Банковское обозрение

Финансовая сфера

29.04.2019 Аналитика
На пути к цифровому банку

Цифровизация — это недешево, если проводить ее так, чтобы все работало. Где баланс между ростом расходов и созданием интересных клиентских сервисов?



Фото: ЦФТ

Фото: ЦФТ

Практические задачи цифровизации, необходимые шаги и подходы, требуемые изменения в корпоративной культуре, а также то, во что сейчас стоит инвестировать с прицелом на «цифровой банк», а в каких областях пора начинать экономить/сокращать ресурсы, обсудили участники экспертной дискуссии «Цифровой банк» на XVI Банковском саммите ЦФТ.

Эльман Мехтиев, президент НАПКА, председатель совета СРО «МиР», модератор дискуссии, начал сессию с утверждения, что до сих пор нет целостной картины будущего банковского рынка, а также с вопроса, что такое цифровой банк. У каждого свое понимание, но нет четкого определения, что это такое, зачем он нужен, какой должна быть его стратегия. Участники дискуссии постарались сформировать целостную картину цифрового мира, а также поделились своими кейсами цифровизации.

Общий взгляд на цифровое будущее

Андрей Висящев, председатель правления ГК ЦФТ, подчеркнул: «Цифровизация — это недешево, если проводить ее так, чтобы все работало. С другой стороны, банки должны постоянно формировать добавочную стоимость к своей услуге, искать правильные решения, баланс между ростом расходов и созданием интересных клиентских сервисов».

Андрей Висящев: Цифровизация — это недешево, если проводить ее так, чтобы все работало

По словам эксперта, секрет успеха коллаборации вендора и банка — договориться об инвестициях и их объемах: «Например, ЦФТ следует инвестировать в снижение издержек на предоставление типовых сервисов, а банкам — в формирование клиентского трафика. Наша совместная история — это формирование коллаборационных систем, и только так, за счет увеличения оборотов, продуктовой сегментации банков в этой экосистеме мы сможем получить в итоге прибыль».

Сегодня ЦФТ включен в список участников формирования экосистемы ЦБ: Системы быстрых платежей и удаленной биометрической идентификации — во все то, что сопутствует развитию маркетплейса Банка России. Кроме того, ЦФТ занимается развитием облачных сервисов для корпоративных клиентов, которые позволяют им минимизировать издержки на IT. Так вот, по мнению Андрея Висящева, инвестировать нужно в выстраивание финансовой экосистемы, комьюнити, вокруг определенных продуктовых тем, например денежных переводов, которые можно обогатить различными дополнительными сервисами. А среди проектов, которые не «взлетели» пока у ЦФТ, — решения для подготовки регуляторной отчетности. Возможно, рынок пока не созрел для этого.

Задачи цифровизации

По словам Виктора Жидкова, председателя правления банка «Веста», финансистам, чтобы не вылететь с рынка и заниматься цифровизацией, нужны две вещи. Во-первых, тем, у которых есть ресурсы и силы, требуется искать свежие идеи. Это должно находить понимание на уровне акционеров и топ-менеджмента, но таких банков мало. «Цифровой банк появится, когда банки поймут, что они живут “цифрой”, что они создают новую продуктовую повестку, тогда появится банк, который всех удивит», — подчеркнул он.

Во-вторых, по словам эксперта, в офлайне и онлайне очень разные маркетинговые истории. В офлайне чек обычно выше, менеджеры делают много дополнительных продаж, причем не всегда корректно. В онлайн все очень четко, продукт прозрачен. А еще степень достигнутой цифровизации банков определяется таким простым индикатором, как доступность топ-менеджеров кредитной организации в социальных сетях. Какому-то председателю правления банка можно запросто написать в Facebook, а кого-то в социальных сетях просто нет. Клиенты это видят и делают выводы.

 

Максим Белоусов (Банк «УралСиб»), Виктор Жидков (банк «Веста»), Андрей Висящев, председатель правления ГК ЦФТ. Фото: ЦФТ

Максим Белоусов (Банк «УралСиб»), Виктор Жидков (банк «Веста»), Андрей Висящев, председатель правления ГК ЦФТ. Фото: ЦФТ

Максим Белоусов, заместитель председателя правления Банка «УралСиб», уверен, что цифровизация — эволюционный путь развития банкинга. Все начиналось с механизации, индустриализации, автоматизации, информатизации, наконец, пришло время цифровизации. Но сейчас отдельные игроки не слишком на нее влияют. Как, например, и в случае с глобальным потеплением. В банках практически нет живых денег, все в “цифре”. Все банки стремятся оцифровать максимум своих процессов, например, «УралСиб» запустил как минимум две диджитал-истории: real time marketing — систему, которая делает предложения в реальном времени на основе действий клиента, а также «инновационную лабораторию», в которой разрабатываются интересные продукты, идеи, решения. А вот по поводу маркетплейса Максим Белоусов настроен несколько пессимистично. В банке запустили маркетплейс чуть меньше года назад, но за это время он принес совсем малую долю продаж. «Маркетплейс был всего лишь хайпом», — рассказал эксперт. По его мнению, он может и сработать, но в тех банках, где масштабные бюджеты на рекламу, например в Сбербанке или «Тинькофф». Поэтому в цифровизации, как и во всем другом, нужен здоровый консерватизм.

Александр Чухланцев, советник председателя правления Банка «Абсолют», также отметил: «Цифровая история в банке не пошла в том виде, в котором планировалась. Был расчет сделать цифровой ипотечный банк, но в итоге большее развитие получила цифровизация партнерским программ, например программы по торговому финансированию госзакупок».

Максим Белоусов: Маркетплейс был всего лишь хайпом

«Маркетплейс — это работающая история, если туда вложить необходимые усилия, финансовые, человеческие, инновационные, — в свою очередь, заявил Виктор Жидков. — Сначала он дает немного продаж, но постепенно вы наберете критическую массу клиентов, которые заходят к вам, и проект пойдет». Еще один важный фактор успеха — превышать клиентские ожидания. Тогда все «взлетит» само по себе: люди будут рассказывать друг другу, как они воспользовались сервисом. И бюджет на рекламу будет не нужен.

Другое дело, что банки, которые внедрили различные  информационные технологии, оцифровали свою инфраструктуру, уже хотят на этом зарабатывать. Диджитализация процессов, разработка новых сервисов требуют больших инвестиций. Конечно, вкладываться в цифровизацию, тестировать те или иные проекты и продукты может позволить себе крупный банк, он может взять на себя риски, если проект не «взлетит». У остальных ситуация у каждого своя, общих рецептов нет.

Эльман Мехтиев, подытоживая дискуссию, отметил: как показывает практика, главное в цифровизации — не конкретная технология, а готовность и рынка, и клиентов ее использовать. Таким образом, требуются не только готовность банков, но и зрелость потребителей этих технологий. Кроме того, важно понимать векторы изменения среды, быть готовым к ним, уметь удивлять и удерживать клиентов. Именно этот набор компетенций — ключ к разработке и внедрению «правильных» цифровых технологий.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм