Банковское обозрение

Финансовая сфера

11.03.2013 Аналитика
Угроза из США

Вступивший в силу с 1 января 2013 года американский Закон о налогообложении иностранных счетов — Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) создал ряд проблем российским банкам



Основная задача FATCA — внедрение механизма, направленного на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США.

FATCA предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. От иностранных финансовых организаций требуется заключить специальные соглашения с налоговой службой США (далее — IRS) о контроле за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных банках, а также об информировании о них налоговой службы США.

FATCA: соблюдать или проигнорировать

В прошлом году в № 5 «Б.О» рассказывал о законе, а также о тех проблемах, которые ожидают, в связи с его вступлением в силу, неамериканские (в т.ч. и российские) банки.

Неучастие в FATCA российских банков может создать для них дополнительные репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций, в частности, в виде принудительного изъятия 30% от сумм международных банковских переводов, произведенных после 31 декабря 2013 года.

Ситуация с подписанием
межправительственных
соглашений на январь 2013
года

Заключили соглашение:
Дания, Ирландия, Мексика и Великобритания Ведут переговоры:
Франция, Италия, Германия, Япония, Финляндия, Остров Мэн, Остров Джерси
Ведут предварительный диалог об участии, в будущем, в переговорах:
Аргентина, Австралия, Бельгия, Каймановы острова, Исландия, Кипр, Эстония, Венгрия, Израиль, Южная Корея, Лихтенштейн, Малайзия, Мальта, Новая Зеландия, Словакия, Сингапур и Швеция Изучают варианты соглашения:
Бразилия, Британские Виргинские острова, Чили, Чехия, Гибралтар, Индия, Ливан, Люксембург, Румыния, Россия, Цейлон, Словения, Син-Мартен и ЮАР
Подписали соглашение, но еще не ратифицировали:
Норвегия, Испания и Швеция
Источник: Агентство Thomson Reuters

Банки и финансовые институты, не участвующие в данной системе, будут рассматриваться в международном сообществе как потенциально рискованные контрагенты, которые могут быть вовлечены в преступления, связанные с уклонением от налогов, отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, и т.д.

В интервью «Б.О», заместитель председателя Банка России, директор юридического департамента Сергей Голубев отметил, что «неисполнение этого закона банками нашей страны грозит риском оказаться под штрафными санкциями, блокировкой долларовых переводов, принудительным списанием денежных средств банков со своих корреспондентских счетов в различных странах».

Кроме того, ведение дел с неприсоединившимися банками потребует от банков — участников FATCA дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения определенных административных функций, и может вызвать у них желание поддерживать деловые отношения только с аналогичными себе. И чем больше банков примкнет к FATCA, тем сложнее будет функционировать тем, кто отказался от такого участия.

С другой стороны, если российские банки решат соблюдать требования FATCA, то они нарушат российское законодательство в сфере банковской тайны и персональных данных. А еще — налогового законодательства. Также существуют законодательные ограничения, связанные с выполнением обязательств банка перед клиентами, — легитимность удержания 30% налога.

Нет необходимости спешить с выполнением требований американского экстерриториального законодательства

Зарубежная практика

Аналогичную задачу — как соблюсти требование FATCA, но при этом не нарушить национальное законодательство, пришлось решать не только российским банкам, но и их иностранным коллегам. Есть два варианта решения данной проблемы.

Во-первых, можно «переложить» решение данной задачи на правительство, которое оперативно решит ее. Например, весной 2012 года Германия, Великобритания, Франция, Испания и Италия объявили о том, что намерены заключить с США двусторонние межправительственные соглашения о взаимном централизованном обмене информацией по клиентам национальных банков. Банки будут сообщать необходимые сведения своим национальным регуляторам, а последние будут осуществлять передачу данных Налоговой службе США. Вопрос лишь в том, как быстро будет подписано межправительственное соглашение. В ноябре 2012 года Минфин США вел работу более чем с 50 странами и юрисдикциями «в рамках улучшения международного сотрудничества по соблюдению налогового законодательства».

Во-вторых, можно предоставить решение этой задачи самим банкам. Такой сценарий возможен, когда, например, по тем или иным причинам, подписание межправительственного соглашения затягивается или правительство не намерено проводить соответствующие переговоры с США.

Затраты кредитных организаций,
связанные с внедрением FATCA

разработка и внедрение процедур идентификации клиентов, направленных на выявление налоговых резидентов США, и обработки их персональных данных в особом порядке;
• разработка и внедрение процедур идентификации клиентов, направленных на выявление организаций, в которых налогоплательщики США имеют «существенную» долю владения (10% прямого или косвенного владения);
• разработка и внедрение процедур для анализа информации об открытых в кредитной организации счетах лиц, являющихся налоговыми резидентами США, и организаций, в которых налогоплательщики США имеют «существенную» долю владения;
• внесение изменений в соглашения с банками-корреспондентами;
• разработка процедуры получения согласия клиентов — налоговых резидентов США на передачу их персональных данных и информации о банковских операциях в IRS;
• разработка программного обеспечения для реализации процедур идентификации клиентов, сбора, обработки и передачи их данных налоговому органу США;
• построение дополнительных процедур в рамках системы внутреннего контроля в части выполнения требований FATCA;
• затраты на привлечение внешних консультантов в целях разработки новых процедур, необходимых для имплементации FATCA в деятельность кредитной организации, а также подробного и компетентного анализа норм FATCA в целом;
• дополнительное обучение персонала;
• возможная потребность увеличения штатной численности.

Источник: Письмо АРБ помощнику Президента Российской Федерации Набиуллиной Э.С. «О проблемах исполнения Российскими банками требований FATCA»

Российские реалии

Наша страна осенью 2012 года начала процесс межправительственных переговоров с США. Правда, он может затянуться. Одна из причин — принципиальное разногласие о формате межправительственного соглашения.

По данным газеты «Известия», в октябре 2012 года министр финансов Антон Силуанов, при личной встрече на заседании МВФ и Всемирного банка в Токио, предложил коллеге из США Тимоти Гайтнеру проработать проект многостороннего соглашения под эгидой ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, в которую входит 34 государства) по аналогии с многосторонней Конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам. Такой подход принципиально не устраивает Вашингтон. Там считают, что оптимальная схема реализации FATCA — двусторонние соглашения. Одна из причин того, что Россия выступает за коллективную схему, а не тет-а-тет — в рамках первой Москве будет проще взять переговорное преимущество в том или ином вопросе «весом» всех участников. Проблема в том, что потенциальных стран-участников коллективного договора очень мало. Большинство государств, по той или иной причине, предпочитают работать с США по схеме тет-а-тет.

Другая причина — поздний старт. Хотя FATCA был принят еще в 2010 году, но только в сентябре 2012 года помощник президента Эльвира Набиуллина провела совещание по данному законодательному акту. В этом мероприятии приняли участие представители администрации президента, Минфина, МИДа, ЦБ, ФСФР, ФНС и Национального платежного совета (НПС). Последний предложил пять вариантов применения норм FATCA в российских условиях. По итогам встречи участникам было дано поручение в двухнедельный срок подготовить окончательные предложения для формирования переговорной позиции.

В письме, которое АРБ 9 октября 2012 года направило Эльвире Набиуллиной, есть любопытный абзац. Процитируем его полностью: «Согласно позиции Министерства иностранных дел Российской Федерации, изложенной в ответе МИД РФ от 19.10.2011

№ 8624/дэс, «нет необходимости спешить с выполнением требований американского экстерриториального законодательства»». Интересно, в течение года эта позиция изменилась или осталась неизменной с октября 2011 года?

В декабре 2012 года Сергей Голубев рассказал «Б.О», что «различные ведомства нашей страны — МИД, Минфин, ФНС, Минэкономразвития, Росфинмониторинг, Банк России — проводят переговоры с американской стороной для выработки решений, соответствующих интересам каждой из сторон. Работа продолжается».

В январе 2013 года в Минфине РФ на вопрос «Б.О» о сроках подписания межправительственного соглашения лаконично ответили, что процесс идет и рекомендовали обратиться попозже.




Присоединяйся к нам в телеграмм