Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Цифровой бизнес под налоговым колпаком: проблемы и перспективы
25.06.2020 Best-practice

Цифровой бизнес под налоговым колпаком: проблемы и перспективы

В то время как перед представителями большинства секторов экономики остро стоит вопрос выживания, интернет-бизнес не только устойчив, но и увеличивает прибыль в условиях перехода экономики в онлайн. Именно поэтому правительства многих стран в поисках источников пополнения бюджета обращают взор на участников цифрового бизнеса как на налогоплательщиков. Однако с их налогообложением есть ряд проблем: традиционный фискальный инструментарий в силу специфики деятельности интернет-компаний не так-то просто применить. Разберемся, почему и каковы возможные последствия модернизации налогообложения таких компаний



Цифровому налогу быть?

Мир во время пандемии претерпевает глобальные изменения, практически все сектора экономики испытали эффект локдауна. Но есть и исключения: интернет-бизнес не просто не пострадал, но и стал бенефициаром в столь сложных условиях. Такие американские гиганты, как Netflix, Facebook, Apple, Alphabet и Microsoft, отчитались, что в первом квартале 2020 года заработали суммарно 234 млрд долларов, что превышает показатели аналогичного периода в прошлом году почти на 15%. Поэтому неудивительно, что правительства многих стран в поисках дополнительных источников пополнения бюджетов в очередной раз обратили взор на цифровой бизнес.

Отсутствие, извините за тавтологию, физического присутствия цифровых компаний в странах, где они ведут бизнес, делает практически невозможным для налоговых органов сбор налога на прибыль, полученной зарубежными «технологическими гигантами». Действующие налоговые соглашения между странами, заключенные с учетом принципа «неконтролируемой торговли», не смогли решить проблему, связанную с налогообложением компаний — представителей цифровой экономики.

Идея «налога на “цифру”» в целом не нова. Например, в России уже с 1 января 2017 года действует так называемый налог на Google, который обязал такие компании, как Google и Apple, стать налоговыми агентами, и их «цифровые продукты» были обложены НДС, составляющим с 2019 года 20% (до этого ставка была 18%). При введении данного налога в первую очередь пострадали сами пользователи, потому...






Читайте также

Новости Новости Релизы