Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Что делать, если на рынке ПО нет «правильного» бэк-офиса?
08.10.2019 Аналитика
Что делать, если на рынке ПО нет «правильного» бэк-офиса?

Деятельность ни одной крупной финансовой организации не обходится без присутствия на финансовых рынках. Являясь важнейшим звеном финансовой системы, банки стремятся активно развивать IT-инфраструктуру и технологии, чтобы обеспечить главное конкурентное преимущество — скорость выполнения операций. О том, как решили эту задачу в условиях быстрого роста клиентской базы, мы поговорили с заместителем директора Операционного департамента АО «Россельхозбанк» Татьяной Новак


Татьяна Новак
Заместитель директора операционного департамента
Россельхозбанк

Заместитель директора операционного департамента Россельхозбанка Татьяна Новак — Татьяна, как давно Россельхозбанк работает на финансовых рынках? Изменились ли за это время объемы сопровождаемых операций?

— Россельхозбанк работает на финансовых рынках с момента своего основания, и, конечно, количество проводимых сделок с каждым годом возрастает. Только за последние четыре года объемы операций, проводимых банком в отдельных секторах финансового рынка, увеличились на сотни процентов.

— При таких колоссальных темпах развития бизнеса как вы решаете задачу учета операций с ценными бумагами и прочими финансовыми инструментами? Какое программное обеспечение для этого использует Банк?

— Ранее операции, проводимые Россельхозбанком на финансовых рынках, сопровождались и учитывались в четырех различных учетных системах с разной степенью автоматизации. В связи с этим трудозатраты бэк-офиса на сопровождение таких операций были высокими, постоянный рост объемов операций требовал принятия решения о внедрении единой автоматизированной системы бэк-офиса. Кроме того, из-за отсутствия единого информационного пространства многие отчеты по сопровождаемым бэк-офисом операциям формировались вручную. Все это послужило причиной для внедрения единой системы сопровождения операций на финансовых рынках. В процессе реализации проекта она получила краткое наименование «система СОФР».

— Расскажите нашим читателям, что это за система и какие требования предъявлялись к будущему решению на этапе выбора?

— Система должна была обеспечивать сквозную автоматизацию процесса сопровождения и учета всех видов операций, осуществляемых Банком на финансовых рынках, а также иметь технологический задел для дальнейшего расширения спектра операций и существенного увеличения их объемов. Дополнительно на нее возлагались задачи по подготовке всех видов отчетности и расчету налогов как по собственным операциям Банка, так и по брокерским операциям. Одно из немаловажных требований к системе — возможность проведения операций филиалов в единой базе данных с одновременным отражением в балансе головного офиса.

Мы хотели получить решение, обеспечивающее взаимодействие с системой фронт-офиса, биржей (в режимах онлайн и офлайн), системой SWIFT, расчетным центром Банка, главной книгой, системой дистанционного банковского обслуживания физлиц, депозитариями, репозиторием НРД и многими другими информационными системами. Нам необходимо было решение, обеспечивающее максимальную автоматизацию работы бэк-офиса, для увеличения скорости обработки операций на всех этапах жизненного цикла и минимизации при этом различных операционных рисков.

— Да, список требований вы озвучили, довольно внушительный. Полагаем, в ходе работы проектным командам было непросто?

— Перед потенциальным подрядчиком стояла амбициозная задача: ни одна из представленных на российском рынке программного обеспечения систем бэк-офиса, в том числе и система компании R-Style Softlab, которой впоследствии была поручена реализация данного проекта, не соответствовала предъявляемым Банком требованиям по функциональности.

Кроме того, период внедрения СОФР и начало опытной эксплуатации совпали с вводом в действие нового стандарта учета. С переходом на МСФО 9 процедуры бухгалтерского учета значительно усложнились. Следовательно, необходимо было выполнить большой объем доработок, связанных не только с кастомизацией базовой функциональности системы, но и с разработкой модулей, отсутствовавших в базовой конфигурации. Также требовалось интегрировать решение с многочисленными системами Банка. С учетом новые требований, связанных с внедрением стандарта МСФО 9, и условия ввода системы в опытную эксплуатацию с 01.01.2019, данная задача стала настоящим вызовом для проектных команд Банка и R-Style Softlab.

В этот период Банк проводил активную работу по подготовке соответствующих методик учета, одновременно совместно с компанией R-Style Softlab он осуществлял разработку технических заданий. При этом компания R-Style Softlab параллельно дорабатывала систему СОФР для ведения учета в условиях применения стандарта МСФО 9, а Банк тестировал эти доработки.

Благодаря слаженным действиям проектных команд со стороны Банка и R-Style Softlab переход на МСФО 9 в части операций на финансовых рынках был осуществлен Банком своевременно и в полном объеме. Система была подготовлена к началу опытной эксплуатации в сроки, установленные планом-графиком проекта.

— За время ведения проекта насколько изменился объем ежедневно выполняемых банком операций на финансовых рынках?

— Могу отметить, что за время реализации проекта у Банка более чем в 10 раз выросло количество клиентов, находящихся на брокерском обслуживании, существенно возросли объемы собственных операций Банка на финансовых рынках. При этом внедренная система СОФР позволяет значительно снизить нагрузку на персонал бэк-офиса, во многом изменив и оптимизировав ранее существовавшие процессы сопровождения операций.

— А как с внедрением системы СОФР изменилась ситуация в Банке в части формирования сложной и трудоемкой регламентированной отчетности?

— Система СОФР стала единым информационным источником для формирования всех видов отчетности по операциям на финансовых рынках. Большинство из них реализовано непосредственно в этой системе. Кроме того, интеграция с хранилищем данных Банка и передача в него всей аналитической информации по сопровождаемым в системе СОФР сделкам обеспечивают возможность формирования любых видов отчетов на основе функциональности хранилища данных.

— Какие рекомендации вы дали бы коллегам из других банков, которые только задумываются о решении аналогичной задачи?

— Очень важно достаточное ресурсное обеспечение проекта, причем не только с точки зрения финансирования работ подрядчика, но и с точки зрения кадрового состава проектной команды для взаимодействия с подрядчиком в процессе выполнения доработок и тестирования программного обеспечения. Для этого должны быть выделены специалисты, обладающие практическими знаниями и навыками работы с автоматизируемыми операциями.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной