Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 год
07.07.2021 Best-practice

Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 год

Начало налоговому мониторингу было положено еще в 2015 году. Данный вид налогового контроля подразумевает взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией в режиме реального времени путем предоставления доступа к своим информационным системам


Поговорим о том, как должна быть организована система внутреннего контроля, для того чтобы соответствовать целям налогового мониторинга. 

Как перейти на мониторинг в 2021 году?

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). 

Для перехода на налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 млн рублей;
  2. при определении совокупной суммы налогов учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента;
  3. суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 млрд рублей;
  4. совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 млрд рублей.

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется по форме, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

С заявлением о проведении налогового мониторинга организации представляют:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информацию об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Основные требования к системе внутреннего контроля

Пунктом 7 ст. 10526 НК РФ определено, что для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Кроме того, этим же пунктом определено, что применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям, предъявляемым к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Такие требования были разработаны Федеральной налоговой службой.

В 2017 году был подписан Приказ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля».

В настоящий момент Приказ является действующим, но устаревшим. Поэтому в 2021 году планируется выход нового Приказа Федеральной налоговой службы «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» (далее — Требований), проект которого был опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы (далее — проект Приказа).

Целью нового Приказа стало определение порядка организации системы внутреннего контроля налогоплательщиков, желающих перейти на форму налогового контроля в виде налогового мониторинга.

Организация системы внутреннего контроля

Первое, что определила ФНС, — цель системы внутреннего контроля. Итак, что же дает налогоплательщику организация такого внутреннего контроля?

Во-первых, система внутреннего контроля позволяет эффективно вести финансово-хозяйственную деятельность организации, в том числе достигать финансовых и операционных показателей, сохранять активы. Таким образом, грамотная организация системы внутреннего контроля приведет к достижению целей, для которых создается организация.

Во-вторых, внутренний контроль обеспечивает правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

В-третьих, грамотно выстроенная система внутреннего контроля позволит своевременно выявить, оценить, минимизировать и (или) устранить риски неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

В-четвертых, система внутреннего контроля способствует достижению достоверности, полноты и своевременности отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетностях. 

В-пятых, система внутреннего контроля — это прежде всего соблюдение законодательства Российской Федерации, что особенно важно в процессе заключения сделок. 

Отметим, что недостаточно осуществлять контрольные процедуры, направленные на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, необходимо также оценивать результаты выполнения таких контрольных процедур, то есть осуществлять мониторинг.

Каждый налогоплательщик разрабатывает свою систему внутреннего контроля, которая будет соответствовать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации и функционировать на постоянной основе.

Система внутреннего контроля должна в обязательном порядке функционировать на всех уровнях бизнес-процессов:

  • до фактического начала бизнес-процесса (операции) в целях предупреждения или минимизации негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации;
  • непосредственно в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) в целях своевременного выявления и немедленного устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров;
  • после осуществления бизнес-процесса (операции) в целях установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям.

Налогоплательщик должен проводить оценку системы внутреннего контроля в разрезе пяти компонентов:

  • контрольная среда;
  • система управления рисками;
  • контрольные процедуры;
  • информационная система;
  • мониторинг средств контроля.

Рассмотрим каждый из этих компонентов отдельно.

Контрольная среда

Контрольная среда налогоплательщика должна быть сформирована на основе принципов и стандартов, которые разрабатываются в каждой организации и должны определять общее понимание и требования к системе внутреннего контроля на уровне организации.

Они направлены на установление и поддержание руководством и сотрудниками организации системы внутреннего контроля.

Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

В организациях должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.

Кроме того, налогоплательщики самостоятельно разрабатывают и утверждают стандарты, регулирующие кадровую политику организации. К ним относятся стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников.

Также у налогоплательщика должна быть разделены ответственность и полномочия сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля. Так, полномочия по составлению первичных документов, санкционированию сделок и операций, отражению результатов сделок в бухгалтерском и налоговом учете должны быть возложены на разных лиц и преимущественно на ограниченный период в целях уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений.

Но мало разработать все эти стандарты, необходимо понимать, как они работают на практике. С этой целью проводятся анализ и оценка контрольной среды, в ходе которых учитывается соблюдение следующих критериев:

  • внедрение в организации и соблюдение сотрудниками организации профессиональных, этических и поведенческих стандартов;
  • участие руководителя организации в процессе оценки результатов функционирования системы внутреннего контроля, в том числе закрепление за руководителем организации функций рассмотрения и утверждения оценки результатов мониторинга и оценки системы внутреннего контроля;
  • распределение (разграничение) полномочий и обязанностей, закрепленное в организационной структуре, реализующей надлежащий учет ключевых сфер полномочий, обязанностей и определенного порядка подчиненности сотрудников;
  • наличие требований к квалификации сотрудников, в том числе к образованию, опыту работы, достижениям, сведениям о добросовестности и этическом поведении, а также наличие программ подготовки специалистов, предусматривающих обучение их функциям и обязанностям.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган информацию о контрольной среде по форме, которая содержится в главе II «Контрольная среда организации» приложения 18 «Информация об организации системы внутреннего контроля организации» к Требованиям, благодаря которой будут раскрываться следующие данные:

  • о профессиональных, этических и поведенческих стандартах, применяемых при организации системы внутреннего контроля;
  • о принятом в организации распределении и разграничении полномочий и обязанностей сотрудников при организации системы внутреннего контроля, в том числе о роли руководителя организации;
  • о существующих в организации требованиях к квалификации сотрудников, отвечающих за функционирование системы внутреннего контроля, а также о процессе обучения и повышения квалификации сотрудников.

Система управления рисками

Для обеспечения организации и функционирования системы внутреннего контроля налогоплательщики разрабатывают систему управления рисками, которая должна своевременно предотвращать и минимизировать негативные последствия недостижения организацией целей, ради которых она была создана (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов).

Система управления рисками должна функционировать на постоянной основе, соответствовать целям, задачам и стратегии организации и должна быть регламентирована внутренними организационно-распорядительными документами налогоплательщика.

Целью системы управления рисками являются обеспечение процесса выполнения определенных действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков, а именно:

  • планирование рисков;
  • выявление рисков;
  • оценка рисков;
  • минимизация (устранение) рисков;
  • мониторинг рисков; 
  • аудит рисков;
  • определение границ приемлемости рисков;
  • раскрытие информации о выявленных рисках;
  • принятие решений о способе управления рисками на основе оценки достаточности имеющихся в распоряжении организации контрольных процедур для покрытия рисков.

Для того чтобы своевременно выявить и оценить риски, налогоплательщик должен на постоянной основе осуществлять анализ и производить оценку внутренних и внешних факторов, которые могут повлиять на условия финансово-хозяйственной деятельности организации.

В целом, система управления рисками должна обеспечивать выявление и оценку наличия или вероятности возникновения обстоятельств, которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.

Выявление рисков должно осуществляться с соблюдениям ряда принципов:

  •  комплексности,
  • последовательности,
  • непрерывности,
  • оптимальности.

Процесс выявления рисков направлен на идентификацию любых событий, ситуаций, обстоятельств, которые способны оказать влияние на достижение организацией целей, ради которых она была создана.

Кроме того, в ходе выявления рисков налогоплательщики анализируют причины и источники возникновения рисков, которые определяют потенциальные зоны риска.

Приказ обращает внимание на то, что процесс выявления рисков осуществляется исходя из допущения, что налоговые органы, осуществляющие налоговый мониторинг, обладают всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков, в полном объеме 

При выявлении рисков налогоплательщик принимает соответствующие решения по управлению этими рисками, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации контрольных процедур, информирования персонала и мониторинга эффективности системы внутреннего контроля.

Риски выявляются в отношении абсолютно всех операций, даже если для оценки этих операций требуется профессиональное суждение в связи с отсутствием точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий.

При выявлении рисков рассматриваются как однотипные операции, так и операции, нетипичные по характеру, объему, частоте их осуществления.

Выявление рисков налогоплательщиком должно обеспечивать:

  • возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • оценку характера потенциального искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;
  • определение вероятности возникновения потенциального искажения;
  • определение величины потенциального искажения.

Характер риска зависит от факторов, которые могут значительно повысить риск:  макроэкономических изменений, изменений социально-экономической ситуации.

Речь идет о факторах, возникновение которые никак не зависят от руководства компании, ее сотрудников или собственника — это факторы, на которые повлиять невозможно:

  • требования по ведению бухгалтерского и налогового учета и подготовке отчетности;
  • сложность осуществления хозяйственной операции, в том числе необходимость проведения сложных расчетов и соблюдения учетных принципов. Зачастую именно по таким операциям необходимо профессиональное суждение, так как действующее законодательство таких разъяснений не дает;
  • степень ручного вмешательства в процесс учета хозяйственной операции — период автоматизации, цифровизации и переходу на электронный документооборот, одна из важных задач, которая стоит перед налогоплательщиком — переход на автоматизированный учет. Наличие большого количества ручных операций может свидетельствовать о наличии рисков и как следствие низком уровне системы внутреннего контроля;
  • степень субъективности при расчете оценочных показателей, содержащихся в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;
  • связь риска с недобросовестными действиями, в том числе превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом налогоплательщика, включая сговор персонала.

Одним из важных факторов выявления рисков является источник рисков, который определяется на основе анализа следующих условий финансовой-хозяйственной деятельности организации:

  • цели и стратегические планы организации;
  • отраслевые факторы (сезонность, цикличность, достаточность ресурсов, конкурентная среда, политика государства и прочие);
  • требования нормативных правовых актов и особенности учетной политики организации;
  • характер финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе особенности ее организационной структуры, сегментация деятельности, степень однородности осуществляемых хозяйственных операций, характер и сложность информационных систем.

Обращаем внимание на то, что организация самостоятельно определяет способы и методы выявления риска, применяемые для формирования полной и достоверной информации о рисках, вероятности и последствий их наступления исходя из специфики деятельности, объемов и прочей информации.

Поскольку риск — это сочетание вероятности и последствий недостижения организацией целей деятельности, по каждому риску необходимо просчитать вероятность возникновения и последствия. При этом, вероятность наступления риска должна определяться с учетом следующих факторов:

  • источники риска;
  • частота наступления аналогичного события в прошлом;
  • экономические условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

Оценка последствий выявленных рисков должна обеспечивать возможность определения уровня влияния риска на достижение организацией целей. 

Выбор метода оценки рисков проводится каждой организацией самостоятельно на основании метода математической статистики и (или) на основе профессионального суждения.

Оценка риска должна производиться исключительно в целях определения его уровня на основе оценки вероятности и последствий наступления рисков.

Ежеквартально налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган информацию о рисках, идентифицируемых в целях налогового мониторинга, а также, при наличии, информацию о рисках по отдельным сделкам и операциям на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг.

Раскрытие информации о рисках должно обеспечивать заинтересованных лиц полной информацией о выявленных рисках и должно содержать описание сведений об источнике возникновения риска, критериях риска, наличии мер по предотвращению или минимизации риска и т.д.

Информация о каждом выявленном риске раскрывается отдельно с расшифровкой по направлениям выявления риска и областям риска.

Итак, какие же формы по рискам представляются налогоплательщиками ежеквартально в налоговый орган и какая информация указывается в этих формах?

1. Информация о рисках, идентифицируемых в целях налогового мониторинга, отражается по форме, представленной в приложении 1 к Требованиям

В данной форме раскрывается следующая информация:

  • порядковый номер записи о риске организации, код (уникальный идентификатор) риска, который разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и присваивается каждому риску, что позволяет его идентифицировать, а также наименование риска и его описание;
  • каждый риск относится к определенному направлению выявления риска, которому присваивается код направления выявления риска в соответствии с Перечнем направлений выявления риска, представленным в приложении 20 к Требованиям.

Направления выявления рисков выделены в два раздела, каждое из которых состоит из направлений 1-го и 2-го уровней.

Перечень направлений выявления рисков

№ п/п

Код* НВР 1-го уровня

Направление выявления рисков 1-го уровня

Код* НВР 2-го уровня

Направление выявления рисков 2-го уровня

Раздел I. Направления выявления рисков по видам деятельности организации

1

11

Характер, масштабы деятельности и особенности деятельности организации

01

Изменение места (региона) деятельности организации 

2

02

Реорганизация

3

03

Реструктуризация деятельности организации

4

04

Применение льгот по налогам, сборам, страховым взносам, пониженных налоговых ставок

5

05

Существенное изменение налоговой нагрузки в период проведения налогового мониторинга

6

12

Виды деятельности, отдельные операции

01

Обычные виды деятельности (операции) 

7

02

Осуществление операций в иностранной валюте

8

03

Сделки с взаимозависимыми лицами, не относящиеся к обычным видам деятельности

9

04

Получение кредитов и займов на цели, не относящиеся к обычным видам деятельности, в том числе на покупку ценных бумаг 

10

05

Сделки в интересах третьих лиц

11

06

Получение и предоставление обеспечения по обязательствам 

12

07

Исполнение обязательств по субсидиарной или солидарной ответственности

13

08

Сделки с объектами интеллектуальной собственности

14

09

Операции с собственными ценными бумагами

15

10

Выплата дивидендов

16

13

Осуществление инвестиционной деятельности

01

Осуществление капитальных вложений в основные средства

17

02

Операции с ценными бумагами сторонних эмитентов

18

03

Операции с ценными бумагами, эмитированными иностранными контрагентами

19

04

Операции с производными финансовыми инструментами

20

05

Приобретение долей участия 

21

06

Предоставление кредитов и займов

22

07

Получение дивидендов

Раздел II. Направления выявления рисков по ведению учета и формированию отчетности

1

21

Определение организацией порядка отражения хозяйственной операции в налоговом учете

01

Отсутствие и (или) неточность порядка расчета показателей налоговой отчетности

2

02

Отсутствие и (или) неточность порядка отнесения доходов и расходов к определенному налоговому периоду

3

03

неправильная классификация объектов учета

4

04

Неосторожность, приводящая к уклонению от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов

5

05

Неосмотрительность, приводящая к получению необоснованной налоговой выгоды

6

22

Учет организацией данных первичных учетных документов для целей налогового учета

01

Наличие первичных учетных документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни

7

02

Отсутствие первичных учетных документов или наличие первичных учетных документов не в полном объеме

8

03

Наличие недостоверных данных в первичных учетных документах

9

23

Отражение организацией фактов хозяйственной жизни и (или) хозяйственных операций в автоматизированной учетной системе организации

01

Ввод в автоматизированную учетную систему организации данных первичных учетных документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни

10

02

Неотражение (неполное отражение) данных в автоматизированной учетной системе для подготовки налоговой отчетности

11

03

Неправильное отражение данных при вводе в автоматизированную учетную систему для подготовки налоговой отчетности

12

04

Неправильный выбор значений данных (счета налогового учета, элементы иерархии налогового учета и другое) при вводе в автоматизированную учетную систему

13

24

Расчет организацией показателей регистров налогового учета и форм налоговой отчетности

01

Неполнота обработки данных при исчислении показателей налоговой отчетности

14

02

Совершение ошибок (искажений) в исчислении показателей налоговой отчетности

15

03

Неправильное отнесение результатов исчисления показателей налоговой отчетности к налоговому (отчетному) периоду

16

04

Неправильное заполнение налоговой отчетности (неправильное отражение показателей в налоговой отчетности)

17

25

Порядок уплаты (перечисления) организацией налогов, сборов, страховых взносов

01

Неполная уплата (перечисление) налогов, сборов, страховых взносов

18

02

нарушение сроков уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов

19

03

Неправильное указание реквизитов в платежных документах

Каждый риск относится к определенной области риска, которой присваивается код области риска в соответствии с Перечнем областей рисков, представленным в приложении 21 к Требованиям.

Код 

Наименование

01.1

Занижение доходов

01.2

Завышение доходов

02.1

Занижение расходов

02.2

Завышение расходов

03.1

Завышение убытков

04.1

Занижение налоговой базы

05.1

Завышение вычета

06.1

Неправомерное применение льготы

07.1

Неправильное определение суммы налога

08.1

Неправильное применение налоговой ставки

09.1

Неправильное заполнение декларации

10.1

Непредставление налоговой декларации

11.1

Непредставление документов (информации)

12.1

Неуплата налога

13.1

Несоблюдение установленных сроков уплаты налогов и сборов

Каждому риску присваивается следующая категория риска с соответствующим кодом:

  • код «1» — общие риски, связанные с осуществлением организацией финансово-хозяйственной деятельности и присущие всем видам экономической деятельности;
  • код «2» — отраслевые риски, которым подвержен тот или иной вид экономической деятельности;
  • код «3» — экономические риски, обусловленные влиянием экономических факторов (например, изменение курсов валют, изменение цен на нефть, введение санкций, инфляция);
  • код «4» — иные риски.

Каждый риск должен быть отнесен к определенному виду экономической деятельностью, в связи с этим в форме указывается код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2, заполняется в соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Каждому риску должен соответствовать один код ОКВЭД фактически осуществляемого налогоплательщиком вида деятельности, в случае невозможности отнесения риска к определенному виду деятельности указывается код ОКВЭД по основному виду деятельности.

В обязательном порядке указываются наименование налога (сбора, взноса) в отношении которого идентифицируется риск, а также реквизиты норм Налогового кодекса РФ (абзац, подпункт, пункт, статья), к которым относится данный риск.

При этом наименование налога должно соответствовать Перечню налогов, сборов, страховых взносов, представленном в приложении 22 к Требованиям:

Перечень налогов, сборов, страховых взносов


п/п

Код налога

Вид налога
Ф — 01/ Р — 02/
М — 03

Сокращенное наименование

Глава
НК РФ

КНД

Наименование налога, сбора, страховых взносов

1

012101

01

НДС

21

1151001

Налог на добавленную стоимость

2

012102

01

НДС

21

1151001

Налог на добавленную стоимость
(налоговый агент)

3

012103

01

НДС

21

1151088

Налог на добавленную стоимость и акцизы при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС

4

012104

01

НДС

21

1151115

Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

5

012201

01

Акц

22

1151090

Акцизы на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию

6

012202

01

Акц

22

1151089

Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы

7

012203

01

Акц

22

1151074

Акцизы на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина

8

012204

01

Акц

22

1151088

Налог на добавленную стоимость и акцизы при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС

9

012205

01

Акц

22

1151095

Акцизы на нефтяное сырье

10

012301

01

НДФЛ

23

1151099

Налог на доходы физических лиц

11

012302

01

НДФЛ

23

1151100

Налог на доходы физических лиц

12

012501

01

НП

25

1151006

Налог на прибыль организаций

13

012502

01

НП

25

1151006

Налог на прибыль организаций (налоговый агент)

14

012503

01

НП

25

1151006

Налог на прибыль организаций (КГН)

15

012504

01

НП

25

1151056

Налог на прибыль организаций (налоговый агент — при выплате доходов иностранным организациям)

16

012505

01

НП

25

1151038

Налог на прибыль иностранной организации

17

012641

01

НП

26.4

1151082

Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разделе продукции

18

012511

01

Сбор ЖиБ 

25.1

1110012

Сбор за пользование объектами животного мира

19

012512

01

Сбор ЖиБ 

25.1

1110011

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

20

012513

01

Сбор ЖиБ 

25.1

1110022

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

21

012521

01

ВН

25.2

1151072

Водный налог

22

012531

01

ГС

25.3

 

Государственная пошлина

23

012541

01

НДД

25.4

1151029

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

24

012601

01

НДПИ

26

1151054

Налог на добычу полезных ископаемых

25

013401

01

СВ

34

1151111

Страховые взносы

26

022801

02

ТН

28

1152004

Транспортный налог

27

023001

02

Ним

30

1152028

Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций

28

023002

02

Ним

30

1152026

Налог на имущество организаций

29

022901

02

НИБ

29

1152011

Налог на игорный бизнес

30

033101

03

ЗН

31

1153005

Земельный налог

31

033301

03

ТС

33

 

Торговый сбор

Налогоплательщик обязан рассчитать количество реализовавшихся рисков за пять лет, которые предшествовали налоговому мониторингу, при этом учитываются ошибки, выявленные с помощью контрольных процедур, факты нарушений, установленные в ходе проведения налоговых проверок, налогового мониторинга, а также подтвержденные решениями судов и отчетами аудиторов.

На основании выявленного количества рисков, налогоплательщик выводит вероятность возникновения риска, при этом проставляется код соответствующего интервального значения такой вероятности:

  • «01» — очень низкая (0–15%);
  • «02» — низкая (15,1–40%);
  • «03» — средняя (40,1–60%);
  • «04» — высокая (60,1–85%);
  • «05» — очень высокая (85,1–100. 

При этом налогоплательщик самостоятельно в своих внутренних документах определяет порядок присвоения интервального значения вероятности возникновения риска исходя из существенности своих оборотов и специфики деятельности.

По каждому риску указывается суммовой показатель последствий, к которым приводит тот или иной риск.

На основании рассчитанной вероятности и последствий определяется уровень риска организации (1 — низкий, 2 — средний, 3 — высокий).

2. Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям, представленная в приложении 3 к Требованиям

В форме производится классификация рисков в разрезе сделок и операций, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • нетипичные, специфические сделки (операции);
  • впервые проводимые (заключаемые) сделки (операции);
  • крупные сделки (операции) в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства.  — 1996.  — № 1. — Ст. 1) и ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства. — 1998. — № 7. — Ст. 785);
  • – сделки (операции), имеющие высокий уровень риска.

Фактически в приложении 3 дублируется информация по сделкам и операциям, которая уже отражена в приложении 1 к Требованиям.

Помимо информации, которая уже раскрывалась в форме по рискам (приложение 1) и теперь дублируется в форме по сделкам и операциям (приложение № 2), а именно порядковый номер записи о риске, код или уникальный идентификатор риска и наименование риска, в форме по сделкам и операциями раскрывается также следующая информация: 

  • вид сделки (операции), в отношении которой выявлен риск, при этом указывается код в соответствии с Приложением 23 к Требованиям — Перечень видов сделок (операций);

Перечень видов сделок (операций)

№ п/п

Код 

Наименование

1

01

Покупка-продажа товаров, продукции 

2

02

Мена

3

03

Дарение

4

04

Аренда

5

05

Выполнение работ

6

06

Оказание услуг

7

07

Заем

8

08

Кредит

9

09

Внешнеторговая сделка

10

10

Договоры комиссии (агентские, поручение)

11

11

Уступка права требования (цессия)

12

12

Операции с ценными бумагами, долями участия

13

13

Операции с производными финансовыми инструментами

14

14

Реорганизация

15

15

Строительство

16

16

Сделки с основными средствами

17

17

Предоставление поручительств, гарантий, залога

18

18

Выплата дивидендов

19

19

Лизинг

20

20

Перевозка, транспортное экспедирование

21

21

Доверительное управление

22

22

Сделки с объектами интеллектуальной собственности

23

23

Договоры товарищества

24

24

Иное

  • проставляется признак налогового резидента (1 — резидент, 0 — нерезидент);
  • указываются реквизиты контрагента, с которым проведена сделка (операция) — наименование, ИНН, при этом наименование иностранной организации указывается в латинской транскрипции и указывается регистрационный номер в стране регистрации;
  • необходимо также проставить признак взаимозависимости в отношении контрагента, с которым проведена сделка;
  • указываются реквизиты договора и сумма сделки (операции) в тысячах рублях.

Контрольные процедуры

Для предупреждения, минимизации или устранения рисков налогоплательщик разрабатывает и выполняет контрольные процедуры. В качестве контрольных процедур используются:

  • документальное оформление и подтверждение фактов хозяйственной жизни организации, то есть осуществление записей в регистрах бухгалтерского (налогового) учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; 
  • подтверждение соответствия документов требованиям законодательства Российской Федерации — проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям;
  • санкционирование (авторизация) операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения — как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию;
  • сверка данных путем проверки полноты, точности, непротиворечивости и корректности полученной информации — например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
  • разграничение полномочий, в том числе посредством исключения совмещения одним лицом функции инициирования, исполнения и контроля совершения хозяйственной операции — например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском (налоговом) учете на разных лиц на ограниченный период в целях уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений;
  • контроль фактического наличия и состояния объектов, в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
  • надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей — например, правильности осуществления сделок и операций, соблюдения сроков составления бухгалтерской (финансовой), налоговой и прочей отчетности;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, осуществляющие контроль доступа, целостности данных и внесения изменений в информационные системы;
  • разграничение доступа должностных лиц организации к блокам учета в информационной системе в целях исключения несанкционированного доступа и возникновения риска искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Контрольные процедуры должны быть направлены на предотвращение или минимизацию рисков ошибок (искажений) налогового учета и налоговой отчетности организации, рисков несвоевременной и (или) неполной уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов.

Контрольные процедуры должны быть сформированы под каждый риск, влияющий на полноту и достоверность бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

В своих внутренних организационно-распорядительных документах налогоплательщику необходимо определить:

  • описания контрольных процедур под каждый риск;
  • порядок документирования контрольных процедур;
  • порядок оценки эффективности контрольных процедур.

Описание контрольных процедур должно производиться таким образом, чтобы у внешнего пользователя, не обладающего детальными знаниями в отношении специфики финансово-хозяйственной деятельности организации, складывалось понимание о следующем:

  • как выполнение контрольной процедуры направлено на предотвращение или минимизацию рисков;
  • кто участвует в выполнении контроля;
  • как распределены роли участников: кем осуществляется выполнение хозяйственной операции и кем осуществляется контроль в отношении выполненных операций (подготовленных документов);
  • в чем заключается контроль при осуществлении описанных действий и операций, каким образом выявляются ошибки;
  • какие документы (отчеты) свидетельствуют о выполнении контрольной процедуры и ее результатах.

Обращаем внимание, что одного лишь проведения контрольных процедур недостаточно. Налогоплательщик должен осуществлять анализ результатов выполнения контрольных процедур и оценку их эффективности. При этом в соответствии с Требованиями, анализ результатов контрольных процедур должен включать:

  • определение степени предотвращения или минимизации рисков посредством выполнения контрольных процедур;
  • проверку наличия документов, подтверждающих выполнение контрольной процедуры и их соответствие порядку выполнения контрольной процедуры и виду контроля;
  • проверку соответствия описания контрольной процедуры порядку и способу ее выполнения;
  • проверку соблюдения принципа распределения полномочий при отражении в учете операций (групп операций) и выполнении контроля в отношении этих операций (групп операций);
  • определение порядка и способов устранения выявленных ошибок и отклонений;
  • доведение информации до руководства о результатах выполнения контрольных процедур.

В целях систематизации принятых организацией контрольных процедур, относящихся к выявленным рискам, а также для оценки степени предотвращения или минимизации выявленных рисков Требования обязывают налогоплательщика составлять на основе проведенного анализа и обоснования уровней рисков по операциям и процессам, а также оценки имеющихся у организации контрольных процедур, позволяющих минимизировать или устранить последствия выявленных рисков, матрицу рисков и контрольных процедур.

Описание каждой контрольной процедуры и порядок ее проведения приводится в приложении 5 «Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга» к Требованиям. 

При этом в форме раскрывается следующая информация:

  • реквизиты контрольной процедуры — порядковый номер контрольной процедуры, код контрольной процедуры (присваивается налогоплательщиком самостоятельно), наименование контрольной процедуры, описание контрольной процедуры;
  • код направления выявления риска в соответствии с приложением 20 к Требованиям;
  • вид контрольной процедуры:
  • предупреждающая — направленная на предупреждение появления рисков;
  • выявляющая — направленная на выявление рисков;
  • частота проведения контрольной процедуры — ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, при записи информации или по запросу;
  • уровень проводимого контроля — в отношении всех объектов или в отношении выбранных по критериям объектов;
  • способ проведения контрольной процедуры в зависимости от степени автоматизации — ручной, IT-зависимый, автоматический;
  • реквизиты информационной системы:
  • уникальный код информационной системы, состоящий из 18 цифровых знаков, которые включают в себя следующие признаки: признак предоставления налоговому органу доступа к информационным системам, вид информационной системы, признак наличия и обработки в информационной системе персональных данных, данных других организаций (в том числе входящих в состав консолидированной группы), ИНН организации, порядковый номер информационной системы;
  • наименование информационной системы;
  • информация о проведении контрольной процедуры:
  • подразделение, ответственное за выполнение контрольной процедуры;
  • отметка о наличии документов, подтверждающих результаты выполнения контрольной процедуры;
  • отметка об автоматической записи результатов выполнения контрольной процедуры в информационной системе.

Отдельно представляется матрица рисков и контрольных процедур по форме, изложенной в приложении 7 «Матрица рисков и контрольных процедур организации» к Требованиям.

По результатам проведения контрольных процедур налогоплательщику необходимо проанализировать:

  • какое количество контрольных процедур им выполнено за отчетный период, в том числе какие контрольные процедуры выявили ошибки (отклонения, нарушения), а какие не выявили;
  • общее количество договоров, заключенных за отчетный период, в том числе проверенных в ходе проведения контрольных процедур;
  • общее количество первичных учетных документов, в том числе проверенных в ходе проведения контрольных процедур;
  • общее количество операций, совершенных за отчетный период, в том числе проверенных операций.

По итогам проведенного анализа налогоплательщик представляет в налоговый орган результаты выполнения контрольных процедур по форме, представленной в приложении 9 к Требованиям.

Информационные системы

Что касается информационных систем налогоплательщика, то они должны обеспечивать функционирование системы внутреннего контроля.

В проекте Приказа установлены требования, которые в настоящее время предъявляются налоговыми органами к информационным системам. В соответствии с проектом Приказа информационные системы должны:

  • реализовывать интегрированную обработку данных, обеспечивающую раннее выявление и отслеживание ошибок, противоречий, неточностей, а также должна обеспечивать формирование оповещений о подозрительных операциях в режиме реального времени;
  • доводить до руководителей организации информацию об ошибках, противоречиях и недостатках, возникающих при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации и при составлении бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;
  • обеспечивать инициирование, учет, обработку операций и составление отчетности по ним, а также автоматический перенос информации из информационных систем обработки операций (информации) в регистры бухгалтерского учета (включая расширенные выписки по счетам бухгалтерского учета);
  • обеспечивать исправление ошибок, противоречий и неточностей при отражении операций в учете, создание отчетов по фактам произведенных корректировок результатов выполнения контрольных процедур;
  • обеспечивать анализ и изучение результатов тестирования и аудита, а также создание отчетов, управление случаями выявления подозрительных операций организации с помощью функций внутреннего и внешнего контроля.

Налогоплательщик обязан осуществлять внутренний и (или) внешний аудит информационных систем, а также разрабатывать и внедрять мероприятия по совершенствованию информационных систем.

Оценка системы внутреннего контроля

Недостаточно просто описать порядок осуществления внутреннего контроля в организации. Налогоплательщик обязан также проводить оценку системы внутреннего контроля в целях определения уровня ее организации, а также для разработки мероприятий по ее развитию и совершенствованию.

Порядок, частота осуществления оценки организации системы внутреннего контроля должны определяться в зависимости от характера и масштабов финансово-хозяйственной деятельности организации, изменений в финансово-хозяйственной деятельности и общего уровня развития и надежности системы внутреннего контроля.

Оценка и анализ должны проводится по всем компонентам внутреннего контроля. Так при оценке рисков должны учитываться следующие критерии:

  • наличие системы управления рисками;
  • утверждение комплексной стратегии управления рисками на уровне руководителя организации;
  • документирование результатов выявления и оценки рисков;
  • использование современных информационных систем для организации системы управления рисками.

При анализе и оценке контрольных процедур должны учитываться следующие критерии:

  • описание контрольных процедур;
  • документирование выполнения контрольных процедур;
  • оценка эффективности контрольных процедур;
  • наличие автоматизированных контрольных процедур;
  • соотношение автоматизированных и ручных контрольных процедур.

При анализе и оценке информационных систем должны учитываться следующие критерии:

  • частота проведения внутреннего и (или) внешнего аудита информационных систем;
  • наличие защиты от несанкционированного доступа к исходным данным, содержащимся в информационных системах;
  • использование современных информационных систем для организации бухгалтерского и налогового учета;
  • использование современных информационных систем для контроля за правильностью исчисления (удержания) налогов, сборов, страховых взносов и для подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;
  • реализация процедур автоматизированного контроля в информационных системах;
  • наличие в информационных системах контролей, выполняемые превентивно.

При анализе мониторинга средств контроля должны учитываться следующие критерии:

  • непрерывность осуществления мониторинга и оценки системы внутреннего контроля;
  • наличие формализованных показателей оценки системы внутреннего контроля;
  • наличие регламентированной процедуры проведения и оформления результатов оценки системы внутреннего контроля;
  • регулярность составления и представления руководству организации отчетности об оценке системы внутреннего контроля;
  • проведение внутреннего и (или) внешнего аудита результатов оценки системы внутреннего контроля;
  • наличие и реализация плана мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля.

Оценка внутреннего контроля должна проводиться по всем пяти компонентам на основе критериев, которые установлены приложением 11 «Компоненты системы внутреннего контроля организации» к Требованиям.

Каждому критерию присваивается соответствующий балл для дальнейшего отнесения к одному из следующих уровней организации системы внутреннего контроля:

  • начальный (1) уровень — на этом уровне процессы определены, результат зависит от индивидуальных усилий участников системы внутреннего контроля, при этом единых стандартов и принципов системы внутреннего контроля не существует;
  • определенный (2) уровень — в организации определены базовые принципы и процессы системы внутреннего контроля. Формализованы основные процессы, которые используются для основных бизнес-процессов;
  • контролируемый (3) уровень — в организации внедрены системы, которые используются сотрудниками, руководство ориентировано на развитие системы внутреннего контроля, определены и формализованы все процессы, связанные с функционированием системы внутреннего контроля;
  • управляемый (4) уровень — процессы, стандарты системы внутреннего контроля интегрированы с другими бизнес-процессами и информационными системами организации, решения в организации принимаются на основе системы аналитических показателей;
  • совершенствуемый (5) уровень — характеризуется постоянным улучшением процессов системы внутреннего контроля, осуществляется автоматический сбор данных для выявления рисков, их анализ и оценка для организации оптимальной системы управления рисками.

Уровень организации системы внутреннего контроля оценивается как в целом, так и по каждому компоненту.

Каждый целевой показатель критерия должен оцениваться:

  • на начальном (1) уровне в 1 балл; 
  • на определенном (2) уровне в 2 балла; 
  • на контролируемом (3) уровне в 3 балла; 
  • на управляемом (4) уровне в 4 балла; 
  • на совершенствуемом (5) уровне в 5 баллов.

Максимальное количество баллов по всем критериям оценки и целевым показателям должно составлять 100 баллов.

Интегральный показатель уровня организации системы внутреннего контроля должен рассчитываться путем суммирования баллов по каждому критерию оценки в разрезе компонентов системы внутреннего контроля.

Для каждого уровня организации применяются следующие диапазоны значений интегральных показателей:

  • начальный (1) уровень — 0–20 баллов;
  • определенный (2) уровень — 21–40 баллов;
  • контролируемый (3) уровень — 41–60 баллов;
  • управляемый (4) уровень — 61–80 баллов;
  • совершенствуемый (5) уровень — 81–100 баллов.

По итогам произведенной оценки налогоплательщик представляет в налоговые органы форму, приведенную в приложении 14 «Оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации» к Требованиям.

Описание каждого критерия компонентов внутреннего контроля должно подтверждаться организационно-распорядительными документами налогоплательщика.

По итогам анализа организация разрабатывает мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля, прорабатывает сроки таких мероприятий и назначает ответственного исполнителя.

Информацию о мероприятиях по совершенствованию системы внутреннего контроля налогоплательщик представляет по форме, указанной в приложении 16 к Требованиям.

Информация о системе внутреннего контроля

И еще одна форма, которая составляется налогоплательщиком и представляется в налоговые органы — «Информация об организации системы внутреннего контроля организации», представленная в Приложении  18 Требований.

Информация об организации системы внутреннего контроля состоит из шести глав, в которых отражается следующая информация:

  • глава I «Общие положения» — указываются цели и задачи системы внутреннего контроля организации, организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок функционирования системы внутреннего контроля, структурные подразделения, отвечающие за функционирование системы внутреннего контроля, а также определен порядок проведения аудита и оценки системы внутреннего контроля организации;
  • глава II «Контрольная среда организации» — приведены профессиональные, этические и поведенческие стандарты, применяемые при организации системы внутреннего контроля организации, порядок распределение и разграничение полномочий и обязанностей сотрудников при организации системы внутреннего контроля организации, определены требования к квалификации сотрудников, процессу обучения и повышения квалификации сотрудников, применяемые при организации системы внутреннего контроля организации;
  • глава III «Система управления рисками организации» — приводится оценка стратегии управления рисками организации, способы и методы выявления и оценки рисков, порядок определения уровня существенности, используемый при выявлении и оценке организацией рисков, приводится порядок выявления операций, характеризующихся высоким уровнем потенциального риска, описание рисков, идентифицируемых организацией в целях налогового мониторинга;
  • глава IV «Контрольные процедуры организации» — производится описание документов, используемых при разработке контрольных процедур, описание уровней контроля и контрольных процедур, порядок документального оформления результатов контрольных процедур и проведения анализа результатов от их выполнения;
  • глава V «Информационные системы организации» — определен порядок проведения аудита информационных систем организации, а также стандарты и правила в области информационной безопасности;
  • глава VI «Мониторинг организацией средств контроля» — определяется порядок осуществления организацией мониторинга и оценки организации системы внутреннего контроля, разработки и утверждения мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.

Также по требованию налоговой службы налогоплательщики обязаны теперь заполнять проверочный лист для оценки уровня организации системы внутреннего контроля организации.

Любые изменения, которые налогоплательщик вносит в информацию об организации системы внутреннего контроля, должны быть направлены на повышение уровня организации системы внутреннего контроля.

Сроки представления информации

Федеральная налоговая служба определила следующие сроки представления документов (информации), которые налогоплательщик формирует в соответствии с требованиями к организации к организации системы внутреннего контроля согласно п. 7 ст. 10526 Кодекса:

  • риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг — ежеквартально, по состоянию на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала;
  • информация о рисках по отдельным сделкам и операциям на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг — ежеквартально, по состоянию на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала; 
  • контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг — при представлении заявления о проведении налогового мониторинга и далее ежеквартально, по состоянию на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала;
  • матрица рисков и контрольных процедур организации на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг — ежеквартально, по состоянию на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала;
  • результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга за истекший квартал — не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за окончанием соответствующего квартала;
  • оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации за период, предшествующий периоду проведения налогового мониторинга, — при представлении заявления о проведении налогового мониторинга, и далее за период проведения налогового мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга;
  • мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации за период проведения налогового мониторинга — 1 ноября года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга;
  • информация об организации системы внутреннего контроля организации — при представлении заявления о проведении налогового мониторинга и далее ежегодно по состоянию на 1-е число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года.

Безусловно организация системы внутреннего контроля ставит целью прежде всего повышение уровня оценочной стоимости организации. И эта цель достигается через эффективное использование имеющихся ресурсов у компании. 

Поэтому налогоплательщики, которые уделяют существенное внимание вопросам внутреннего контроля, без сомнения, имеют преимущество и становятся более привлекательными для долгосрочных инвесторов, поскольку характеризуются высокими финансовыми показателями. 

Таким образом, главная цель как собственника, так и руководителя организации — это создание и внедрение той системы контроля, которая бы помогала вовремя выявлять и устранять все риски, способствуя повышению эффективности работы организации для достижения целей, ради которых она была создана.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ