Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Российские банковские мобильные приложения отличались особым удобством использования и популярностью у клиентов, но санкционные ограничения внесли поправку в их доступность
Первые санкции против российских банков, которые заметили и ощутили многие, вводились в начале года. Отключение от SWIFT сделало невозможными зарубежные переводы клиентов. В марте от SWIFT были отключены ВТБ, Промсвязьбанк, Совкомбанк, АБ «Россия», Новикомбанк, «Открытие». Особенно тревожно воспринимались блокирующие санкции против СберБанка и Альфа-Банка. Одним из последних под ограничения попал Росбанк.
Компания Apple оперативно отреагировала на введение запретов, поэтому банковские приложения подсанкционных банков начали исчезать из App Store. «СберБанк Онлайн» был удален из магазина 12 марта, также исчезли «СберБизнес», «Сбербанк Инвестиции» и «СберСпасибо». Та же участь ждала ВТБ, ПСБ, «Открытие» и другие банки из SDN-листа. 22 декабря удаление постигло приложение Росбанка, чуть позже в тот же день появилась информация об исчезновении из App Store приложения РСХБ.
Google тоже проводил зачистку по санкционным спискам, но система Android позволяет достаточно просто скачивать приложения в обход официального магазина. Тем временем по данным на 8 декабря 2022 года доля зарегистрированных iPhone в сетях операторов России выросла до 18%. Хотя уже скаченные приложения с устройств не удалялись, банки затратили немало ресурсов на информационную поддержку клиентов и даже на попытки создать дубликаты своих приложений. Летом аналог выкатил Альфа-Банк — в App Store появилось приложение «Деньги пришли», Сбер представил «СБОЛ», а ВТБ — «Прайм Баланс». 23 августа «СБОЛ» удалили из App Store. Также в поиске больше не выдается приложение «Прайм баланс», пиложение «Деньги пришли» исчезло 2 сентября. Сейчас в магазине можно найти приложение «Деньги всем», Альфа-Банк 23 декабря рассылал СМС по базе клиентов с предложением к скачиванию. «СБОЛ» вновь появлялся в магазине с 10 по 24 ноября, но снова был удален. 26 декабря первый зампред правления СберБанка Кирилл Царев сообщил, что мобильное приложение можно установить на Apple в отделениях банка.
В целом, ясно, что исчезновение банковского приложения из App Store — это проблема, и кредитные организации готовы как-то ее решать.
Даже возможность вернуть приложения, используя сложные схемы, может не спасти от потери клиентов. Часто потребители используют одновременно два-три банка, а при покупке нового iPhone легко отказаться от одного из них. Конкуренция банков позволила достичь такого уровня комфорта, когда переход клиент может совершить практически бесшовно.
Помимо этого можно наблюдать некоторый «мобильный откат», который отметил главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский в рамках FINOPOLIS 2021/2022: «Пять — семь лет назад мы проглядели, что в центре цифровизации банковской индустрии России лежат мобильные приложения, которые размещаются в иностранных сторах. Сейчас те, у кого mobile only, должны сильно переживать, если нет web-версии как минимум. Главным трендом тут будет не мобильное приложение, а мобильный банк».
Попадание в санкционные списки Владимира Потанина и его «Интерроса» усугубляет риски отправления туда же и Тинькофф Банка. Эта кредитная организация в 2019 году запускала суперапп: «Суперприложение Тинькофф — следующий этап развития мобильного приложения “Тинькофф”, которое уже сейчас объединяет в себе классический онлайн-банкинг и другие финансовые услуги, а также лайфстайл-сервисы “Тинькофф” в разных сферах жизни», — говорилось в анонсе. Было понятно, что «Тинькофф» делает на приложение крупную ставку, которая, как можно сейчас убедиться, сработала. Так, гипотетическое попадание в SDN-лист и удаление приложения из App Store может нанести компании даже больший урон, чем уже был принесен банкам с менее выраженным цифровым позиционированием.
Платформа Apple вряд ли пересмотрит свой подход к взаимодействию с российскими пользователями, поэтому остается несколько вариантов развития событий, перечисленных ниже.
Как банку усилить свои конкурентные позиции в enterprise-сегменте за счет создания специализированных сервисов и почему для этого нужны IT-компании новой формации, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора компании CUSTIS
Число известных утечек персональных данных в России и мире за последние пять лет имеет хоть и синхронную, но разнонаправленную динамику. Если не считать кризисный 2022 год, наибольшее их число произошло в 2019-м. Ситуацию и методы борьбы с утечками на очередном BIS Summit 21 сентября 2023 года обсудили представители регуляторов и законодательной власти
2023 год для финансового сектора выдался более спокойным, чем предыдущий. Тем не менее вызовы были и в этом году. Банк России принял решение об установлении макропруденциальных лимитов в отношении отдельных видов потребительских кредитов, а также повысил ключевую ставку. Эти события повлияли на правила игры для представителей банковской сферы. Спикеры форума «Стратегия розничного бизнеса 2023» 21 сентября поделились стратегиями и планами по ведению розничного банковского бизнеса в новых условиях
В мероприятии «Один день в роли страховщика» участие приняли призеры конкурса студенческих работ «Страхование будущего: доступность и технологии» и турнира по финансовой грамотности «Предел риска», организованных Всероссийским союзом страховщиков