать платежи от населения, то должен зарегистрироваться, предоставить свои реквизиты и своевременно их обновлять. Дальше все конкурируют уже за счет предоставления своих дополнительных сервисов.
— В чем смысл дискуссии об эскроу от AliExpress и выступления Лэймина Чена, старшего вице-президента Ant Financial Services Group?
— Мы, как и другие игроки в России, занимаемся сервисами Escrow. Когда я покупаю на условном Avito коньки, пока я их не получил, денег продавец не получит. Это, собственно, и есть эскроу. Случай с AliExpress — скорее не тема эскроу, а тема траста. Лэймин Чен сказал: «Если мне доверяют, то и деньги отправят».
QIWI же пыталась договориться с AliExpress о схеме «Payment on delivery», то есть человек заплатит деньги только тогда, когда товар придет. Они мне сказали: «Мы не будем работать по этой модели. Мы настолько круты, что нам верят». Мы говорим: «В России — не так. У нас принято платить после того, как товар доставят и покупатель потрогает покупку». В ответ: «Это ваши проблемы», и все! Но они все равно растут. В России создать систему траста, очевидно, можно, но этот игрок должен быть каким-то весьма значимым, его акции должны быть на бирже. Тогда люди будут доверять ему. Кроме того, должны существовать и свои крупные маркетплейсы. Тогда это все приобретет практический смысл. Наверное, в этом тоже часть замысла ЦБ в проекте «Мастерчейн».
— Каких новинок можно ожидать от QIWI?
— Стоит ожидать логичного продолжения терминального бизнеса в сотрудничестве с компанией INPAS. Одна из таких возможных веток развития совместного бизнеса — оснащение наших терминалов POS-устройствами, которые позволят оплачивать услуги не только наличными средствами, но и картами. Единственное ограничение — наличие очень сложной правовой схемы. Тем не менее мы уже с INPAS и с Банком «Открытие» создали прототип, сейчас планируем оснащать им наши терминалы оплаты.
Недавно QIWI запустила проект с оператором транспортной карты «Тройка». Теперь можно с помощью терминала QIWI ее пополнить. В устройстве установлены специальные чип-ридеры, они «видят» эту карту. Благодаря им на карте «Тройка» мгновенно после оплаты изменяется баланс.
Некоторые новинки основаны на денежной системе переводов CONTACT, принадлежащей нам. QIWI работает с таксопарками, которые сотрудничают с «Яндекс.Такси» и Uber, мы помогаем решить проблему с выплатой вознаграждения для таксистов.
Идем дальше. QIWI и британская финтех-компания Revolut объявили о заключении партнерского соглашения и запуске продуктов Revolut в России на платежной инфраструктуре КИВИ Банка. API позволяют использовать его как технологическую платформу, включающую наличие банковской лицензии и технологий идентификации клиентов, процессинга платежей, эмиссии карт. В России Revolut будет предоставлять финансовые сервисы только физическим лицам. На этапе запуска им будет доступен базовый продукт: мобильное приложение и мультивалютная карта VISA, которые позволяют совершать платежи, менять и переводить средства в 130 валютах, а также снимать наличные в банкоматах по всему миру. Базовый продукт бесплатен для пользователей.
Наконец, проект «Совесть» трансформируется в мультибанковскую платформу. В ее рамках банки-партнеры получат новый продукт в своей линейке, новых клиентов, а также построенные и эффективно функционирующие бизнес-процессы и IT-инфраструктуру проекта беспроцентной рассрочки. В свою очередь, «Совесть» становится оператором мультибанковской платформы, отвечает за бренд, инфраструктуру продукта и привлекает клиентов. Первым участником платформы «Мультибанк» стал Ак Барс Банк.
— Интересен ли QIWI сегмент малого бизнеса?
— У нас есть совместное предприятие с Банком «Открытие» — Точка Банк, он находится на передовой работы с МСБ. Модель заключается в том, что предприниматель может открыть счет как в Банке «Открытие», так и в QIWI. Он выбирает, где ему удобнее в зависимости от потребностей, например в эквайринге или интернет-торговле посредством «QIWI Кошелька». Таким образом, «Точка» стала первой в России мультибанковской платформой для обслуживания клиентов МСБ. Это, по сути, новый этап развития рынка финансовых услуг для предпринимателей в России, такого еще никто не делал. В дальнейшем мы планируем привлечь другие банки-партнеры, которые будут также работать на базе «Точки».
Как вывод из нашей беседы хочу отметить: мы все уверены, что в будущем, возможно, наиболее оптимальный способ развития востребованных клиентских сервисов — это мультибанковские платформы. Именно они позволяют существенно увеличивать доступность сервисов, привлекать более диверсифицированную клиентскую базу и существенно обогащать само продуктовое предложение.
Кирилл Ермаков, главный технический директор QIWI, поделился с «Банковским обозрением» своими впечатлениями от прошедшего 15 сентября 2017 года в рамках XV Международного банковского форума «Банки России — XXI век» круглого стола «Банковский бизнес: стратегии, технологии и доходность»
В 2015 году, когда законодатель предпринимал попытки по ужесточению наказания за неправомерный оборот средств платежей, мало кто предполагал, что подобная инициатива станет очередной лазейкой для недобросовестных предпринимателей и правоохранителей. Прошло больше пяти лет с последней редакции, поэтому можно подвести промежуточные итоги: чем обернулись «благие намерения» законодателя и как ст. 187 УК РФ стала дополнительным инструментом давления на бизнес
Регулирование финансового сектора стремительно развивается на протяжении последних 20 лет. Особое внимание стоит уделить подходам, которые регулятор использует для обеспечения прозрачности структуры собственности финансовых организаций: с развитием законодательства методы регулирования сначала распространялись на кредитные организации, а затем охватили и весь финансовый сектор. Проанализируем законодательное регулирование в динамике, противоречия, кот проявляются в результате различий в регулировании деятельности разного рода организаций и финансовых рынков