Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • О чем говорит опыт?
17.06.2019 Аналитика

О чем говорит опыт?

В Москве прошел «CNews FORUM Кейсы: опыт ИТ-лидеров 2019», посвященный практике решения сложных задач цифровизации


Чтобы научиться добиваться амбициозных бизнес-целей, неплохо изучить лучшие практики имплементации инновационных проектов в ядро бизнеса. Осталось понять, где искать соответствующие стартапы и технологии. Ответы на эти и другие вопросы можно было получить в ходе ключевого события Форума: открытого интервью председателя Фонда «Сколково» Аркадия Дворковича и руководителя CNews Analytics Максима Казака.

 

Аркадий Дворкович (слева) и Максим Казак (справа). Фото: Вадим Ференец / Б.О

Аркадий Дворкович (слева) и Максим Казак (справа). Фото: Вадим Ференец / Б.О

 

По словам Аркадия Дворковича, во-первых, «Сколково» — это сейчас около 2 тыс. стартапов, примерно 45% которых занимается цифровыми технологиями. Половина всех стартапов уже имеет выручку, а 20% — устойчивую прибыль. В некоторых ключевых нишах цифровых технологий резиденты «Сколково» являются лидерами, а часть из них, сконцентрированная в области работы с биометрическими данными, куплена Сбербанком, компанией Huawei и др.

Во-вторых, вокруг «Сколково» уже собран пул крупных индустриальных партнеров. Некоторые из них, работая в нецифровых сферах, активно цифровизируются благодаря наработкам Фонда. Яркий пример — медицинский проект Botkin.AI.

В-третьих, «Сколково» является центром компетенции в разработке нормативно-правовой базы для развития федеральных программ уровня «Цифровая экономика РФ». Полученные наработки станут основой защиты персональных данных, разработки электронных трудовых книжек и т.д. В пайп-лайне находится три десятка нормативных актов.

По данным Аркадия Дворковича, «Сколтех» занимаемся и фундаментальной наукой, в частности является одним из мировых академических лидеров в области ML. Специалисты «Сколково» активно сотрудничают с CERN — Европейской организацией по ядерным исследованиям, крупнейшей в мире лабораторией физики высоких энергий.

Что мешает развитию резидентов «Сколково»? Для привлечения достойных инвестиций в проекты последним нужен глобальный рынок. Но в условиях геополитического противостояния имеют место ограничения по банковским платежам как в Россию, так и из России, поэтому приходится создавать дочерние или партнерские компании за рубежом. Иногда произведенное в России зарубежные партнеры не готовы покупать, и наши компании вынуждены выносить офисы продаж в другие страны. «Сколково» в этой ситуации помогает как своим резидентам, так и тем, кто работает с Фондом на контрактной основе.

Отрадно, что в России изменяются в лучшую сторону инновационное сознание и технологическая культура руководителей крупного бизнеса. На начальном этапе работы «Сколково», как выразился Аркадий Дворкович, «некий дисциплинирующий стимул со стороны правительства страны по отношению к госкорпорациям был уместен. Но он не может быть долгосрочным. Интересы бизнеса всегда важнее. Если у крупных госкомпаний есть желание обойти имеющиеся ограничения на покупку зарубежных технологий или ПО, то пути обхода можно найти. Но если они видят, что внедрение наших новых разработок дает бизнес-результат, то они их покупают и без всяких стимулов и программ импортозамещения. Опыт нашей работы со Сбербанком показывает: если происходит повышение производительности конкретных бизнес-процессов не менее чем на 30%, никакие зарубежные технологии уже не нужны. Но само значение 30% говорит только о том, что резервы повышения эффективности во многих отраслях просто колоссальны. Это огромное поле деятельности для стартапов. Банковская сфера по уровню внедрения цифровых технологий стала передовой уже в мировом масштабе. Банкиры прошли множество шагов, которые еще только предстоит сделать в других отраслях. Остальным необходимо учиться и подтягиваться до их уровня».

Если происходит повышение производительности конкретных бизнес-процессов не менее чем на 30%, никакие зарубежные технологии уже не нужны

А чему именно необходимо учиться и до каких высот подтягиваться? Первым круг ориентиров обозначил сам Аркадий Дворкович: «Есть проблема контрольных и правоохранительных органов, особенно для компаний, которые работают с государственным сектором. Любое использование государственных денег — это своего рода наука, необходимо уметь и понимать, как работать с ними».

Второе, что выделил председатель Фонда, — конкретный бизнес-кейс «Сколково» с Росатомом в области проекта «Умный город». Это направление в сочетании с программой «Безопасный город» становится одним из мейнстримов поддержки государством инновационного сектора. «Проекты цифровой экономики поставляют огромное количество данных. В первую очередь генераторами являются “Умные города”, или, как их еще называют, Data-Driven-Cities — города, управляемые данными», — дополнил председателя Фонда «Сколково» заместитель генерального директора ГК «Программный продукт» Тимур Аитов.

Для решения части этих проблем ГК «Программный продукт» объявляет о старте IT-акселератора в области общественного транспорта. В сотрудничестве с крупнейшими транспортными операторами эксперты ГК помогут победителям акселератора реализовать свои проекты в рамках инфраструктуры большого и «умного» города.

 

Александр Глазков, председатель совета директоров, управляющий директор компании «Диасофт». Фото: Вадим Ференец / Б.О

Александр Глазков, председатель совета директоров, управляющий директор компании «Диасофт». Фото: Вадим Ференец / Б.О

 

А что банкиры? От лица всей отрасли Александр Глазков, председатель совета директоров, управляющий директор компании «Диасофт», рассказал делегатам Форума о семи фактах из области цифровой трансформации (ЦТ) банков, которые могут быть полезны и всем остальным.

  1. Спасибо инноваторам: Россия стала мировым лидером по уровню проникновения цифровых услуг в финсекторе благодаря инноваторам, ведущим банкам страны, которые инвестировали миллиарды долларов в развитие цифровизации финансовых услуг на фоне отсутствия зрелых решений.

  2. Ошибки и сложности ЦТ: главные сложности на пути цифровой трансформации —организовать производство цифровых решений, следовать признанным в мире архитектурным подходам и использовать инновационные методы управления (Agile и DevOps). Как следствие необходимо трансформировать культуру. На практике трансформация корпоративной культуры оказалась еще более сложной задачей для банков, чем технологическая.

  3. Новый стек технологий: появился новый стек технологий, на базе которого развивается цифровая платформа, в ее основе — двухскоростная IT-архитектура. Новый стек технологий поддерживает непрерывное и быстрое развитие бизнеса, обеспечивает гарантированный, бесперебойный доступ к продуктам и сервисам финансовой организации.

  4. «Мы все сделаем сами!»: важный тренд — крупные банки хотят заниматься разработкой in house. В связи с этим роль вендора изменилась: мы встраиваемся в процесс трансформации на территории банка, выясняем и формулируем его потребности и совместно разрабатываем необходимое решение.

  5. «Во главе — централизация учета и отчетности»: введение новых стандартов учета и отчетности и ужесточение требований законодательства фактически требуют от банковского бизнеса трансформации бухгалтерского учета. Выход — отделить бухгалтерский учет от продуктового, проводя трансформацию разных видов учета параллельно и независимо друг от друга.

  6. Измеряй и управляй: изменениями необходимо управлять. Управляем мы только тем, что измеряем, поэтому важно научиться правильно измерять данные и управлять ими. Это основа цифровой трансформации.

  7. Кейсы «Диасофт»: востребованы омниканальная цифровая платформа для поддержки операционных фронтов и кредитных конвейеров, решения для автоматизации классических банковских продуктов и инвестиционных продуктов.

Краткий итог: на Форуме было сделано множество докладов представителей банковского сообщества, страховых, энергетических и промышленных компаний о практической реализации кейсов, доказывающей, что резервов повышения эффективности множество. Появились лучшие отечественные практики в этом направлении и носители навыков их имплементации в бизнес. Но главное здесь — умение отделять красивые и модные термины от реальных потребностей бизнеса и государства!






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ