Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Долги ищут точку невозврата
10.07.2020 Аналитика

Долги ищут точку невозврата

Как рынок кредитования и взыскания переживает пандемию


2020 год, еще не закончившись, установил множество антирекордов. Один из них — рост просроченной задолженности. По мнению ряда экспертов, доля «плохих» кредитов в портфеле банков без учета ипотеки уже составляет 15%. С января по май просрочка по кредитным картам выросла в 110 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Сегодня, по данным НАПКА и БКИ «Эквифакс», она составляет 11%. Как меняются правила игры в «новой реальности»?

Банки и МФО дают ли добро?

Очевидно, что в условиях падения доходов граждан и юрлиц банки и МФО предприняли превентивные меры и стали реже одобрять кредиты. По словам исполнительного директора компании Creditter Фариды Валуевой, в самый пик пандемии (во время максимальной самоизоляции) одобрение было максимально ограничено, количество отказов увеличилось на 30%.

Пересматривали свои скоринг-модели и кредитные организации, к которым, как известно, обращаются заемщики с более высоким персональным кредитным рейтингом. Юлия Рыжих, директор департамента по работе с проблемными активами Локо-Банка, отмечает изменение скоринг-моделей: так, при реструктуризации изменился подход — увеличились сроки кредитных каникул до шести месяцев. Евгений Сеньковский, заместитель директора департамента аналитического менеджмента и развития отношений с клиентами Росбанка, говорит, что часть скоринг-моделей в Росбанке была перестроена или отключена, так как утратила предиктивную способность в связи с нестандартным поведением части клиентов, продиктованным текущей экономической ситуацией. В частности, в Росбанке хуже всего в график платежей входят граждане с автокредитом. «Автомобиль не является средством первой необходимости, как, например, залоговая квартира по ипотеке, и одновременно сумма ежемесячного платежа по автокредиту выше, чем по среднему необеспеченному кредиту. Эти факторы влияют на поведение клиентов, которые делают выбор в пользу оплаты самых важных для жизни затрат или меньшей суммы долга», — отмечает Евгений Сеньковский. В связи с развитием пандемии в конце марта в Росбанке зафиксировали рост выходов в просрочку на один и пять дней по всем видам кредитов (потребительские кредиты, ипотека, автокредиты), но с мая входы в просрочку снизились и эффективность кредитования начала восстанавливаться. 

По данным пресс-службы Райффайзенбанка, доля NPL-кредитов — так называемые неработающие кредиты или дефолты, например кредиты с просрочкой свыше 90 дней, — в розничном портфеле Банка составляет по состоянию на конец мая всего 4%. Это один из самых низких показателей на рынке.

В Сбербанке отмечают, что с конца марта началось значительное увеличение количества заявок на реструктуризацию задолженности. Пик пришелся на апрель, только в этот один месяц Сбербанк получил заявок больше, чем за весь 2019 год. С мая началось постепенное снижение.

Всего с конца марта Сбербанк одобрил 241 тыс. заявок на урегулирование задолженности на общую сумму 141 млрд рублей. Из них по государственной программе одобрена 61 тыс. кредитов на 20 млрд рублей. По собственным программам реструктуризации с конца марта нами приняты положительные решения по 179 тыс. кредитов на сумму 121 млрд рублей.

«Пандемия и ограничения, направленные на безопасность граждан, скорректировали работу в области урегулирования проблемной задолженности, — говорит Денис Кузнецов, директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка. — Банк существенно больше стал взаимодействовать с клиентом дистанционно, предоставляя соответствующие сервисы. В этот непростой период мы разработали и запустили новую программу собственных кредитных каникул для пострадавших от коронавируса заемщиков. Программа действует для тех, у кого снизился доход, для тех, кто лично столкнулся с этим заболеванием и испытывает трудности с погашением задолженности. В отличие от Закона № 106-ФЗ в наших программах нет ограничений по сумме кредита. Кроме того, продолжает действовать наша стандартная реструктуризация для тех, у кого возникли временные сложности с погашением кредитов. По ней можно получить отсрочку по платежам на срок до двух лет». 

В целом, из-за политики ЦБ РФ, направленной на снижение закредетованности населения, и турбулентности в экономике в апреле 2020 года банки одобряли гражданам лишь каждую пятую заявку на кредит (20,7%). Такие данные приводит НБКИ. Банки готовы в первую очередь кредитовать граждан с хорошей кредитной историей, занятых в не пострадавших от пандемии отраслях, с белыми зарплатами и длительное время числящихся на последнем месте работы. А все остальные уже кредитуются, видимо, по остаточному принципу. 

Big data и чат-боты в помощь 

«Понять, выйдет ли клиент в просрочку, можно при помощи анализа больших данных, говорит Александр Филиппов, директор по развитию бизнеса IT-компании КРОК в коммерческих банках. — В идеале — чтобы у заемщика был зарплатный проект в том же банке или клиент активно использовал карту для транзакций. Например, можно анализировать динамику остатков на счетах, оборот по карте, улавливать аномалии в поведении клиента, указывающие на ухудшение финансового положения. Также сигналом могут быть участившиеся запросы в БКИ на новые займы. Анализ всех этих факторов поможет с высокой вероятностью подсветить «преддефолтное» состояние заемщика. При помощи big data аналитики также могут выбирать наиболее эффективные каналы коммуникации с клиентом и даже стиль общения, чтобы более интеллектуально подходить к вопросу работы с должниками. К слову, хорошая работа с ранней просрочкой позволяет банкам не начислять дополнительные резервы, поэтому инвестиции в системы исходящих коммуникаций и аналитики частично могут отбиться».

В Локо-Банке проводят дистанционные мероприятия, направленные на предотвращение возникновения задолженности и информирование клиента о необходимости внесения очередного ежемесячного платежа. «Во-первых, мы ведем телефонные переговоры по кредитным договорам с подключенной услугой “Заблаговременный платеж” при отсутствии просроченной задолженности или неоплаченны[штрафjd с предыдущего месяца. Во-вторых, коммуницируем с нашими клиентами через виртуальные каналы взаимодействия — чат-боты, web-сайты, мессенджеры, банковский чат-канал web-im, официальные группы в социальных сетях. Кроме того, применяем Tech collection — это направление утвержденных шаблонов SMS-сообщений, IVR-информирования», — говорит Юлия Рыжих. Оценить вероятность выхода клиента в просрочку, по словам Фариды Валуевой, помогают  скоринговые модели, которые строятся на различных данных: анкета потенциального клиента, данные из бюро кредитных историй, антифрод сервисы, телекомы и т.д.

Как банки изменили работу с просрочкой

В целом, банки пока не сильно изменили работу с просроченной задолженностью. Однако в Локо-Банке отмечают, что если будет вторая волна пандемии, то просрочка продолжит расти, и банки разработают новые инструменты взыскания задолженности.

«Не все случаи можно отрегулировать законодательно, и иногда решение по конкретным делам о просроченной задолженности принимается на основании Этического кодекса и иных локальных нормативных актов банка, — говорит  заместитель директора Ассоциации этики бизнеса, комплаенса и КСО Ольга Боброва. — Мы в экспертном сообществе Russian Business Ethics Network убедились и на международном, и на российском опыте, что в любой кризис выживают с наименьшими потерями только этичные организации, клиенты готовы с ними остаться, если чувствуют поддержку в трудные времена. Если банк идет навстречу клиентам и с пониманием относится к положению людей, потерявших доход нынешней весной, репутация кредитной организации только укрепляется». 

В Локо-Банке специалисты погружаются в финансовую ситуацию должника и предлагают решение. Это могут быть пролонгация (клиент может уменьшить ежемесячный платеж за счет увеличения срока кредитного договора), льготный период от трех до двенадцати месяцев (происходит внесение оплаты только начисленных процентов), кредитные каникулы, которые предоставляются на срок от трех до шести месяцев без внесения ежемесячных платежей, комбинированная программа, которая включает в себя пролонгацию и льготный период. 

«Условия кредитных каникул по 106-ФЗ допускают отложенное подтверждение заемщиком своего права на каникулы. Грубо говоря, каникулы можно было получить “в момент”, а вот доказать свое право на них, т.е. предоставить необходимые документы, можно в течение 90 дней, — говорит Денис Кузнецов, — Мы уже сталкиваемся с тем, что не все клиенты могут предоставить необходимые документы по этой программе. В этой ситуации Сбербанк продолжает работать с такими клиентами — в том числе переводит их на собственные программы реструктуризации задолженности». 

В целом, банки сегодня отмечают уменьшение спроса на кредитные каникулы из-за коронавируса, предусмотренные Законом № 106-ФЗ. Сотрудники опрошенных банков также говорят, что предпочитают самостоятельно работать с просроченной задолженностью, не прибегая к услугам коллекторских агентств. Обращение к ним может быть связано с пробелами в законодательстве; так, в Росбанке отмечают, что банки достаточно ограничены в части применения разного рода инструментов взыскания на поздних стадиях, например, в вопросах частичного прощения долга клиентам. 

Из-за политики ЦБ РФ, направленной на снижение закредетованности населения, и турбулентности в экономике в апреле 2020 года банки одобряли гражданам лишь каждую пятую заявку на кредит

Как сообщают в НАПКА, по итогам первых пяти месяцев 2020 года банки выставили на продажу коллекторским агентствам 457 тыс. кейсов на 67 млрд рублей. Этот показатель на 36% меньше по количеству и на 35% меньше по объему, чем за аналогичный период прошлого года. При этом коллекторы купили лишь 66% задолженности суммы предложения против 75% за январь — май 2019 года. Даже несмотря на дефицит спроса бОльший дефицит предложения привел к росту цен: средняя стоимость закрытой сделки увеличилась на 70% (с 2,7 до 4,6%). На рост цен повлияло то, что в портфелях увеличилась доля «молодой» задолженности. Так, в портфелях на продажу доля кредитов, которые банки выдавали после 2016 года, увеличилась с 20 до 56%. Вместе с тем сократилась доля ссуд, выданных до 2014 года, с 49 до 24%. 

Как коллекторы изменили работу с просрочкой

Григорий Галицких, заместитель гендиректора по развитию бизнеса ГК «Финансовые услуги», акцентирует внимание на интересной тенденции. Предложение портфелей по физлицам сократилось на 30–40%, тогда как по юрлицам — почти на 100%. По словам эксперта, во время пандемии в ГК «Финансовые услуги» были приостановлены процедуры банкротства, исковое судопроизводство, встречи с должниками и судебными приставами, выезды на осмотр и прием имущества. Кроме того, де факто ГК «Финансовые услуги» применяла нормы Закона № 106-ФЗ о кредитных каникулах для заболевших и/или пострадавших от коронавируса, включая снижение/потерю дохода. Дополнительно к типовым условиям реструктуризаций добавились дисконты по рекомендациям СРО НАПКА. 

Интересно, что коллекторы в некоторых случаях охотнее шли на предоставление кредитных каникул по Закону № 106-ФЗ, чем банки. Так, по словам президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, многие коллекторские агентства не требовали предоставить каких-либо подтверждающих документов о снижении дохода. Члены СРО НАПКА сами делали рассылку по своим должникам с информированием, что у них есть возможность снизить платеж или временно не платить. 

Dura lex 

В профессиональном collection-сообществе давно сформировалось мнение, что типы просрочки, с которой могут работать коллекторы, нужно расширять. В частности, разрешать взыскивать долги по ЖКХ. «Когда мы ведем речь о массовых однотипных долгах на небольшие суммы, когда количество должников исчисляется тысячами — только коллекторы способны на постоянной основе администрировать такое количество дел», — говорит Дмитрий Чуприс, заместитель генерального директора по правовым вопросам, Агентство «Центр ЮСБ». 

По итогам первых пяти месяцев 2020 года банки выставили на продажу коллекторским агентствам на 36% меньше по количеству и на 35% меньше по объему, чем за аналогичный период прошлого года

«В развитых странах взыскание как функция защиты интересов кредитора и соблюдения договорных обязательств работает гораздо прагматичнее, в ней нет влияния популизма. Отсюда и более высокая эффективность взыскания, и более дорогая цена уступаемых портфелей. Ситуация, при которой должник не заплатил вообще ничего, — нонсенс в Европе и США, а в России — норма, — говорит Григорий Галицких. — Большинство законодательных инициатив, решающих проблемы должников за счет ущемления интересов кредиторов, приводит к снижению сборов и росту расходов у профвзыскателей, а также к ужесточению процедур кредитования у банков. Наличие «серых» коллекторов, любителей «коктейлей молотова» и прочих противозаконных практик, как раз и обусловлено тем, что законными методами взыскивать становится все сложнее и дороже, потому в ход идут дешевые и простые способы». 

Эпидемия коронавируса спровоцировала ряд нововведений в законодательстве, регулирующем кредитование и рынок взыскания. Достаточно вспомнить Закон № 106-ФЗ, редакцию Закона № 230-ФЗ о деятельности коллекторов, упрощенную процедуру банкротства. В профессиональном сообществе неоднозначное отношение к инициативам. «Упрощенное банкротство — это колоссальное окно возможностей для мошенников и должников с “серыми” доходами. “Белым”  кредиторам-налогоплательщикам точно придется нести дополнительные расходы на противодействие схемам ухода от долгов через упрощенную процедуру», — считает Григорий Галицких. 

«Российский рынок взыскания — особенный, он живет по своим правилам. Взять во внимание хотя бы тот факт, что во многих зарубежных странах Закон о взыскании действует уже на протяжении не одного десятка лет, в то время как в России ему еще нет и пяти лет, — говорит Эльман Мехтиев. — Если за рубежом его текст принимался взвешенно с соблюдением интереса всех сторон, то в России его текущая версия носит популистский карающий характер, и многих реальных проблем по факту он не решает. Так, наказание по нему несут лишь коллекторские агентства, а кредиторы, которые первыми взыскивают долги, не несут административной ответственности за правонарушения по Закону № 230-ФЗ. Таких перекосов много, и мы надеемся, что, хоть предложенная недавно Минюстом версия изменений требует доработок, мы все скоро получим более эффективно защищающий права потребителей и кредиторов Закон».

Если не вдаваться в детали, а говорить о принципах, то в регулировании рынка взыскания, как отмечает Григорий Галицких, не хватает следующего. Должник обязан в любом случае погашать долг, пусть и по 100 рублей. Кстати, в действующей российской практике этот принцип кое-где действует — в случае с алиментами (даже если нет официального дохода), с погашением некоторых видов уголовного ущерба, с налоговой задолженностью. Необходимо допустить списание, дисконтирование и реструктуризацию в упрощенной досудебной форме на уровне профессиональных взыскателей с правом взыскателя работать с имуществом и счетами должника. Госуслуги должны стать единым каналом коммуникаций по задолженности. «Чем, по сути, долг по кредиту, переданный коллектору, отличается от долга по штрафу ГИБДД?» — задает вопрос Галицких. Эксперт также выступает за бескомпромиссную борьбу с «серыми» коллекторами на уровне надзора / правоохранительной системы в целом. Взыскание, которое ведут коллекторы вне реестра ФССП, и вне Закона должно преследоваться быстро, жестко и сфокусировано. 

Далеко не все эти меры готовы пока поддерживать законодатели. Рынок же, в свою очередь, готовится ко второй волне пандемии, даже если открыто этого и не признает. 






Читайте также

Новости Новости Релизы