Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Зачастую права требования займодавца к должнику передаются третьему лицу с определенной скидкой (дисконтом) в силу различных обстоятельств. Необходимо понимать, что уступка права требования (цессия), как практически любая хозяйственная операция, влечет за собой определенные налоговые последствия, а в случае с уступкой прав требования может служить причиной возникновения серьезных налоговых рисков для передающей стороны. Что это за риски и как их предотвратить?
При рассмотрении сделок хозяйствующего субъекта (при этом кредитные организации не являются исключением) первостепенное значение в целях определения степени налогового риска имеет их экономическая целесообразность и обоснованность, оцениваемая налоговиками в соответствии с положениями ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
В соответствии с п. 1 данной нормы не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Налоговые органы применяют это положение в случае доказывания умышленных действий налогоплательщика, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога. Данный подход находит прямое отражение в Письме ФНС России от 31.10.2017 № ЕД 4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
В указанном письме ФНС России отмечено, что об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, совершении ряда неслучайных действий (операций), подчиненных единой цели — возможности отражения заведомо ложных сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, и получении налоговой экономии.
Поскольку убыток, полученный в результате осуществления сделки по уступке права требования с дисконтом, включается во внереализационные расходы кредитной организации и прямо влияет на сумму подлежащего уплате налога на прибыль организаций, данная сделка будет рассмотрена налоговым органом через призму положений ст. 54.1 НК РФ.
По итогам проверки налоговиками сделок по реализации прав требования с дисконтом основной риск налогоплательщика заключается в отказе налоговым органом в учете суммы полученного убытка и соответственно доначислении налога на прибыль организаций.
В подобной ситуации проверяющие зачастую подкрепляют свою позицию следующими доводами:
Кроме того, налоговый орган в подтверждение выводов об экономической нецелесообразности сделки может ссылаться на ст. 34 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», согласно которой банки обязаны предпринимать все необходимые действия по взысканию задолженности; соответственно уступка права требования долга с убытком без осуществления всех необходимых действий по возврату средств является экономически неоправданной, и убыток, полученный в результате такой уступки, не может уменьшать налоговую базу в силу положений ст. 252 НК РФ. Данная позиция находит отражение в судебной практике.
Необходимо помнить, что позиция судов при рассмотрении споров, предметом которых являются заведомо убыточные сделки, явно смещена в пользу налоговых органов. Об этом свидетельствует судебная практика.
Рассматривая перспективы судебного обжалования потенциальных претензий налогового органа, можно сделать вывод, что доначисление налога на прибыль с высокой долей вероятности будет признано судами правомерным, если сделка по уступке прав требования не обусловлена разумными экономическими причинами (целями делового характера) и кредитной организацией не предприняты все необходимые меры по взысканию задолженности.
В данных условиях эффективными контраргументами налогоплательщика в противовес потенциальным претензиям налогового органа являются разработанные заранее:
Таким образом, перспективы обжалования налоговых претензий, связанных с убытком, полученным ввиду реализации прав требования с дисконтом, напрямую зависят от возможности подтверждения банком каждого этапа сделки, а также возможности обоснования ее экономической целесообразности.
1. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2017 № Ф05-7196/2017 по делу № А40 194155/2016.
2. Постановления: Арбитражного суда Московского округа от 23.01.2018 № Ф05-9625/2016 по делу № А40-97907/2015; Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2014 № Ф05-12298/2014 по делу № А40-158964/2013; ФАС Поволжского округа от 19.08.2003 № А72-9062/02-КД502.
3. Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях от 07.06.2017 № Ф05 7196/2017 по делу № А40-194155/2016; от 06.04.2016 № Ф05 3752/2016 по делу № А40-90029/2015, а также постановлениями Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2019 № Ф09 4254/19 по делу № А60 40605/2018; от 19.05.2017 № Ф09-2527/17 по делу № А60-31273/2016.
В 2015 году, когда законодатель предпринимал попытки по ужесточению наказания за неправомерный оборот средств платежей, мало кто предполагал, что подобная инициатива станет очередной лазейкой для недобросовестных предпринимателей и правоохранителей. Прошло больше пяти лет с последней редакции, поэтому можно подвести промежуточные итоги: чем обернулись «благие намерения» законодателя и как ст. 187 УК РФ стала дополнительным инструментом давления на бизнес
Регулирование финансового сектора стремительно развивается на протяжении последних 20 лет. Особое внимание стоит уделить подходам, которые регулятор использует для обеспечения прозрачности структуры собственности финансовых организаций: с развитием законодательства методы регулирования сначала распространялись на кредитные организации, а затем охватили и весь финансовый сектор. Проанализируем законодательное регулирование в динамике, противоречия, кот проявляются в результате различий в регулировании деятельности разного рода организаций и финансовых рынков