Финансовая сфера

Банковское обозрение


07.07.2014 АналитикаНРАИсследования
«Удачная» бизнес-модель для малых банков

Секреты успеха малых банков: правильное управление в условиях региона деятельности, активное использование возможностей роста вкупе с возможностями владельцев. А вот концентрация на одном сегменте, наличие эксклюзивных продуктов и услуг, а также различных ноу-хау, не помогает


Как правило, небольшие кредитные организации в нашей стране продолжают оставаться — как минимум в глазах широкой общественности, этаким городским банком за углом, который не менее надежен и в остальном ничем не хуже, а может даже и лучше, того же Сбербанка. Тем более что в настоящее время даже совсем маленькие банки имеют обособленные офисы (точки обслуживания), стараясь шагнуть за пределы своего города, а то и региона. Но доля рынка у таких банков незначительна — по данным Банка России, на начало 2014 года кредитные организации, не входящие в топ-500 крупнейших по размеру активов, формируют лишь 0,94% совокупных активов российской банковской системы. Тем не менее попробуем оценить успешность их работы, исходя из ряда финансовых показателей.
Таблица № 1 включает в себя 40 банков, не входящих в топ-600 по активам-нетто, являющихся моноофисными либо имеющих подразделения в пределах города или области, где находится головной офис. Из этих 40 кредитных организаций шесть не входят в Систему страхования вкладов (далее — ССВ), и поэтому не имеют права привлекать депозиты физических лиц.
Наверное, самым очевидным критерием оценки успешности является финансовый результат за год (в течение года прибыль и(или) убыток учитывается нарастающим итогом). Поэтому убыточные кредитные организации стоит сразу исключить из категории «успешные» в анализируемом периоде — по итогам 2013 года таких в этой группе три, в процентном соотношении это меньше, чем в целом по рынку (7,5% против 9,5%)....