Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
По оценке Банка России, объем сомнительных операций в банковском секторе ежегодно снижается. За первые шесть месяцев 2021 года этот показатель сократился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Рассмотрим основные причины, которые повлияли на процесс
С одной стороны, регулятор усиливает контроль над кредитными организациями: сокращает сроки выявления сомнительных операций. Чтобы соответствовать требованиям ЦБ, банки встраивают AML-модули в АБС-системы, настраивают жесткие фильтры отбора подозрительных операций. В то же время сами банки вводят различные заградительные барьеры, чтобы клиентам было сложнее совершить сомнительные операции.
С другой стороны, грамотность бизнеса растет. Банковские сотрудники консультируют клиентов, подсказывают, какие операции могут вызвать подозрение. А фраза «блокировка счета по 115-ФЗ» перестала наводить такой ужас, как прежде. Постепенно предприниматели учатся работать так, чтобы не вызывать подозрение у комплаенс-служб.
Конкуренция за клиента в банковском секторе очень высока, и количество запросов от комплаенс-службы может стать ключевым параметром для принятия решения о смене кредитной организации. Банки понимают, что основные фокусы внимания предпринимателя — выручка, налаживание производства, оптимизация бизнес-процессов, а уж никак не контроль соблюдения требований банка или регулятора. Значительная часть блокировок счетов происходит именно из-за незнания норм Закона № 115-ФЗ и смежных нормативных документов.
Банки идут навстречу бизнесу и стараются сделать обслуживание для клиентов максимально комфортным. Сервис, который предупреждает о риске блокировки, может стать инструментом, помогающим банку:
Идея не нова, ведущие банки страны уже внедрили сервисы оценки рисков блокировки. Часть из них используют наше решение «Смарт», разработанное на базе «Контур.Фокуса». Сервис анализирует расчетный счет по 20 параметрам, которые состоят из трех блоков: уплата налогов, движение средств по счету, влияние контрагентов на репутацию бизнеса.
Предупреждение о возможной блокировке отображается в виде цветового сигнала: красного, желтого или зеленого. Уведомления появляются в знакомом интерфейсе интернет-банка. По итогам диагностики сервис формирует экспресс-отчет с результатами проверки и направляет клиенту рекомендации по улучшению состояния счета.
Когда сервисы анализа операций только начинали выходить в свет, пользователи были рады уже тому, что им стали объяснять, что не так со счетом. Но так было года два назад. Сейчас говорить о риске блокировки по фактически проведенным платежам недостаточно. Если анализ построен на совершенных операциях, вероятность блокировки повышается, а клиенту приходится разбираться с последствиями.
Однако сервис более эффективен, если умеет подсвечивать предрисковую ситуацию. Сейчас команда «Смарта» работает в этом направлении.
Совсем скоро сервис научится оценивать, как подготовленный к проведению платеж повлияет на степень риска блокировки.
Кроме того, в дальнейшем «Смарт» будет уведомлять клиента, достаточно ли документов по сделке. Тогда в случае требования будет легко предоставить все необходимое.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?