Финансовая сфера

Банковское обозрение


08.04.2021 FinRetailFinTechАналитика
Все идут в финтех

В начале года крупнейшие российские маркетплейсы — «Яндекс», Mail.ru Group, Wildberries и Ozon — заявили о своих планах развивать собственные финтех-сервисы. Но даже для технологических компаний разработка финтех-продукта — это сложная история. К чему придем?


Будучи трендом любой новый проект «взлетает» довольно долго и требует инвестиций. В большинстве отраслей может существовать два-три, успешных маркетплейса в зависимости от специфики отрасли и  е зависимости от UGC (user-generated content, или пользовательского контента). И даже при серьезных инвестициях маркетплейс может не «взлететь» — вспоминаем Bringly, продукт «Яндекс.Маркета» и Сбербанка.

Необходимо правильно оценивать потенциал сегмента и использовать или создавать маркетплейсы для расширения границ и выхода на новые рынки. Внутрироссийский рынок онлайн-торговли слабо консолидирован, что оставляет дверь приоткрытой для новых игроков.

Продолжим цепочку: рост электронной торговли влечет за собой рост доставочных и логистических сервисов. Все это может жить само по себе, создавая мультивариантность на рынке, но вряд ли проживет долго, так как на пятки наступают экосистемы.

С точки зрения «привязки» потребителя строительство экосистемы — самый правильный выбор. По возможности лучше не отпускать пользователя на чужие площадки, а дать ему максимум в одном месте. Здесь все идут разными путями: кто-то развивает свои сервисы, кто-то покупает, кто-то вступает в партнерство, но цель одна — дать пользователю максимум возможных услуг внутри одной экосистемы.

В этой точке мы видим резкий всплеск интереса к развитию либо собственного финтеха, либо к технологическим партнерствам, поскольку полноценную экосистему не создашь без финансовых сервисов. Это подразумевает создание своих финтех-продуктов: программы лояльности, кэшбэки, сервисы кредитования, свои Pay, электронные кошельки. Свои финтех-сервисы станут инструментом удержания аудитории и дополнительной ее монетизации.

И главное — к этим изменениям готовы потребители. Если изначально маркетплейсы помогали продавцу и  покупателю просто найти друг друга, то сейчас маркетплейсы — это гибкая структура, которая может адаптироваться к изменяющемуся набору услуг и продуктов, к различным сценариям потребительского поведения, их главным вектором развития становится кастомизация. А кастомизация — это встроенные, а не директивные сценарии потребительского поведения, в том числе нативные и простые платежи в один клик.

У маркетплейса должен быть главный фокус — взять под свое крыло как можно больше поставщиков, агрегировать, расширять пул сервисов и услуг. Финтех здесь — это технологическая прослойка, которая для конечного потребителя должна сделать процесс взаимодействия с маркетплейсом максимально незаметным и удобным; для продавцов — сделать удобной расплитовку платежей; для самого маркетплейса — дать возможность предоставить своим клиентам финансовую многовариантность.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ