Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Фокус на удержании персонала — следствие того, что замена обходится работодателям слишком дорого. Доцент экономического факультета РУДН Алла Вавилина, ориентируясь на опыт западных рекрутеров, оценивает расходы в диапазоне от 30 до 200% годовой зарплаты сотрудника.
Но, как бы ни старались специалисты по работе с персоналом, принцип «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше» вечен, как сама жизнь. Значит, в условиях дефицита кадров работодателям приходится заботиться не только о том, чтобы сотрудники были счастливы в период работы в организации, но и чтобы они уносили с собой приятные воспоминания, то есть не вредили бы бренду компании рассказами о нездоровой обстановке в ней.
По мнению Натальи Головановой, руководителя исследовательского центра SuperJob, времена, когда с увольняющимися сотрудниками прощались навсегда, прошли: сегодня компании стараются не терять контакт, чтобы иметь возможность позвать специалистов обратно в случае необходимости.
Но не стоит ждать, когда сотрудник напишет заявление, рекомендуют эксперты. «Практика stay -интервью эффективна: только девять из 100 россиян, увольняясь по собственному желанию, не готовы обсуждать условия, при которых готовы остаться», — сообщила Наталья Голованова, опираясь на ответы респондентов — высокооплачиваемых сотрудников, имеющих опыт смены работы по своей инициативе. Опрос в SuperJob проведен в феврале 2024 года.
Размер зарплаты важен для каждого работника, но далеко не всегда причина ухода финансовая — только половина опрошенных остались бы при условии повышения оплаты труда, отмечают аналитики. Но при этом 3% пересмотрели бы решение об уходе при предоставлении им расширенного компенсационного пакета и предложения поучиться за счет компании.
16% респондентов не ушли бы при условии, что у них будет другой непосредственный руководитель. Такое же количество участников опроса желали улучшения психологической обстановки в коллективе или условий труда. Еще 15% принимали решение, так и не дождавшись предложения о повышении, а 9% респондентов рассказали, что остались бы, получив другую позицию либо новые должностные обязанности. Желание заниматься интересными задачами мотивировало на уход 7% опрошенных. Удаленно хотели, но не могли работать 8%, а 6% желали изменить график.
Повышение по карьерной лестнице в большей степени мотивирует остаться в компании мужчин, удаленный формат работы — женщин. Интересные задачи принципиально важны для более молодых сотрудников, атмосфера в коллективе — для людей старше 45 лет, резюмировали аналитики SuperJob.
Рекомендацию не ловить ценных сотрудников у порога для проведения exit-интервью, а своевременно проводить доверительные stay-беседы, причем не с избранными сотрудниками, но с каждым в коллективе, дал и Ким Лашанс Шандроу, блогер международного ресурса LinkedIn. Но в российской практике мало кто занимается оценкой лояльности (eNPS), полагает Эльдар Хасанов, директор по персоналу в Rusprofile.
«Наличие exit-интервью в наше время — признак хорошего работодателя, — убеждена Анна Пантелеева, менеджер практики «Информационные и финансовые институты» рекрутинговой компании Get experts. — Беседа с уходящим сотрудником помогает понять причины решения, сохранить хорошие отношения, внести коррективы в работу, чтобы не допустить текучести среди остальных сотрудников. Более того, расставшись “на хорошей ноте”, сотрудник может вернуться в компанию спустя время на другую должность, что также бывает выгодно для работодателя, поскольку от такого кандидата знаешь, чего ждать».
Крупные игроки российского финансового рынка в числе первых освоили передовые мировые практики — и удержания, и расставания, и возвращения персонала. Особенно это заметно в отношении сотрудников IT-подразделений, но и не только — замечают кадровики.
«Все наши увольняющиеся сотрудники проходят exit-интервью с HRBP (Human Resources Business Partner. — Ред.). Мы подробно расспрашиваем о причинах ухода, просим дать рекомендации по улучшению рабочих условий, предлагаем помощь с переходом в другую команду Сбера, — поделился опытом Артем Фатхуллин, управляющий директор HR-бренда, маркетинга и коммуникаций для сотрудников СберБанка. — Многие пользуются возможностью переобучения в “СберУниверситете” или “Школе 21” и внутренних переходов — меняют команду, департамент или управление внутри Сбера». Благодаря такому перетоку сотрудников в организации закрывается 20% вакансий, сообщил эксперт.
Светлана Астахова, вице-президент, директор дирекции по работе с персоналом банка «Санкт-Петербург» (БСПБ), рассказала, что там тоже не готовы расставаться с ценными кадрами, поэтому всегда стараются найти компромисс. «Сотрудникам, рассматривающим альтернативные варианты, мы предлагаем индивидуальные возможности карьерного развития внутри банка, выявляем причины поиска другого места занятости и предоставляем ресурсы, покрывающие их потребности», — рассказывает она.
Важная часть построения HR-бренда в настоящее время — работа не только с теми, кто трудится в компании, но и с теми, кто ушел, убеждена Анна Пантелеева.
«Если специалист покинул банк по-хорошему и хочет вернуться, конечно, нужно дать ему такую возможность, — высказал свою позицию HR-директор Экспобанка Галина Вайсбанд. — Это хороший сигнал внутри компании. Люди походили по рынку, им не понравилось или они не нашли там себя, вернулись. Значит “в гостях хорошо, а дома лучше”».
Для БСПБ, по словам Светланы Астаховой, возвращение бывших коллег — привычная практика. Решению вернуться способствуют атмосфера в команде, возможность самореализации, бренд работодателя, перечислила она.
«Мы рады видеть тех, кто, однажды выбрав другую компанию, вновь принимает решение о работе в нашем банке, так как ценим экспертизу коллег, их доверие и приверженность», — прокомментировала она.
Но все же наиболее дефицитные специалисты, в первую очередь из IT-сферы, у кадровиков в приоритете. «В Сбере есть сообщество “выпускников” — Alumni Tech. Пока мы приглашаем в него только цифровых специалистов. Но если “пилот” пройдет успешно, возможно, мы будем “рехантить” экс-сотрудников всех направлений, — сообщил «Б.О» Артем Фатхуллин. — Помимо быстрого доступа к рекрутеру член сообщества Аlumni может воспользоваться специальными преимуществами по ускоренной адаптации и скринингу, переобучению — если он возвращается в другом качестве». Эксперт сообщил, что в сообществе сохраняют каждое сообщение «Хочу обратно!» от его участников. По его словам, в банке уже видят результаты реализации инициативы.
Директор департамента по работе с персоналом «Ингосстрах Банка» Мария Смоляк рекомендует не отклонять поспешно резюме кандидатов, которые часто меняли работу. Молодые специалисты ищут себя, ищут близкую по духу культуру и даже близкую по духу сферу бизнеса. Данный подход сейчас активно перенимают и опытные эксперты, которые могут изменить направление деятельности на середине своего карьерного пути. По мнению эксперта, те, кто ищут свой путь, тоже имеют преимущества: огромный опыт, а также интересные кейсы, адаптированные под разные бизнес-ситуации, реалии в мире и целевые аудитории. Все это позволяет им находить нестандартные решения, быстро реагировать, а главное — не бояться менять, что, несомненно, идет на пользу банку. Мария Смоляк наблюдает, как возвращается молодежь, в том числе те экс-сотрудники, которых переманили более крупные организации. Молодые специалисты приходят на большие проекты и быстро набираются опыта, видят значимые результаты своей деятельности, наблюдают, как их идеи воплощаются в жизнь — это драйвит современное поколение больше, чем материальное вознаграждение. Поэтому, как считает Мария Смоляк, они и возвращаются в банк.
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты