Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ограничение трансграничных платежей через привычные системы стало важным рычагом давления на российскую экономику. Введение новых санкций вынуждает все активней искать альтернативные методы для расчетов с внешними партнерами. На пути новых механизмов расчетов возникает множество проблем, большинство из них можно отнести к юридическим, экономическим и технологическим
Юридические проблемы особенно актуальны при организации платежей через сравнительно новые финансовые инструменты — ЦФА и криптовалюты. Правовые базы для их использования во многих странах еще недостаточно развиты, не говоря уже о том, что для международной деятельности их необходимо «привести к общему знаменателю». В противном случае представители разных стран едва ли смогут договориться об использовании активов для обмена. Другое решение — выпуск в одной стране зеркальных активов другой страны; но для этого необходима достаточная правовая совместимость.
Экономические проблемы отчасти являются следствием юридических. Чем менее развита правовая база ЦФА (или их более широкого аналога — Real-World Assets) и криптовалют в одной стране, тем больше посредников необходимо для трансграничных платежей. Поэтому эксперименты с другими странами, проводимые в рамках правового поля России, демонстрируют слишком большие затраты. Это противоречит самой сути цифровых активов и криптоактивов. Одно из возможных решений здесь — создание зон с экспериментальным правовым режимом, где можно будет проверять гипотезы по развитию соответствующей правовой базы. Буквально на днях Госдума одобрила к принятию в первом чтении законопроект, который позволит ЦБ с 1 сентября запустить эксперимент по созданию площадки для использования криптовалют в международных расчетах.
Чуть ранее зампред ЦБ Алексей Гузнов сообщил, что уже сформированы предложения по легализации стейблкойнов для международных расчетов: использование стейблкойнов может иметь определенные пре имущества перед традиционными платежными сервисами в трансграничных расчетах. По его словам, вопрос лишь в том, чтобы урегулировать всю цепочку, которая позволяла бы переводить эти активы на территорию России, накапливать их здесь и использовать для трансграничных платежей.
Очевидным, на первый взгляд, выглядит использование самых популярных и ликвидных стейблкойнов — обеспеченных активов, таких как USDT или USDC. Но их эмитенты полностью ориентируются на США, если вообще не аффилированы с американским правительством. Ранее в этом году Tether, эмитент USDT, официально объявил о сотрудничестве с правительством США, а обеспечение USDC размещено на американских счетах. Использование подобных валют сопряжено с высокими рисками блокировки активов. Tether уже заблокировал миллионы USDT, согласно постановлениям Управления по контролю за иностранными активами США.
Чем менее развита правовая база ЦФА и криптовалют в одной стране, тем больше посредников необходимо для трансграничных платежей
В свежем докладе «Стейблкойны: как на них смотрят регуляторы разных стран» Банк России допускает, что необеспеченные алгоритмические стейблкойны (обладающие меньшей ликвидностью, но большей степенью децентрализации) без права погашения могут соотноситься с уже предусмотренной российским законодательством правовой конструкцией цифровых прав. В целом, формирование механизма общего обращения стейблкойнов в рамках ВЭД сейчас активно обсуждается. В качестве вариантов рассматриваются применение правил, установленных для ЦФА, для иных цифровых прав и цифровых валют, а также разработка новой правовой базы.
Не менее важным, чем выбор эффективного юридического фреймворка, будет разработка доверенной криптоинфраструктуры для реализации обращения стейблкойнов в трансграничных платежах — смарт-контрактов, мостов, кастодиальных кошельков и т.д. Наша компания имеет большой опыт в разработке и эксплуатации блокчейн-решений для российской критической инфраструктуры — от федеральной платформы дистанционного электронного голосования и цифровой платформы распределенного реестра ФНС до нескольких ЦФА-решений. Использование полностью российской суверенной технологической базы позволяет этим платформам бесперебойно и надежно функционировать на протяжении последних лет.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка