Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки и МФО: смена кредитной парадигмы
08.02.2023 FinRegulationFinRetailАналитика

Банки и МФО: смена кредитной парадигмы

Переток в 2022 году значительной части заемщиков из банков в МФО спустя год выглядит долгосрочной тенденцией


Впервые переток был зафиксирован в период пандемии, когда банки ужесточили скоринг, в результате в МФО пришел поток более надежных и качественных банковских клиентов. В 2022 году последовал мартовский шок в экономике, из-за которого банковские ставки по депозитам вслед за ключевым ориентиром Банка России, достигавшим на пике 20%, взлетели до небес. Повышение стоимости денег вновь заставило банки ужесточить скоринг. А традиционное кредитование на несколько месяцев оказалось де-факто «замороженным». Только за март-апрель портфель банковских кредитов, по данным регулятора, «похудел» на 3,4%.

При этом спрос на финансирование у граждан сохранялся и даже рос. Столкнувшись с вынужденными отпусками, сокращением заработков, а затем и с увольнениями, люди начали искать способы пережить сложные времена, при этом продолжая обслуживать ранее взятые обязательства.

Микрофинансирование демонстрирует рост

За первое полугодие 2022 года, по данным Центробанка, портфель потребительских кредитов по банковской системе сократился на 2%, поскольку выдачи «просели» более чем на 40%. «Эксперт РА» в своем исследовании микрофинансового рынка охарактеризовал происходящее как временный «паралич банковской розницы». За тот же период объем портфеля по сегменту МФО показал рост практически на 20%, выдачи микрозаймов увеличились на четверть — агентство ссылается на данные, представленные БКИ. При этом, как отмечают эксперты, МФО получили качественных клиентов, доля дефолтов по которым находится на низком уровне.

Реакция в секторе МФО

Комментируя итоги работы сегмента МФО за первые шесть месяцев 2022 года, «Эксперт РА» приходит к выводам, что наиболее оперативно из участников финансового сектора адаптируются к изменяющейся ситуации онлайн-игроки рынка микрозаймов (как это было и в 2020 году), гибкость в управлении рисками у МФО значительно выше, чем у банков, в том числе в силу меньшей зависимости от ключевой ставки ЦБ РФ. Дополнительным плюсом агентство отмечает отсутствие прямого санкционного давления на сегмент.

Третий квартал, согласно оценкам ИК «Иволга Капитал» «Микрофинансовые организации: отраслевое сравнение», стал для крупнейших участников сегмента удачным — прибыль составила 13,5% к аналогичному периоду годом ранее, активы выросли, рентабельность оказалась в целом высокой.

Вторую волну отказов банков на заявки по ссудам в БКИ «Скоринг Бюро» (бывший «Эквифакс») зафиксировали после начала сентябрьских событий 2022 года. Оно коснулось всех видов потребительского кредитования.

Регуляторные изменения

«Эксперт РА» по итогам первых двух кварталов высказывает предположение, что бурный рост в сегменте МФО — краткосрочный и клиенты вскоре вернутся в банки. Коррективы способен внести еще один фактор: с 2023 года Центробанк начал внедрять анонсированную еще до 24 февраля, но временно отложенную меру — регулирование потребительского кредитования с помощью макропруденциальных лимитов по необеспеченным потребительским ссудам для закредитованных заемщиков.

На первый квартал 2023 года лимит для клиентов, показатель долговой нагрузки которых (ПДН) составляет 80% и более, установлен для кредитных организаций в 25% объемов кредитования, для МФО — в 35%. При этом доля по выдачам ссуд на период более пяти лет ограничена для банков на уровне 10%, для МФО лимитов нет. Всего, по нашим оценкам, под ограничения могут попасть около 50% беззалоговых займов на рынке микрофинансирования.

Важно отметить, что макропруденциальные лимиты касаются только необеспеченных займов и не ограничивают залоговую модель, в которой, например, работает наш финтех-сервис CarMoney. Залоговая модель гибкая, позволяет предлагать ставки, приближенные к банковским, кратно ниже, чем в сегменте беззалоговых займов, и не работает с закредитованным сегментом заемщиков. На нашей модели мы видим, как регуляторные и рыночные изменения влияют на сектор МФО в зависимости от бизнес-модели компании. Так, рост стоимости автомобилей, начавшийся еще в период пандемии, стал для нас позитивным фактором. Выросла не только их цена, но и ценность для собственников. В результате обеспеченность портфеля стала больше, платежная дисциплина не ухудшилась. Несмотря на все события 2022 года, которые могли бы негативно повлиять на платежное поведение клиентов CarMoney, этого также не случилось. В иерархии всех кредитных обязательств клиента залоговые стоят на первом месте.

Длинные займы — в тренде

Изменился портрет заемщика: в МФО стали обращаться более качественные клиенты, которым в силу разных причин отказывают в банках. Их интересуют в основном продукты, схожие с привычными им банковскими, то есть долгосрочные займы на большие суммы. Потому неудивительно, что очевидный выбор для клиента, не прошедшего скоринг в банке, — залоговая модель. Это определяется и тем, что наши ставки намного ближе к банковским, от 40%, в то время как в классических МФО они находятся в диапазоне от 100 до 365%. Немаловажно и то, что наш средний чек сопоставим со среднерыночным размером банковского кредита —250–300 тыс. рублей. Кроме того, клиенту зачастую важны деньги «в моменте». Займы под залог авто востребованы не только потому, что машина остается у заемщика. Не менее важна скорость выдачи займов — например, в CarMoney минимальное время от заявки до получения средств составляет всего 23 минуты.

Количество потенциальных клиентов, психологически не готовых платить по ставкам выше 100%, но не преодолевших скоринг в кредитных организациях, очень высоко. На сегодняшний день пересечение с банками в нашем портфеле составляет около 14%. Также в целом в портфеле компании до 30% —это предприниматели, в основном — продавцы товаров и услуг, которые часто получают отказы в банках в кредитовании на оборотные средства.

Сохранение стабильного дохода позволяет клиенту своевременно погашать заем и поддерживать его лояльность к компании. Глазами клиента просрочка по залоговому продукту существенно отличается от необеспеченного кредитования. Если кредит не обеспечен, то зачастую клиент хотел бы его вернуть, но просто не может, у него нет сценария выхода из этой просрочки, нет возможности где-то взять деньги. В случае с CarMoney такая возможность у клиента есть всегда: стоимость залога всегда выше, чем долг перед компанией, кроме того есть много возможностей решить потенциальные сложности с возвратом на ранних стадиях появления просрочки. Ни компании, ни клиенту не выгодно уходить в поздние стадии.

Взгляд на МФО через призму роста

Постепенный переток клиентов в МФО спровоцировал повышенный интерес к сегменту микрофинансирования со стороны банков. Если еще пять лет назад они не были готовы даже смотреть в сторону МФО, то сейчас для многих наличие собственной МФО становится нормой. В новых условиях при отсутствии в своей структуре МФО, способного монетизировать отказной трафик, банки упускают серьезный поток доходов.

При отсутствии в своей структуре МФО, способного монетизировать отказной трафик, банки упускают серьезный поток доходов

Несмотря на явную привлекательность залогового сегмента, мы отмечаем, что вряд ли будет заметное движение тех же банков в сторону создания собственных залоговых решений. Даже когда у банка есть свое МФО, создать качественное IT-решение под залоговую модель — сложно, долго и дорого. Система CarMoney обучается уже шесть лет, обогащается данными, формирует новые алгоритмы (например, постановка в залог авто) и «типизирует» клиентов. Довольно сложно без такой наработанной базы и экспертизы масштабно выйти в залоговый сегмент ни банкам, ни другим МФО. Попытки со стороны банков были, но конкуренцию они нам составить так и не смогли. Так что тут скорее банки могут начать смотреть на возможность приобретения готовых компаний. Правда, залоговых МФО на рынке очень мало.

Сейчас и банки, и МФО рассматривают возможные варианты синергии. Например, мы в тестовом режиме реализуем проекты по монетизации отказного трафика с двумя банками. Это модель win-win для всех сторон сделки: нам — клиент, банку — комиссия, заемщику — средства. Для того чтобы с нами оставались именно качественные клиенты, важно выстроить стратегию привлечения заемщика в силу большей комплексности залогового продукта. Потому, несмотря на очень понятный и простой путь нашего клиента, мы понимаем, что перед нами стоит задача его «доточить» именно под новый тип возможного заемщика. Сейчас у CarMoney, по данным СРО «МИР», хорошая ежемесячная доля повторных клиентов — около 42%, высокий NPS (индекс потребительской лояльности) — 80%, наименьшее количество жалоб среди всех МФО. Это все возможно за счет нашего постоянного развития под запросы и ожидания клиентов, чтобы предлагать востребованный и значимый продукт. Потому мы понимаем, что появившийся новый поток потенциальных заемщиков мы принимаем с точки зрения доработки наших внутренних технологических подходов.

Учитывая специфику ситуации в РФ и регуляторные подходы, сложно делать прогнозы о том, насколько эта практика будет объемной, но сейчас мы видим не только трафик высвобождающихся клиентов банковского кредита, но и четкое стремление самих банков к сотрудничеству. Трансформация финансового рынка в сегменте потребительского кредитования продолжится в формате взаимовыгодных решений игроков рынка. Мы уверены, что именно залоговая модель — залог успеха, и именно она может лечь в основу этих решений.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ