Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
«Жизнь» останется драйвером роста страхового рынка, но придется побороться за качество продаж
На рынке ИСЖ продолжает доминировать банковский канал продаж — через банки продается более 87% полисов страхования жизни. В будущем страховым компаниям, возможно, понадобится искать новые точки роста и развивать собственные продажи. Проявляются и новые тенденции: например, проблема мисселинга привела к разработке и внедрению отраслевых стандартов для продавцов ИСЖ. И страховщики, и банки, продающие ИСЖ, должны будут их соблюдать. Смогут ли эти новшества повысить прозрачность рынка ИСЖ и как он будет развиваться в перспективе?
Сборы по страхованию жизни в 2017 году выросли на 53,7%, до 331,5 млрд рублей. На этот сегмент пришлось более 25% совокупных сборов. По нашим оценкам, около 65% всех полисов страхования жизни, или 215 млрд рублей, составляют программы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
Страхование жизни обеспечило основной вклад в прирост рынка. Практически все остальные направления показали в 2017 году отрицательную динамику (ОСАГО и автокаско — снижение около 5%, корпоративный сегмент — снижение на 11%).
Страхование жизни — ключевой драйвер роста рынка, и львиная доля продаж полисов страхования жизни (около 90%) приходится на банковский канал. Пока этому все способствует: банки активно развивают комиссионный бизнес в условиях невысоких аппетитов к кредитованию, около 20% всех доходов кредитных организаций приходится на комиссионные доходы.
На банковский канал пришлось 41,2% всех премий, собранных через посредников (против 35,2% в 2016 году). Объем премий, полученных через банки в 2017 году, вырос на 34,2% — до 391,2 млрд рублей (против 291,5 млрд рублей в 2016 году). При этом банки получили от страховщиков 96,9 млрд рублей комиссий — на 25,2% больше, чем годом ранее (77,4 млрд рублей).
В прошлом году доля банковского канала за год выросла с 83 до 87,4%, а агентского, наоборот, сократилась почти на 2 п.п.
Банки активно продают инвестиционные и страховые решения. ИСЖ представляет собой комплексный продукт со страховой и инвестиционной составляющими, и банки охотно предлагают его клиентам, иногда вместо собственных депозитов. В этом и заключается основная опасность зависимости ИСЖ от банковского канала. На активность банков в плане продаже ИСЖ во многом влияют динамика депозитного портфеля физлиц, к которому привязаны сборы страховщиков жизни, а также динамика кредитного портфеля.
Пока у банков нет недостатка ликвидности, они не стремятся привлекать депозиты. С 2015 года большинство кредитных организаций не повышало ставки по вкладам, ЦБ уже неоднократно снижал ключевую ставку, и каждый раз это снова было сигналом для дальнейшей небольшой коррекции ставок в сторону понижения. Но ситуация может измениться, и депозитные ставки пойдут вверх. В этом случае и потребители будут предпочитать вклады как наиболее защищенный сберегательный инструмент, и банки не будут так активно продавать программы ИСЖ. К слову, некоторые крупные банки летом 2017-го начали повышать ставки по краткосрочным вкладам, ввели сезонные продукты, что привело к росту депозитного портфеля по итогам года.
Кроме того, в 2017 году начался рост кредитного портфеля. Розничный портфель вырос на 13%, корпоративный — на 3,7%. Если динамика кредитования будет еще более активной, банки могут сместить фокус с кросс-продаж на кредитование.
Однако существенные перемены в ближайшее время вряд ли произойдут. В 2018 году, по нашим оценкам, зависимость ИСЖ от банкострахования усилится, но, кстати, это не особенность российского рынка, а общемировая практика, и подобные тенденции присущи многим европейским рынкам.
На рынке страхования жизни высокая концентрация: на топ-20 страховых компаний приходится 99% всех сборов. При этом, по данным совместного исследования компании «Ингосстрах-Жизнь» и аналитического агентства «БизнесДром», в 2017 году также выросла доля аффилированных с банками страховщиков, с 83,3 до 85,5%.
Мисселинг (некорректные и/или некачественные продажи) — одна из насущных проблем отрасли, которая проявилась в 2016-2017 годах. Банки часто продают ИСЖ как вклад, но это не депозит: программы ИСЖ не застрахованы в АСВ, их нельзя расторгнуть без потери инвестиций и процентов, доходность ИСЖ не гарантирована, хоть и ожидается выше, чем доходность по вкладу. Но менеджеры банков, предлагающие клиентам ИСЖ, этого часто не объясняют. Еще в прошлом году ЦБ указал на проблему неправильного формирования ожиданий клиентов относительно этого финансового продукта.
Это вызов для отрасли, так как разочарование потребителей в ИСЖ в перспективе двух-трех лет может снизить интерес к продукту. Чтобы этого не произошло, страховщики и банки должны обратить особое внимание на качество продаж. В связи с этим в ближайшее время в отрасли будут введены отраслевые стандарты по страхованию жизни, в том числе в части продаж. Страховым компаниям грозят санкции за их несоблюдение — и в виде штрафов (называют суммы около 600 тыс. рублей), и в виде лишения членства в ВСС. Контролировать соблюдение стандартов будет ВСС с помощью выездных проверок, метода «Тайный покупатель» и других способов надзора.
Стандарты обозначат обязанность страховщиков делать условия продуктов максимально прозрачными. Например, основные положения договора ИСЖ должны быть изложены в простой и понятной форме в небольшом количестве текста, в том числе о том, что доход не гарантирован, что при расторжении договора клиент теряет «выкупную сумму». Здесь, правда, возник нюанс. Обязанности налагаются на страховщиков, а продают ИСЖ в основном банки. Поэтому следующим новшеством является дополнительное внимание к кредитным организациям, работающим как посредники для страховых компаний.
Таблица 1. Топ-20 страховщиков жизни по итогам 2017 года
№ |
Страховая компания |
Взносы по страхованию жизни, млн рублей |
Доля рынка, % |
Прирост сборов за год, % |
---|---|---|---|---|
1 |
«Сбербанк страхование жизни» |
101 359,7 |
30,6 |
67,5 |
2 |
«Росгосстрах-Жизнь» |
53 510,0 |
16,1 |
32,2 |
3 |
«АльфаСтрахование-Жизнь» |
52 333,6 |
15,8 |
71,5 |
4 |
«Ренессанс Жизнь» |
21 151,4 |
6,4 |
18,2 |
5 |
«ВТБ Страхование жизни» |
20 866,7 |
6,3 |
57,2 |
6 |
«СОГАЗ-ЖИЗНЬ» |
11 970,0 |
3,6 |
200,2 |
7 |
«ВСК – Линия жизни» |
11 757,4 |
3,5 |
9379,3 |
8 |
«Ингосстрах Жизнь» |
10 362,9 |
3,1 |
74,0 |
9 |
«Сосьете Женераль Страхование Жизни» |
8206,1 |
2,5 |
78,7 |
10 |
«СиВ Лайф» |
5642,1 |
1,7 |
–43,7 |
11 |
«Райффайзен Лайф» |
5474,4 |
1,7 |
17,8 |
12 |
«УралСиб Жизнь» |
4979,0 |
1,5 |
54,5 |
13 |
«Русский Стандарт Страхование» |
4829,7 |
1,5 |
269,0 |
14 |
«МетЛайф» |
4820,5 |
1,5 |
26,8 |
15 |
«ППФ Страхование жизни» |
3117,7 |
0,9 |
8,9 |
16 |
«Капитал-Лайф» |
2043,6 |
0,6 |
|
17 |
«Альянс Жизнь» |
1929,0 |
0,6 |
–3,7 |
18 |
«Согласие-Вита» |
1589,6 |
0,5 |
–17,2 |
19 |
«МАКС-Жизнь» |
1356,5 |
0,4 |
7709,0 |
20 |
«Чулпан-Жизнь» |
827,9 |
0,2 |
8,8 |
|
ВСЕГО топ-20 сборов |
328 127,8 |
99,0 |
|
|
Итого сборов по страхованию жизни |
331 536,8 |
|
|
ЦБ уже рассматривает возможность введения обязанности банков — партнеров страховщиков стать членами ВСС. Такое членство будет необходимо кредитным организациям, в частности, для дальнейшей продажи ИСЖ. В этом случае банки как члены ВСС также будут обязаны соблюдать стандарты продаж либо подобные стандарты могут тиражировать в банковских ассоциациях и все равно обязать кредитные организации их соблюдать.
Таблица 2. Топ-5 страховых компаний по сборам по пенсионному страхованию жизни
№ |
Страховая компания |
Взносы, млн рублей |
Доля, % |
---|---|---|---|
1 |
«ППФ Страхование жизни» |
489,9 |
34,1 |
2 |
«МетЛайф» |
428,5 |
29,8 |
3 |
«Ингосстрах-Жизнь» |
265,6 |
18,5 |
4 |
«Благосостояние» |
88,8 |
6,2 |
5 |
«Геополис» |
75,0 |
5,2 |
|
Всего сборов |
1438,8 |
|
По нашим оценкам, в 2018 году структура продаж страховщиков практически не изменится. Доля банкострахования превысит 90%, на агентов придется около 5%.
Параллельно страховщики жизни будут расширять онлайн-возможности для своих клиентов: развивать личные кабинеты клиентов, возможность онлайн-урегулирования и коммуникации в «личном кабинете», финансовых и инвестиционных помощников, что в будущем поможет им увеличивать онлайн-бизнес в целом.
Таблица 3. Топ-10 компаний по сборам по страхованию жизни заемщика в 2017 году
№ |
Страховая компания |
Взносы, млн рублей |
Доля рынка, % |
---|---|---|---|
1 |
«Сбербанк страхование жизни» |
23 253,0 |
51,6 |
2 |
«Ренессанс Жизнь» |
10 528,6 |
23,4 |
3 |
«Сосьете Женераль Страхование Жизни» |
4394,7 |
9,8 |
4 |
«МетЛайф» |
2210,9 |
4,9 |
5 |
«Райффайзен Лайф» |
1734,5 |
3,8 |
|
Всего сборов |
45 053,4 |
|
В 2018 году страхование жизни останется ключевым драйвером всего рынка. Темпы прироста сегмента могут замедлиться до 25–30%. По-прежнему 65–70% продаж страхования жизни составят программы ИСЖ.
В связи с возможным грядущим повышением пенсионного возраста Владимир Черников, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического агентства «БизнесДром», управляющему директору НРА, об альтернативных источниках дохода, выгодах, которые предлагаются гражданам в пенсионных программах страховщиков жизни, и о том, чем они отличаются от программ НПФ
Об изменениях на рынке инвестиционного страхования жизни, проблемах мисселинга и изменениях в поведении потребителей Владимир Черников, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического агентства «БизнесДром», управляющему директору НРА
Санкционное давление и все новые меры, которые призваны ослабить российскую экономику и создать проблемы для ее внешней торговли, на самом деле становятся катализатором глобальных структурных сдвигов: формирования альтернативных платежных, финансовых систем, перехода к цифровым расчетам и снижению роли доллара