Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Полномасштабная поддержка «малых»
17.10.2022 FinCorpFinRetailАналитика

Полномасштабная поддержка «малых»

Как меры поддержки повлияли на работу МСБ, обсудили эксперты рынка в рамках круглого стола FinSME-2022, проведенного «Б.О» 13 октября


По словам Павла Самиева, директора аналитического центра (АЦ) «БизнесДром», с лета 2022 года началось оживление деловой активности: продолжается мощный рост как кредитных портфелей, так и количества выдач. По статистике, около 40% предприятий среднего и чуть больше 20% предприятий малого бизнеса имеют кредиты. При этом существует проблема количества банков, предоставляющих программы поддержки сегменту. Но, по мнению спикера, вопрос не в количестве, а в присутствии небольших кредитных организаций в сегменте МСП: доля  кредитов, выданных в январе 2022 года субъектам МСП крупными банками, составила 85%, что является историческим рекордом.

Павел Самиев («БизнесДром»). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

При этом парадоксально продолжает снижаться показатель просрочки по кредитам в сегменте МСП. Разрыв между крупным и малым бизнесом по этому показателю, по данным на август 2022 года, практически исчез, а два года назад разница была почти двукратной. Но Павел Самиев отмечает, что нельзя игнорировать то, как сильно различается доля просроченной задолженности в общей сумме задолженности по кредитам заемщиков — субъектов МСП по регионам. Показатель колеблется от 1-2 до 40% в зависимости от региона.

Мария Полякова, начальник отдела методологии финансовой доступности управления финансовой доступности службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, потвердила, что просрочка в сегменте снижается, это связано с реструктуризацией и предоставлением кредитных каникул. Также регулятор реализуют различные программы поддержки. Например, по программе стимулирования кредитования субъектов МСП ЦБ выделяет 288,3 млрд рублей. На программу «1764», объединенную с программой стимулирования кредитования субъектов МСП Банка России и Корпорации МСП, выделено на 2022 год 50 млрд рублей. Такая мера поддержки ориентирована на ряд отраслей, среди которых обрабатывающее производство, переработка сельскохозяйственной продукции; транспортировка и хранение; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания.

Мария Полякова (Банк России). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Помимо льготного кредитования ЦБ участвует в реализации краудфандинга, инструментов фондового рынка, факторинга. По инструментам фондового рынка в 2019 году были разработаны меры поддержки, которые позволили сделать рынок биржевых облигаций для МСП более привычным, отметила Мария Полякова. На рынке облигаций кроме крупных компаний присутствуют и предприятия с объемом размещения от 50 млн рублей. ЦБ субсидирует часть расходов по выходу на биржу и по выплате купонного процента.

Здесь Банк России субсидирует до 70% ставки купона, что приводит уровень эффективной ставки, которую платит заемщик, к примерно такому же значению, как ставка по кредитованию.

Что касается краудфинансирования, в реестре Банка России 63 оператора инвестиционных платформ: «Субъекты МСП являются основными заемщиками на платформах, они занимают около 80% в количественном выражении и около 60–70% в объемном выражении по объемам привлечения финансирования», — отметила представитель ЦБ. Причем привлечение средств на инвестиционных платформах, по словам Марии Поляковой, является неким подготовительным этапом для выхода на биржу.

Объем привлеченного субъектами МСП финансирования за первое полугодие 2022 года составил 5,1 млрд рублей, а к концу года показатель достигнет 9,5 млрд рублей, рассчитывают в ЦБ.

С рейтингом по жизни

Гульназ Галиева, управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА», подчеркнула, что в МСП на рынке размещения облигаций к концу третьего квартала 2022 года наблюдалось восстановление. «МСП не ушло в тень, они продолжают быть активными, продолжают размещаться, рейтинги получают, за облигациями идут, деньги им дают», — заявила она. При этом важным вопросом по подготовке к размещению является присвоение рейтинга, который не всегда отвечает ожиданиям руководства предприятия. В таком случае может быть принято решение об отзыве рейтинга. Но Гульназ Галиева уверяет, что даже в этом случае его нужно публиковать и начинать путь к публичности и прозрачности. Если работать над усовершенствованием бизнеса, процедур, риск-менеджмента, подготовки отчетности, работать с долговым портфелем, финансовой моделью, то этот путь приведет к повышению рейтинга, что пойдет в плюс эмитентам.

«Публикуйтесь даже с низкими рейтингами, пусть о вас знают уже сейчас! А когда через год или полтора вы придете за актуализацией, там уже будет другая история, что станет хорошим подспорьем, чтобы обратить на себя взоры инвесторов», — призвала Гульназ Галиева.

Гульназ Галиева («Эксперт РА»). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

О процессе выхода на биржу подробнее рассказал Дмитрий Таскин, начальник управления по работе с эмитентами облигаций и сопровождению национальных проектов Мосбиржи. Для выхода на биржу компании необходимо соблюсти ряд условий. «Все крутится вокруг готовности компании к публичности, к раскрытию информации», — подчеркнул спикер. Путь достаточно короткий: надо принять решение, привести в порядок организационную структуру, провести аудит финансовой отчетности, получить кредитный рейтинг. Со стороны фондового рынка на Московской бирже сейчас наиболее интересными для сегмента МСП являются именно долговые инструменты.

Дмитрий Таскин (Мосбиржа). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Сейчас фиксируется снижение объемов торгов на фоне февральских событий, размещения возобновились только в мае, но долговой рынок пострадал меньше рынка акций с точки зрения количества инвесторов, так как до известных событий основной спрос приходился на банки и в последние годы возросла доля розничных инвесторов. Иностранные инвесторы скорее участвовали в выпусках ОФЗ.

В среднем за последние пять лет Мосбиржа фиксирует увеличение доли публичных инструментов, в первую очередь это связано с денежно-кредитным регулированием ЦБ. По состоянию на август 2022 года объем размещений превысил показатели августа прошлого года, заявил Дмитрий Таскин. Он привел статистику: произошло 57 новых размещений суммарным объемом около 1 трлн рублей, в сентябре — 54 размещения на 980 млрд рублей. Важно, что на стороне спроса в сегменте МСП стоит розница. В розничном сегменте количество инвесторов приближается к отметке в 25 млн, в портфеле увеличилась доля российских акций.

Три с половиной года на бирже функционирует «сектор роста», отметил Дмитрий Таскин, проект развивается совместно с Банком России, Минэкономразвития, корпорацией МСП. Вместе они работают над достижением показателей, заложенных в национальном проекте поддержки МСБ по объему привлеченных средств субъектами МСП на фондовом рынке. Сейчас в обращении находятся 47 ценных бумаг, представлен 31 эмитент, в этом году суммарный объем заимствований составляет около 4,7 млрд рублей. Для защиты интересов инвесторов установлен минимальный рейтинг — BB-. Дмитрий Таскин согласен с утверждением, что рейтинг не является стоп-фактором для эмитентов. В связи с февральскими событиями биржа установила мораторий: до 1 октября использовался рейтинг, который был установлен до 1 февраля 2022 года.

Сергей Гришунин, управляющий директор НРА, отметил, что для рейтинговых агентств сегмент МСП — один из основных клиентов. В кризис 2020 года больше всего пострадали малый и микробизнес, именно этот сегмент не смог восстановиться. Общее восстановление по сегменту до уровня 2019 года случилось из-за наращивания оборотов среднего предпринимательства. В 2022 году в реальном выражении обороты упали: при повышении оборотов малых предприятий в первом полугодии 2022 года на 1,7% накопленная инфляция за июль 2021-го — июнь 2022-го составила 15,9%.

Сергей Гришунин (НРА). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

В базовом сценарии НРА оборот малых и средних предприятий может восстановиться к 2026 году.

Занятость в сегменте МСП к началу осени выросла на 4% относительно показателей января 2022 года, а на фоне падения финансовых результатов это означает, что эффективность деятельности малого бизнеса сильно снизилась.

При этом меры поддержки сыграли важную роль для сегмента, отметил Сергей Гришунин. Помимо финансовых мер были различные моратории на проверки, упрощения процедур в области государственных закупок. Но сроки мер подходят к концу, а лимиты практически исчерпаны. Также болезненные изменения происходят у малого бизнеса на фоне мобилизации ключевых сотрудников. Свою роль играет и отток персонала за рубеж.

Что касается снижения доли просрочек в МСП, по опыту клиентов НРА Сергей Гришунин заметил, что банки ужесточают политику выдачи. Также качество управления в сегменте МСП остается низким: например, мало кто представляет нормальную финансовую модель у малого бизнеса. Снижается и показатель покрытия процентов. «Мы усилили меры по надзору над нашими клиентами, просим иногда за месяц до выплаты купона предоставлять доказательства, что у компании есть на счетах средства на выплату купона. Были случаи, когда компании срочно выходили на краудлендинговые платформы, чтобы там взять деньги на оплату купона», — поделился опытом спикер.

Дмитрий Орехов, управляющий директор НКР, очертил проблему достоверности информации, связанную с решением о нераскрытии данных финансовых и нефинансовых институтов. Спикер выделил основные категории информации: финансовая отчетность и вся официальная информация с официальных сайтов, рейтинговые пресс-релизы и неформализованные данные, в том числе телеграмм-каналы. В первую очередь рейтинговые агентства анализируют отчетность за несколько периодов, моделирует прогноз по компании, проводят встречи с рейтингуемым лицом для формирования правильных выводов и присвоения рейтинга. Помимо того присутствуют непубличные данные, которое агентство запрашивает у компании, они могут быть представлены, например, в виде анкет, объяснил Дмитрий Орехов.

Дмитрий Орехов (НКР). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Альтернативное финансирование и страхование

Владимир Зеленчук, директор департамента имущественных видов страхования «Гелиос», рассказал, что сегмент МСП представлен в 58% случаев формой ИП и в 42% — юридическими лицами. Таким образом, в большинстве своем — это микробизнес.

Предприниматель очень редко задумывается об имущественных рисках, особенно если за спиной не стоит банк. Соответственно страховой рынок относится к сегменту скептически. У компаний первой десятки больших аппетитов в рассмотрении рисков МСП нет, нет и системной работы с ними. С одной стороны, потому что страховщик не может точно оценить эти риски, с другой — потому что расходы на ведение дела у страховщика существенные, а МСБ отличается небольшой долей доходности для страховщика.

Владимир Зеленчук («Гелиос»). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

По мнению Владимира Зеленчука, в целях поддержки МСБ страховые компании должны нести определенные расходы, инвестировать в информационную активность, чтобы как минимум доносить предложения по обеспечению сохранности бизнеса, которые есть сейчас на рынке. Компания «Гелиос» в рамках развития взаимодействия с сегментом МСБ сосредоточила деятельность на территориях, где предпринимательская деятельность показывает наибольшую активность: Центральный и Южный федеральные округа.

Индустрии факторинга больше 20 лет, но должного развития она не получила, так как в России этим занимаются 25–30 компаний, заявил Илья Покаместов, генеральный директор компании «ФАКТОРинг ПРО». Уровень распространения находится на уровне 9,7 тыс. предприятий, которые используют такую услугу. «Хорошо бы и государству, и регулятору обращать внимание мерами поддержки на небольшие факторинговые компании, в том числе на региональные», — считает спикер. 80% финансовых агентов сконцентрированы в Москве, есть компании и в Екатеринбурге, Татарстане, но этого недостаточно. «Лет пять назад мы все время вели дискуссию о том, когда же иностранные игроки выйдут на наш факторинговый рынок», — напомнил Илья Покаместов. Теперь и эти перспективы закрыты. Интересно, что в нынешних событиях, хотя факторинговые компании и приостанавливали работу, с катастрофическими дефолтами рынок не встретился.

Илья Покаместов («ФАКТОРинг ПРО»). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Лизинг же в современных условиях продолжает развиваться, заявила Ирина Погорелова, директор по GR «СберБанк Лизинг».

Портфель лизингового рынка впервые по итогам 2021 года перевалил за 6 млрд рублей

60% портфеля занимает МСП. По данным Национального агентства промышленной информации и Федресурса, доля продаж лизинга в категории грузового транспорта — 93%, в легковом транспорте — 39%, автобусном транспотре — 60%. Значения, правда, не очищены от продаж б/у-имущества, уточнила Ирина Погорелова. Традиционно лизинг в условиях любого кризиса два года падает, затем стабильно растет, хотя пандемийный год показал иные результаты: лизинг практически не увидел минуса. По итогам первого полугодия 2022 года по показателям лизинг сравнялся с первым полугодием 2019 года.

Ирина Погорелова («СберБанк Лизинг»). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Нужно понимать, подчеркнула спикер, что лизинговые компании занимаются имуществом, а значит, называть их финансовыми компаниями не совсем корректно. Автотранспорт вырос в цене, поэтому такой рынок чувствует себя устойчиво.

Интересно, что в России прослеживается тренд перехода от собственности к временному владению. Это иллюстрирует популярность каршеринга и различные виды аренды недвижимости. В связи с этим развиваются допуслуги — например, по страхованию в виде подписки. В части лизинга для МСП действует очень мало программ поддержки, и они в основном сконцентрированы вокруг корпорации МСП. В разработке находится предложение о добавление лизинга в программу стимулирования кредитования. Банк России уже согласовал добавление, по предварительным расчетам программа выйдет в январе 2023 года.

А действительно ли он малый?

Алексей Войлуков, вице-президент ассоциации «Россия», поднял вопрос изменения критериев, позволяющих отнести бизнес к сегменту МСП. Крупнейшие застройщики фигурируют в реестре МСП, именно этот прецедент четыре года назад стал поводом для пересмотра. По прогнозам спикера, расходование государственных средств будет более осторожным. Так, в ближайшее время, скорее всего, будут выделяться программы, направленные именно на малый бизнес: «Здесь хотелось бы, чтобы была обозначена поддержка с учетом особенностей МСП, поскольку это более рискованный участок, более дефолтный», — подчеркнул спикер и отметил, что даже в пандемийный 2020 год объемы поддержки со стороны государства не превышали 20%, при этом сами банки активно участвовали в таких программах.

По оценкам кредитных организаций, в случае отмены отдельных надбавок на капитал и возможности не резервировать заблокированные активы можно ждать выделения нескольких миллионов рублей на дополнительное кредитование, в том числе в сегменте МСП.

Алексей Войлуков (АБР). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Держи меня, соломинка…

Александр Черствов, заместитель председателя правления МСП Банка, рассказал подробнее о программах поддержки МСП, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая — федеральные программы. Самая распространенная в группе — программа «1764». Она доступна по числу субъектов, которые могут такой поддержкой воспользоваться. Вторая группа включает в себя отраслевые программы. Существуют программы Минсельхоза, Минтуризма, Минцифры. Еще одна группа программ поддержки — муниципальные программы. По словам спикера, это программы, которые появились только в этом году, в них субъекты пытаются выделить в небольших бюджетах собственные источники стимулирования. Например, программа Москвы, делится на оборотное финансирование и инвестиционное. Но инвестиционной программой сможет воспользоваться небольшое количество участников из-за снижения инвестиционной активности. При этом поддержка в регионах позволяет совмещать региональные и муниципальные программы.

Александр Черствов (МСП Банк). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Оператором городской программы субсидирования является фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Исполнительный директор фонда Антон Купринов, рассказал, что в начале 2022 года кредитование исчезало, и без поддержки правительства эта пауза могла бы стать гораздо длиннее. Московская программа поддержки включилась тогда, когда закончились лимиты по федеральным программам, что помогло избежать многих проблем. Она продлится и на следующий год. По информации спикера, по действующим программам было предоставлено 65 млрд рублей субсидированных кредитов. В целом, московские программы во многом похожи на федеральные. В будущем году под них предполагается выделить 1 млрд рублей.

Антон Купринов (Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Александр Молоканов, руководитель по стратегическому развитию блока «Средний и малый бизнес» ПСБ, рассказал, что в части поддержки сегмента МСП Промсвязьбанк участвует во всех представленных программах, при этом банк создает отдельное управление по работе с сельскохозяйственным сектором, что связано с активизацией работы в Крыму и на Юге России. Кредитная организация, в частности, развивает технологические подходы, одним из которых является онлайн-кредитование. Так, любой представитель МСП может обратиться за кредитом и получить его без посещения банка. Если в прошлом году план по онлайн-кредитованию был 5 млрд, то в этом году он достиг 20 млрд. «По электронным формам кредитования мы используем зонтичное поручительство корпорации МСП, оно распространяется на все программы», — подчеркнул спикер.

Александр Молоканов (ПСБ). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Мнение эксперта
Евгений Абузов, заместитель председателя правления Банка «Уралсиб»

Евгений Абузов, заместитель председателя правления Банка «Уралсиб»

2022 год оказался очень непростым для малого бизнеса — предприниматели за последние годы вновь столкнулись с непредвиденной экономической ситуацией. И в очередной раз показали свою устойчивость, адаптивность и серьезный запас прочности — вопреки пессимистичным прогнозам, которые многие эксперты высказывали зимой этого года.

Понятно, что здесь есть и свои «победители» и свои «проигравшие». Если говорить о тех, кто в этот период приобрел, а не потерял, то безусловным бенефициаром можно назвать отрасль внутреннего туризма. В остальном в каждой отрасли есть свои бенефициары. Сначала это были компании, которые ориентировались на производство внутри России. Позже благодаря низким курсам валют импортеры, которые смогли наладить логистические цепочки, тоже смогли стать бенефициарами в своих отраслях.

Одна из заметных особенностей этого года — активный переток клиентов ВЭД: в условиях санкций предприниматели переходили на обслуживание в банки, не попавшие под санкции и имеющие широкую линейку продуктов для ведения внешнеэкономической деятельности. Например, в «Уралсибе» количество таких клиентов в 2022 году выросло в 3-4 раза. Также заметные тренды — рост интереса к гарантийным продуктам после увеличения правительством доли малого бизнеса в закупках и спроса на услуги эквайринга после ограничения комиссии Центробанком РФ. Продолжая тему ВЭД, стоит упомянуть и о значимом росте оборотов и платежей в юанях при одновременном снижении доли доллара и евро. Эта тенденция будет продолжаться, поэтому мы планируем к запуску ряд продуктов для участников ВЭД, включая кредитные продукты.

И, конечно же, один из ключевых трендов последних — цифровизация — будет активно развиваться в ближайшие годы. В «Уралсибе» со следующего года все продукты для бизнеса получат возможность цифрового обслуживания без офлайн-взаимодействия с точкой продаж. Это даст нам возможность работать по всей стране в формате необанка.

 

Мнение эксперта
Владимир Зеленчук, директор департамента имущественных видов страхования Страховой Компании «Гелиос»

Владимир Зеленчук, директор департамента имущественных видов страхования Страховой Компании «Гелиос»

«Основной задачей страхования как инструмента для реализации предпринимательской инициативы является сохранение жизнеспособности и создание потенциала для развития МСП. Решением этой задачи является обеспечение системы защиты имущественных интересов МСП в условиях экономической нестабильности. Методика поддержки страховщиками МСП включает в себя – работу с профильными организациями, обеспечение информационной поддержки с участием профильных ресурсов, подготовку специализированных подразделений по направлению работы по страхованию имущественных интересов МСП, разработку специализированных систем обучения, развитие агентского корпуса»


Презентации спикеров

Владимир Зеленчук, Страхование как инструмент для реализации предпринимательской инициативы

Сергей Гришунин, Ключевые риски МСП в условиях кризиса

Алексей Киркоров, ЛИЗИНГ В 2022 ГОДУ: ПЕРЕЗАГРУЗКА ПРОГРАММ И ФОРМАТА РАБОТЫ

Дмитрий Орехов, Рейтинговое агентсво ключевой источник информации

Илья Покаместов, Предоставление и финансирование отсрочки платежа в условиях экономической нестабильности

Мария Полякова, ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Павел Самиев, Динамика и тенденции кредитования МСП

Дмитрий Таскин, Сектор Роста – биржевые инструменты привлечения инвестиций для МСП

Александр Черствов, История успеха для АВЧ

 

 

 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ