Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Неоднородный банкинг
21.12.2021 FinCorpАналитика

Неоднородный банкинг

Финансовая поддержка — на третьей строчке среди нужд предпринимателей категории ВЭД. Пока российские банкиры строят экосистемы с полным циклом нефинансовых сервисов, их клиентам сложно развивать бизнес из-за проблем с получением чисто банковских продуктов и услуг


Индекс деловой активности ВЭД (IBCI) в сегменте МСБ, который второй год измеряет НАФИ по заказу платежной системы «Таможенная карта», показывает, что в центре внимания субъектов ВЭД категории МСБ остается такой традиционно банковский продукт, как кредиты. 

Спрос на кредиты, и не только

Генеральный директор Корпоративного онлайн университета Александр Мякота видит в этом «общую проблему получения юрлицом кредита, и участники ВЭД здесь — не исключение». Причина в том, что большинство банков предлагает залоговое кредитование, а у МСБ с этим «напряженка». Но специфика клиентов ВЭД — еще и в том, что экспортные контракты вызывают куда больше вопросов, если контрагенты — непубличные компании.  

Внимание банков обращено сейчас на международные торговые площадки. По словам управляющего директора по ВЭД Ак Барс Банка Натальи Шаламовой, в рамках соглашения о сотрудничестве с маркетплейсами Wildberries, KazanExpress и рядом логистических компаний планируются шаги по поддержке экспорта, и «первыми будут сервисы, позволяющие продавцам маркетплейсов получать выгодные кредиты на развитие бизнеса». Кредитованием селлеров под закупку импортных товаров занимается Модульбанк: Сергей Илькевич, управляющий директор по развитию, рассказал «Б.О», что ставка для них 6,5% годовых.

По данным Натальи Баховой, директора департамента торгового финансирования МКБ, клиенты часто интересуются такими продуктами, как кредит иностранному покупателю от российского банка, аккредитивы, гарантии, международный факторинг и др. 

Особенности господдержки ВЭД

В России создана инфраструктура поддержки субъектов ВЭД на базе ВЭБ РФ. Мы поинтересовались у участников рынка, какие шаги предпринимает Российский экспортный центр (РЭЦ), в который входят Росэксимбанк и экспортно-кредитное страховое агентство «ЭКСАР» для улучшения ситуации с финансированием клиентов, достаточно ли этих мер и доходит ли поддержка до участников ВЭД категорий МСБ. 

По официальной информации, Росэксимбанк предлагает предэкспортное финансирование; экспортное финансирование; банковские гарантии; аккредитивы. 

О практике сотрудничества с РЭЦ и с региональными экспортными центрами «Б.О» рассказали в банке «Тинькофф» и БСПБ. «Мы активно транслируем специфические меры господдержки для экспортеров. Например, страхование кредитов от ЭКСАРа, которое позволяет получить финансирование при недостаточности обеспечения по кредиту; страхование от риска неплатежа иностранного покупателя. Для отдельных отраслей есть возможности льготного кредитования по программе РЭЦ и Минпромторга». «Банк дает клиенту пониженную ставку, а потом компенсирует недополученные доходы из бюджета. Некоторые клиенты банка уже активно используют такую возможность, — рассказала Елена Ульянова, замдиректора дирекции внешнеторговых операций БСПБ. — В банке реализуется большое количество сложноструктурированных сделок, сделок по защите от рисков». 

Александр Примак, замначальника управления валютных операций МТС Банка сообщил, что в 2021 году достигнуты договоренности с РЭЦ «с уклоном в кредитование продукции пищевой, сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности». По его словам, банк надеется начать реализацию совместных проектов в ближайшее время. 

В феврале 2021 года проходила информация о создании Росэксимбанком и Сбербанком совместной платформы экспортеров и разработке общего финансового продукта для поддержки клиентов ВЭД, но публичные данные о дальнейшей судьбе проекта отсутствуют, как и комментарий от Сбера.  

Некоторые из опрошенных банкиров оставили вопрос «Б.О» о взаимодействии со структурами РЭЦ без внимания, но Михаил Дралин, предправления банка «Кузнецкий», ответил, что «услуги, оказываемые банком, в полной мере обеспечивают потребности клиентов».

Агентство «ЭКСАР», неведомое клиентам 

«По итогам обсуждения на региональных семинарах, которые мы проводим с участниками ВЭД, я понял, что из них 60% даже не осведомлены о существовании “ЭКСАРа”, — рассказал Александр Мякота. Судя по всему, причина в том, что структуры РЭЦ не ориентированы на малый и тем более на микробизнес. 

«А 40% из тех, кто знает, что это за структура, в основном представляют крупные компании, — продолжил Александр Мякота. — Те из них, кто делился опытом, уверяют, что в случае наступления страхового случая процедура взаимодействия по части возврата страховой премии довольно сложная и требует отдельной компетенции по взаимодействию с госструктурой. Есть даже отдельные бизнесы, которые построены на осуществлении такого рода взаимодействий с госорганами». 

Очевидно, что такие затраты могут себе позволить далеко не все представители МСБ. «Важно понимать, что субъекты МСБ достаточно неоднородны. Большая часть кредитования и программ поддержки ориентирована на производителей товаров, в первую очередь инновационных товаров, и практически нет программ, которые поддерживают экспортеров услуг, хотя здесь тоже наметился тренд в связи с активизацией IT-сектора и его экспортного потенциала, — пояснил Михаил Попов, банкир, основатель финтех-платформы TalkBank. — На иностранных рынках есть все те же сложности и негативные явления для производителей услуг и поставщиков». Для экономики страны развитие экспортного потенциала малых предприятий важно, поскольку в перспективе означает рост российского ВВП в несырьевом секторе, отметил эксперт. 

От 10 минут до месяца 

Еще одним поводом критиковать банки является практика выдачи клиентам таможенных гарантий — как по длительности сроков, так и по количеству ошибок в фактической информации и датах. Предприниматели жалуются, что иногда выдачи документа приходится ждать до месяца, даже в случае возобновления гарантии в том же банке. Как оказалось, для некоторых банков это норма

«Гарантия, являясь финансовым инструментом, при котором банк берет на себя определенные обязательства, предусматривает, что ее текст составляется сотрудниками банка и согласовывается с клиентом. Не возникало ситуаций, когда клиенты высказывали нам претензии по поводу ошибок, — заверил Михаил Дралин. — Сроки предоставления гарантии варьируются в зависимости от условий и истории работы с конкретным клиентом. В среднем выдача осуществляется в срок от двух недель до месяца с момента обращения».

«Поскольку гарантии могут быть выставлены как по типовой форме банка, так и по форме бенефициара, тунифицирование заполнения данных для гарантий в сервисах банка не предусмотрено, — сказала Наталья Шаламова, управляющий директор по ВЭД Ак Барс Банка. — Банковские гарантии выдаются в течение одного рабочего после получения гарантом заявки на их предоставление в случае выполнения всех условий выдачи».

«В МТС Банке реализована экспресс-выдача банковских гарантий на основе автоматического скоринга кредитного качества. Если клиент предоставил полный пакет документов и запрашиваемая гарантия — менее 5 млн рублей, получить решение можно в течение 10 минут, если сумма более 5 млн рублей — в течение 40 минут», — сообщил Александр Примак.

Кризис — лучший учитель по рискам

Но было бы неверно утверждать, что во всех трудностях участников ВЭД «виноваты» банки. В случае с удобными, но сложными инструментами, такими как различные формы аккредитивов, банкиры, напротив, пытаются донести до клиентов их преимущества. И большинству из них удается мотивировать клиентов страховать риски.

В банке «Кубань Кредит» отметили, что клиенты оценили аккредитивы как «действенную и надежную форму расчетов, которая больше других позволяет контрагентам чувствовать себя защищенными от ненадлежащих действий другой стороны», поэтому клиенты активно ее используют при проведении как простых, так и сложных структурированных сделок. «Трудности в применении аккредитива связаны прежде всего с различиями в правовом регулировании разных стран в области расчетов», — считают в банке.

«Во время пандемии фокус внимания клиентов был больше сосредоточен на использовании гарантийных инструментов, сейчас снова отмечаем интерес к выпуску классических расчетных аккредитивов и аккредитивов с краткосрочным постфинансированием (до одного года .— «Б.О»). Доли выравниваются», — поделился статистикой по МТС Банку Александр Примак.

«В течение 2020-2021 годов мы, в Ак Барс Банке, отмечаем рост интереса клиентов к услуге по дисконтированию аккредитивов, выпущенных зарубежными банками, — рассказала Наталья Шаламова. — Данная услуга позволяет оказать финансовую поддержку предприятиям-экспортерам, сочетая в себе инструменты проведения расчетов, защиты от коммерческих рисков и финансирования; тем самым она дает экспортеру возможность расширять географию контрактов и увеличивать объемы сбыта».

По словам Натальи Баховой, «на рынке сохраняется спрос на продукт, который предполагает выпуск в пользу российского экспортера аккредитива иностранным покупателем. В МКБ количество подтвержденных аккредитивов за 10 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло более чем в 2,5 раза. В МКБ детально разъясняют клиентам все условия по продуктам и возможным ситуациям, возникающим не только с финансовой стороны, что позволяет пользователю принять решение о выборе конкретного банковского продукта или услуги в сфере страхования, который помогает снизить риски в будущем». 

Елена Ульянова сообщила, что количество сделок по аккредитивам выросло в 5 раз, они стали «восприниматься бизнесом как необходимость». «Рост спроса на данные инструменты защиты в первую очередь отмечается со стороны импортеров, для них мы предлагаем расчетные аккредитивы или stand by, чтобы снять вопросы об их платежеспособности и защитить от непоставки, и постфинансирование. Сроки финансирования могут достигать нескольких лет при поддержке национальных экспортно-кредитных агентств страны-экспортера», — сказала представитель БСПБ.

По словам Михаила Дралина, в его банке не видят существенного увеличения запроса экспортеров на расчеты в аккредитивной форме. «Многие работают по предоплате, что для них является более предпочтительной и менее затратной формой расчетов с контрагентами, либо получают экспортную выручку после отгрузки товара от долгосрочных партнеров. Интернет дает возможность нашим клиентам оценить степень риска при взаимодействии с зарубежными компаниями», — сообщил «Б.О» эксперт. Он также заверил, что специалисты банка информирует клиентов по вопросам, связанным со страхованием их рисков при осуществлении ВЭД. Это свидетельствует о значительной разнице в подходах к обслуживанию клиентов в зависимости от стратегии, размера банка и уровня его цифровизации. 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ