Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Open Banking требует гораздо больше, чем просто соблюдения PSD2
10.08.2018 Аналитика
Open Banking требует гораздо больше, чем просто соблюдения PSD2

О том, какую роль играют технологические инновации в бизнесе глобальной инвестиционной компании, концепциях «Банкинг как услуга» и «Open Banking», в интервью «Б.О» рассказал Бенни Йохансен, руководитель проекта OpenAPI в Saxo Bank



Бенни Йохансен, Saxo Bank. Фото: Saxo Bank — Saxo Bank прежде всего финансовая компания, которая предоставляет клиентам доступ к инвестиционным рынкам. Вместе с тем, я вижу большой акцент на продвижении собственных торговых платформ. Насколько большую роль занимают собственные IT-решения в бизнес-модели компании? Это ваша уникальная позиция на рынке, или она типичная для современного инвестиционного бизнеса?

— В SaxoBank мы довольно рано осознали, что использование технологий и разработка собственных программных средств вместо работы с устаревшими системами позволит нам улучшить качество предоставляемых клиентам инвестиционных возможностей, а также предложить более персонализированные услуги, большую прозрачность и гораздо более выгодные цены. Мы любим напоминать о том, что Saxo Bank стал финансово-технологической организацией еще до возникновения этого понятия. Основой работы Saxo Bank всегда были наши трейдинговые технологии и торговые платформы.

Наша миссия заключается в демократизации торговли и инвестиций и предоставлении обычным людям доступа и инструментов для торговли на мировых рынках — это именно то, что действительно отличает нас от других компаний. Мы запустили нашу первую торговую платформу в 1998 году, и она стала одной из самых дешевых и прозрачных платформ для торговли валютой, предлагаемой на тот момент.

Сегодня Saxo Bank предоставляет доступ к более 35 000 финансовых инструментов по различным классам активов, включая торгуемые инвестиционные фонды (ETF), акции, облигации, контракты на разницу (CFD), рынок Forex, фьючерсы и опционы, которые могут торговаться с единого маржинального счета.

Мы любим напоминать о том, что Saxo Bank стал финансово-технологической организацией еще до возникновения этого понятия

В течение многих лет мы анализировали возможности и услуги, доступные крупным финансовым организациям, и использовали технологии совершенствования и масштабирования информационных решений в целях сделать их доступными для более широкой аудитории. Именно поэтому в основе наших инноваций лежит в том числе технология открытого сотрудничества. Существенную часть нашей бизнес-модели занимает продукт «Банкинг как услуга», который мы предлагаем другим финансовым организациям, позволяющий им подключаться к нашей инфраструктуре и использовать наш двадцатилетний опыт для разработки собственных решений. Торговая инфраструктура Saxo и модель сотрудничества являются технологической основой более 120 других финансовых организаций по всему миру.

Таким образом, можно сказать, что мы прошли долгий путь в своей миссии по демократизации торговли и инвестиций.

— Когда говорят о digital-трансформации в банковской сфере, обычно имеют в виду повседневные банковские услуги: банковские карты, мобильный банк, платежи и переводы и т.п. Если говорить о трейдинге, инвестициях — услугах, требующих более глубоких финансовых знаний, как изменились ожидания и поведение пользователей в этой сфере за последние годы?

— Стремительное развитие новых технологий и систем навсегда меняет способ предоставления финансовых услуг, а также ожидания клиентов от таких услуг. Люди привыкли к оперативности, удобству и индивидуальным настройкам благодаря использованию приложений на своих смартфонах, где они управляют ключевыми аспектами своей повседневной жизни.

Как видно во многих ориентированных на потребителя отраслях, сегодня происходит переход от экономики услуг, в рамках которой компании, в том числе банки, увеличивают свои доходы и клиентскую базу путем постепенного добавления новых услуг, к экономике, в которой опыт пользователя (UX) имеет первостепенное значение.

В этом отношении нет разницы между ожиданиями клиентов от пользовательского интерфейса для простой платежной транзакции и для инвестиционного решения. В обеих ситуациях клиент должен просто и гарантированно получить то, чего он хочет. На самом примитивном уровне это означает, что клиенту должно быть одинаково просто купить акцию Apple и оплатить счет.

Вместе с тем мы видим новый тренд: клиенты скорее заинтересованы выразить намерение, чем непосредственно выполнить операцию. Поэтому вместо того, чтобы просто покупать и продавать акции, все больше клиентов выражают желание инвестировать с определенным временным горизонтом и аппетитом к риску с намерением получить определенный доход от инвестиций. Этот вид услуг теперь широко известен как робоэдвайзинг, то есть клиент просто делегирует ежедневные инвестиционные решения кому-то, кому он доверяет.

Saxo Bank это интересно, так как у нас есть несколько таких робоэдвайзеров, интегрированных с нами через OpenAPI. Но мы также видим растущий интерес к нашему собственному предложение SaxoSelect, с помощью которого клиент одним кликом может направить часть своих текущих сбережений на формирование различных портфолио, каждое с уникальным инвестиционным фокусом и соотношением риск/доходность, и все это за небольшую стоимость.

— Если я правильно понимаю, Банк давно экспериментировал с концепцией «открытого банкинга», в частности с программой WhiteLabel, еще до появления PSD2. Для вас вступление в силу PSD2 стало обременением или открытием новых возможностей? Можете ли вы как-то оценить влияние этой директивы на бизнес компании?

— В Saxo Bank мы с энтузиазмом относимся к возможностям открытого банковского обслуживания. Открытость приведет к усилению конкуренции, развитию инноваций и в конечном счете лучшему взаимодействию с потребителями (пользовательскому интерфейсу) на всех рынках. Мы создали свой бизнес в этом новом мире с учетом возможностей Open Banking.

Истинная модель открытого банковского обслуживания требует гораздо больше, чем просто соблюдения PSD2. С тех пор, как мы в 2001 году подписали наше первое соглашение White Label, достижение полной интеграции между нашей платформой и бизнесом клиентов легло в основу успеха наших партнерств и постоянного повышения открытости и интеграционных возможностей Saxo.

Из-за требований PSD2 теперь очевидно, что каждый банк должен быть готов сделать свою инфраструктуру открытой

В 2013 году мы разработали новое поколение наших торговых платформ в HTML5 и OpenAPI. Два года спустя мы выпустили мобильную платформу SaxoTraderGO, построенную на Open API, а через шесть месяцев запустили Open API для партнеров. В этом году мы запустили SaxoTraderPRO, профессиональную торговую платформу — работали с новейшими технологиями интерфейса (HTML5/JS/REACT), которые подключаются к одному RESTAPI таким образом, что клиенты могут иметь доступ к разработке собственного функционала под свои потребности.

Мы считаем, что партнерства могут стать одним из самых прорывных факторов в финансовом секторе в ближайшие годы, а также основой для дальнейшего развития технологий в течение 5–10 лет. На наш взгляд, партнерства и аутсорсинг — это решения как для крупных, так и для небольших банков, которые помогают эффективно и гибко предоставлять соответствующие решения своим клиентам. Банкам необходимо сосредоточить усилия на своих основных компетенциях, вступая в партнерские отношения, поддерживающие технологии, которые лежат в основе остальной цепочки создания стоимости.

Из-за требований PSD2 теперь очевидно, что каждый банк должен быть готов сделать свою инфраструктуру открытой. Некоторые уже воспользовались этой возможностью, в то время как остальные пока затаились в ожидании. По крайней мере, все сейчас разделяют мнение, что создать единый пользовательский интерфейс можно без того, чтобы одна компания разрабатывала все составные блоки. Это, безусловно, облегчило нам переговоры с потенциальными новыми партнерами. Уже сформировалось понимание о том, чего можно достичь с помощью API, и вопросы о наличии Open API сейчас появляются в начале большинства переговоров.



Сейчас на главной