Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рынок POS-кредитов быстро восстанавливается и растет высокими темпами
13.12.2012 Мнение

Рынок POS-кредитов быстро восстанавливается и растет высокими темпами

Если брать обзор рынка POS-кредитов, то можно сказать, что они привлекают целевой сегмент банка, насчитывающий 35 млн человек, 6,1 млн из которых активные пользователи


Итоги года

Сам рынок характеризуется высокой концентрацией крупных игроков (74% рынка контролируется четырьмя банками). К тому же можно отметить, что рынок POS-кредитов быстро восстанавливается после кризиса и растет высокими темпами: 189 млрд рублей — в 2011 году, 155 млрд рублей — в 2010 году, 106 млрд рублей — в 2009 году, 120 млрд рублей — в 2008 году. POS-портфель можно характеризовать:

— коротким сроком (10–12 мес.);

— небольшой средней суммой (18–21 тыс. рублей);

— высокой ставкой (до 70% p.a. без учета страховых продуктов);

— высоким кредитным риском (12% p. a.);

— высокими расходами (персонал, комиссии торговым сетям, операционные и прочие расходы, связанные с большим количеством географически удаленных, отдельно стоящих POS-точек, аллокации расходов ГО и проч.)

Главная задача POS-кредитов — быстрое насыщение рынка и накопление клиентской базы для дальнейших кросс-продаж банковских продуктов.

Если говорить о кредитах наличными, то это — самый большой (в 15 раз больше POS), быстрорастущий (в 2 раза быстрее POS) и перспективный рынок кредитования населения. Рост активности банков на рынке кредитов наличными привел к ужесточению конкуренции, появлению новых игроков и, как следствие, снижению ставок по кредитам. Ставка на технологии: демонстрировать рост выше рынка и получать стабильную маржу смогут банки, готовые инвестировать в процессы и технологии управления кредитными рисками. Портфель кредитов наличными в нашем целевом сегменте характеризуется следующими параметрами:

— срок 24–36 месяцев;

— средняя сумма — 75–100 тыс. рублей;

— сравнительно невысокая номинальная ставка (21–35% p. a.) компенсируется активной продажей страховых продуктов (проникновение — до 95%);

— высокий кредитный риск (12% p.a.) может быть уменьшен за счет процесса кросс-продаж клиентам из POS-канала;

— высокие расходы (маркетинг, персонал, аренда и операционные расходы, СМР, мебель, комплектующие офисов и прочие расходы, включая аллокацию расходов ГО) могут быть значительно сокращены за счет процесса кросс-продаж существующим клиентам.

Прогнозы на 2013 год

Рынок POS-кредитов будет расти от 6% (пессимистический сценарий) до 20% (оптимистический сценарий) в год в следующие 5 лет.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ