Банковское обозрение

Финансовая сфера

20.01.2020 Аналитика
Тернистный путь в брокерский ритейл

Для направления брокерского обслуживания 2019 год оказался поворотным: 3 млн клиентов на Московской межбанковской валютной бирже, первые брокеры пересекли черту в миллион клиентов, объемы торгов бьют рекорды


Сергей Жилко
Руководитель продукта «Брокерское Обслуживание» компании «Диасофт»

Ставки по вкладам 5% годовых не устраивают клиентов, поэтому они все больше предпочитают индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) и брокерские счета. Чем же отвечают на этот вызов ЦБ и участники рынка?

Планов у тех и других — масса. Например, на форуме по драгметаллам в ноябре 2019 года (XII Международный форум RBF) основная дискуссия развернулась вокруг темы покупки металла на ИИС. Еще один пример — РЕПО-форум (XV Международный форум NFA-2019), который состоялся 3 декабря в Москве, наполовину был посвящен законодательству о финансовых советниках, ИИС и сделкам с физлицами. Есть все предпосылки, что в следующем году на рынок брокерского обслуживания выйдут новые банки, и те, что пока не имеют мобильного приложения для инвесторов, представят его широкой общественности. Ведущие операторы рынка планируют в ближайшие пару лет привлечь 5–10 млн клиентов, что вполне реально, так как, по сути, они «конвертируют» своих карточных, зарплатных, депозитных клиентов в клиентов брокерского обслуживания. Но есть и осязаемые препятствия.

Я и мои коллеги, которые активно «торгуют», пользуясь мобильными приложениями, убедились, что самая большая проблема — поиск информации в сторонних источниках. Никто не пользуется информацией, предоставляемой брокером, — для принятия решения о сделке ее недостаточно. По данным Markswebb, именно эта процедура наименее проработана в имеющихся мобильных приложениях банков.

Можно снять «нецелевую» нагрузку с АБС и полностью перенести функции онлайн-обслуживания в режиме 24х7 в «верхние слои» архитектуры

Отмечу, что брокерский бизнес банков, лидирующих по количеству клиентов, не возник внезапно. Все это время бэк-офис и бэкенд были ориентированы на большое количество сделок при небольшом количестве клиентов. Ситуация изменилась. Банки привлекают огромное количество клиентов с разными запросами, но всем нужен одинаковый уровень информационного сервиса. Посмотреть остатки на счете, историю операций, поручений, сделок — для этого используются данные из АБС, хотя даже самые мощные из них не были спроектированы для поддержки онлайн-процессов. Можно снять «нецелевую» нагрузку с АБС и полностью перенести функции онлайн-обслуживания в режиме 24х7 в «верхние слои» архитектуры, без обращения к АБС. Наша компания поддержала эту инициативу и уже проектирует такие решения в микросервисной архитектуре. Опыт «домашних» разработок банков говорит о том, что спроектировать и успешно использовать такие решения в продакшн-среде можно только при жестком контроле процессов и серьезном подходе к начальному проектированию, что не всем удается.

Таким образом, будущее брокерского рынка видится в решении главной задачи банков — как можно быстрее выйти на рынок и привлечь клиентов. Успешными станут те брокеры, которые предоставят лучший в сравнении с конкурентами сервис, поддержат новые тренды, предложат новые интересные возможности ИИС, помогут клиентам подобрать активы для вложений, будут заключать сделки в режиме 24х7 и выводить деньги через онлайн-сервисы, а не ждать расчета НДФЛ.




Читайте также