Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Быстрый запуск СБП на 100% зависит от наличия у вендора типового решения
01.06.2020 FinRetailАналитика

Быстрый запуск СБП на 100% зависит от наличия у вендора типового решения

Банковское дело и расчетное обслуживание всегда ассоциировались с надежностью. Вместе с тем технологии платежных систем постоянно развиваются и видоизменяются. На первый план выходит решение непростой задачи — обеспечение высокой скорости изменений и удержание надежности новых платформ. «Диасофт» предлагает решать задачу автоматизации работы с СБП комплексно, с использованием современной микросервисной архитектуры. Об этом рассказал Сергей Добриднюк, руководитель продукта «Расчеты» департамента «Операционная деятельность» компании «Диасофт»


Сергей Добриднюк, руководитель продукта «Расчеты» департамента «Операционная деятельность» компании «Диасофт»— Сергей, Система быстрых платежей (СБП) — это неоправданные трудности для банков или начало новой вехи развития платежных онлайн-сервисов?

— Проект Системы быстрых платежей стал одним из серьезных вызовов для финансового рынка. Но есть причины постараться с точки зрения технологической готовности к проекту — платформа безналичных платежей, созданная Банком России, направлена на повышение доступности финансовых услуг. К тому же с охватом СБП большинства российских банков проведение платежей станет и технологичнее, и дешевле.

— Каковы реальные сроки подключения банков к СБП и как долго «Диасофт» занимается разработкой IT-решения? 

— К 1 октября 2020 года к СБП должны подключиться все банки, имеющие универсальную лицензию. Это крайний срок, и, с учетом сложности задачи, банки стремятся завершить пусконаладочные работы раньше, уже к августу 2020 года. Поэтому актуальной становится задача быстрого запуска, которая, в свою очередь, на 100% зависит от вендора и наличия у него типового решения. 

Уже на этапе разработки проекта СБП рабочая группа специалистов «Диасофт» наладила профессиональные связи как с банками-пилотами, так и с экспертным сообществом. Такая синергия позволила отобрать лучшие практики и в короткий срок разработать требования к целевой бизнес-платформе.

— Как подходили к выбору технологической платформы для написания ядра ITрешения для СБП?

— Этот важный вопрос оставался для команды «Диасофт» открытым вплоть до 2019 года, года официального запуска СБП. 

Конечно, можно было взять отлаженные в предыдущих продуктах программные библиотеки и попытаться их «докрутить». В принципе, таким путем пошло немало поставщиков решений для СБП. В их документации на продукты с проверенной десятилетиями историей работы в сфере электронных расчетов или платежных карт появилась отметка, что функционал «поддерживает СБП тоже». Вместе с тем такое скрещивание старой архитектуры и новых сервисов нельзя сделать бесшовным. Унаследованная архитектура может потребовать привязки ко всем счетам СБП платежных карт, что сужает рынок целевых услуг. Или технология обновления ПО может оказаться крайне трудоемкой, рассчитанной на обязательную оплату услуг дорогостоящих специалистов.

Разработчики «Диасофт» выбрали свой путь и кроме функционального наполнения СБП решили использовать принципиально новое системное ядро — платформу Digital Q, в основе которой лежит современный технологический стек для развертывания микросервисной архитектуры.

— Чем было обосновано применение микросервисов для решения задачи СБП? 

— Мы считаем, что рынок банковской автоматизации в России довольно разнообразен, и то, что по силам крупному банку-инноватору, может оказаться недоступно для кредитных организаций поменьше. Однако законодательство не делает для них исключений, поэтому основной задачей «Диасофт» было создание такой технологической платформы, которая не требует от банков значительных инвестиций. 

Микросервисная архитектура смогла ответить на эти рыночные вызовы. Кроме системного ядра и прикладных решений для бизнеса платформа Digital Q содержит компоненты для быстрого тестирования, развертывания, мониторинга прикладных компонентов, выполненных в виде контейнеризированных приложений. Платформа Digital Q по необходимости интегрирует только библиотеки свободного программного обеспечения, что снижает капитальные затраты банка на ее развертывание практически до нуля. 

— На каком этапе разработки находится ваше IT-решение? 

— Мы уже давно завершили работу над комплексным решением для взаимодействия банков с СБП. Оно успешно прошло сертификацию оператора СБП — Национальной системы платежных карт — и включено в каталог сертифицированных платформ. В настоящее время «Диасофт» участвует в 14 проектах подключения банков к СБП, как предоставляя отдельные компоненты решения, так и реализуя проекты «под ключ». 

— Расскажите подробнее, как работает ваше решение. Какие возможности оно открывает перед банками? 

— Как я уже сказал, решение разработано на платформе Digital Q. Оно состоит из трех программных продуктов, которые обеспечивают соблюдение требований регулятора и дают возможность наращивать функционал для выполнения задач, выходящих за пределы «базового функционала» СБП. Новое ITрешение может стать бизнес-платформой для развития банка, так как соответствует многим современным трендам онлайн-платежей.

Одним из таких трендов является высокая надежность. На платформе Digital Q можно обеспечить кластерную работу — если один микросервис останавливается, платформа тут же перезапускает его или переключается на другой. Число микросервисов и систем не имеет ограничений. Это позволяет строить горизонтально масштабируемые решения, подключая новое оборудование по мере роста бизнеса, разумеется, выполняя эту работу по модернизации решения без остановки обслуживания клиентов, в режиме 24х7.

Ценным качеством микросервисной архитектуры, на базе которой реализовано комплексное решение «Диасофт» для взаимодействия с СБП, является переход от «классических», последовательных бизнес-процессов к событийно-управляемой бизнес-логике

Ценным качеством микросервисной архитектуры, на базе которой реализовано комплексное решение «Диасофт» для взаимодействия с СБП, является переход от «классических», последовательных бизнес-процессов к событийно-управляемой бизнес-логике. В такой парадигме все сервисы «общаются» асинхронно, активно используя коммуникационную модель «издатель-подписчик». Это обеспечивает возможность сразу нескольких параллельных шагов бизнеспроцесса, что повышает реактивность системы. Время выполнения операции СБП на нашей платформе составляет не секунды, а единицы миллисекунд. И за эти миллисекунды система успевает сделать несколько десятков таких шагов, в полном объеме реализуя все необходимые проверки и регламентные операции банка.

— Вы учитываете специфику IT-инфраструктуры конкретного банка?

— Да, не секрет, что IT-архитектура каждого банка часто является уникальной. На ее формирование влияет множество факторов — как личные предпочтения бизнес-заказчиков, так и жесткие технологические, кадровые и экономические ограничения. 

Комплексное решение от «Диасофт» позволяет устанавливать отдельные компоненты, интегрируя их с существующими системами. Но, в свою очередь, это требует от банка четкого разделения ответственности поставщиков. Кто возьмет на себя ответственность за сквозной процесс автоматизации с СБП? Как быть, если поставщик одного из компонентов окажется излишне самоуверенным в оценке своих знаний о банковском бизнесе? И, главное, что будет после реализации проекта, кто и как будет развивать системы дальше, кто обеспечит регулярную поставку обновлений и как оценить стоимость этих услуг? Обычно у разработчиков, работающих по проектной модели, с этим возникают сложности. 

Решение «Диасофт» отвечает и на эти вопросы. В частности, мы помогаем банку пройти тестовые испытания взаимодействия (ТИВ) и готовы дать почти стопроцентную гарантию прохождения этих тестов с первого раза. Производство продуктов «Диасофт» в микросервисной архитектуре уже включает в себя создание автоматизированных тестов и процесс автоматизированной доставки изменений. Обычно выпуск обновления от «Диасофт» и автоматизированное обновление всех микросервисов комплексного решения для работы с СБП на площадке банка занимает не более десяти минут.

— Что посоветуете банкам, которые стоят перед выбором поставщика? На какие критерии ориентироваться? 

— Появление платежных онлайн-сервисов, таких как СБП, заставляет по-другому взглянуть на отношения между банком и вендором. В таких проектах банкам нужен не тот вендор, который увлекается инновациями в ущерб стабильности, и не тот, кто консервативен в технологиях и с трудом догоняет рынок. Сегодня платежные онлайн-сервисы — это концентрация инноваций и скорости, надежности и гибкости. Их нельзя противопоставлять, потому что в решениях, работающих в режиме 24х7, не должно быть слабых мест. Мы надеемся, что наше комплексное решение для СБП и цифровая платформа Digital Q покажут рынку пример такого нового стиля совместной работы.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ