Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Если брать обзор рынка POS-кредитов, то можно сказать, что они привлекают целевой сегмент банка, насчитывающий 35 млн человек, 6,1 млн из которых активные пользователи
Сам рынок характеризуется высокой концентрацией крупных игроков (74% рынка контролируется четырьмя банками). К тому же можно отметить, что рынок POS-кредитов быстро восстанавливается после кризиса и растет высокими темпами: 189 млрд рублей — в 2011 году, 155 млрд рублей — в 2010 году, 106 млрд рублей — в 2009 году, 120 млрд рублей — в 2008 году. POS-портфель можно характеризовать:
— коротким сроком (10–12 мес.);
— небольшой средней суммой (18–21 тыс. рублей);
— высокой ставкой (до 70% p.a. без учета страховых продуктов);
— высоким кредитным риском (12% p. a.);
— высокими расходами (персонал, комиссии торговым сетям, операционные и прочие расходы, связанные с большим количеством географически удаленных, отдельно стоящих POS-точек, аллокации расходов ГО и проч.)
Главная задача POS-кредитов — быстрое насыщение рынка и накопление клиентской базы для дальнейших кросс-продаж банковских продуктов.
Если говорить о кредитах наличными, то это — самый большой (в 15 раз больше POS), быстрорастущий (в 2 раза быстрее POS) и перспективный рынок кредитования населения. Рост активности банков на рынке кредитов наличными привел к ужесточению конкуренции, появлению новых игроков и, как следствие, снижению ставок по кредитам. Ставка на технологии: демонстрировать рост выше рынка и получать стабильную маржу смогут банки, готовые инвестировать в процессы и технологии управления кредитными рисками. Портфель кредитов наличными в нашем целевом сегменте характеризуется следующими параметрами:
— срок 24–36 месяцев;
— средняя сумма — 75–100 тыс. рублей;
— сравнительно невысокая номинальная ставка (21–35% p. a.) компенсируется активной продажей страховых продуктов (проникновение — до 95%);
— высокий кредитный риск (12% p.a.) может быть уменьшен за счет процесса кросс-продаж клиентам из POS-канала;
— высокие расходы (маркетинг, персонал, аренда и операционные расходы, СМР, мебель, комплектующие офисов и прочие расходы, включая аллокацию расходов ГО) могут быть значительно сокращены за счет процесса кросс-продаж существующим клиентам.
Рынок POS-кредитов будет расти от 6% (пессимистический сценарий) до 20% (оптимистический сценарий) в год в следующие 5 лет.
Перенасыщенная информационно-маркетинговая среда вынуждает банкиров использовать дофаминовые стимулы для вовлечения клиентов в регулярный контакт с банком и повышения покупательской активности. Попытаемся осмыслить, оправдана ли такая ставка — с точки зрения не только этики, но и бизнеса, нацеленного на выстраивание долгосрочных лояльных отношений с клиентами
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу