Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кому не нравится национализация кредитного рынка
12.06.2018 Аналитика

Кому не нравится национализация кредитного рынка

Рост доли госбанков в кредитовании достиг 64-66%. Ситуация стала беспокоить само государство. И данная проблема задала лейтмотив панельной сессии «Конкуренция на финансовом рынке: препятствия и решения» на МКФ-2018 в Санкт-Петербурге


Панельная сессия МФК-2018. Конкуренция на финансовом рынке: препятствия и решения. Фото: Игорь Русскак / Росконгресс

Панельная сессия МФК-2018. Конкуренция на финансовом рынке: препятствия и решения. Фото: Игорь Русскак / Росконгресс

Как дела у Германа Грефа

По словам заместителя председателя Совета Федерации Евгения Бушмина, вопрос уже стоит следующим образом: отечественная финансовая система зашла в тупик, или какая-то перспектива все же остается. «В одиночку ФАС с назревшей проблемой не справится, требуется тесное сотрудничество с регулятором», - подчеркивает сенатор.

При этом первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов констатирует, что в последнее время часть банков была санирована, «часть приказала долго жить», в силу чего граждане и юрлица расстались с деньгами. А это привело к потере доверия к частному сектору и росту доверия к госструктурам. «И теперь возникает вопрос, есть ли у частных игроков на финансовом рынке шансы полноценно конкурировать с принадлежащими государству компаниями», - говорит чиновник.

Он отмечает, что, добросовестному игроку не интересно присутствовать на рынке, где конкуренты не соблюдают правила. Поэтому борьба с недобросовестными практиками оказывается важнейшей задачей регулятора. «И в вопросах, которые нам задают, часто звучит тема лидера, который настолько сильно оторвался от остальных, что стал недостижим», - признает Сергей Швецов.

Между тем, эксперт напоминает тезис: «За отсутствие конкуренции платит потребитель». И пусть в настоящее время Сбербанк не злоупотребляет своим положением, здесь все равно просматриваются определенные риски для системы. Развитие преимуществ носит такой характер, что в определенный момент эту монополию ничто не остановит от злоупотребления.

«Если знать наперед, что злоупотребления никогда не произойдут, плановая экономика являлась бы наиболее эффективным способом ведения хозяйства, - иронизирует модератор сессии. - Объективно монополист все равно будет использовать преимущества. «И даже Герман Греф при всем своем рыночном мышлении все большую и большую часть рынка пытается захватить».

ФАС на вас

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров напомнил, что его ведомство с 90-х годов утверждает, дескать, основная часть конкурентных преимуществ на финансовом рынке объясняется доступом к дешевым пассивам. А дешевые пассивы, это, как правило, госресурсы. И, например, только 2016 году было принято 30 нормативных актов, которые обеспечивают более комфортные условия присутствия на рынке исключительно госбанкам. Между тем, при разного рода выборе государством уполномоченных банков долгое время выставлялись два условия: наличие собственного капитала определенного размера и высокий рейтинг зарубежного рейтингового агентства.

«От второй части мы уже отказались. Если мы намерены развивать российские рейтинговые агентства, то давайте им доверять, – рассуждает специалист. - И при выборе банков под определенные задачи нужно опираться только на рейтинг». Со своей стороны, кроме оценки ситуации Андрей Кашеваров отчитался о предпринимаемых ФАС шагах. «Мы сейчас определили 41 рынок, где доля госучастия будет сокращаться до 20% или даже до нуля. И финансовые рынки здесь не исключение», - говорит госслужащий.

В частности, ФАС предлагает запретить госбанкам дальнейшее приобретение других игроков, ограничив возможную покупку долей в 25%. «Уже достигнут консенсус с ЦБ в вопросе, как именно это делать. Осталось сделать следующий шаг, - докладывает чиновник. - Плюс, мы также договорились с ЦБ, что сформируем новую дорожную карту развития конкуренции на финансовых рынках». По словам чиновника первый вариант был дорожной картой «лайт», где основными мероприятиями служили различные доклады и аналитические исследования. Теперь институт приступает к конкретной работе. Сформировано шесть рабочих подгрупп, и 15 мая прошло совещание в ЦБ по реализации обновленной дорожной карты, пусть она еще не утверждена.

Навалимся всем миром

Участники дискуссии перечислили и другие меры, необходимые для нормализации ситуации. «Например, посмотрите на законодательство о госзакупках, - советует Евгений Бушмин. - Невозможно провести контракт, если некоторая процентная часть по сделке не задействует малый бизнес. В нашем случае это могут быть, например, региональные банки».

А президент АБР Георгий Лунтовский отметил, что условия для здоровой конкуренции улучшат введение пропорционального регулирования и поведенческого надзора. Кроме того, в равные условия банки будут поставлены и благодаря проекту ЦБ «Маркетплейс». «Крупные игроки на пути оптимизации расходов быстрее коллег из второго эшелона стали использовать преимущества, предоставляемые новыми технологиями, - говорит глава ассоциации. - Запускаемая же Банком России интернет-платформа позволит региональным игрокам объединить усилия в этом вопросе». Со своей стороны, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы и председатель совета АБР Анатолий Аксаков предложил поблагодарить Германа Грефа «за неуспокоенность и энергию, с которой он внедряет в работу банка новые технологии». Ведь этими действиями он задает темпы внедрения новшеств для остальных игроков.

Но, конечно регулятор и ФАС должны создавать условия, чтобы некрупные банки могли конкурировать с великанами. «Например, мы получаем сигналы, что при росте объемов операций растут тарифы на эквайринг ФАС должна ставить на место тех игроков, кто недобросовестно использует монопольное положение», - подсказывает депутат.

Вопрос же с рейтингами, по его мнению, отчасти решен. Правительство приняло постановление о рейтингах, которые должны приниматься государственными ведомствами для предоставления гарантий при госзакупках. «С другой стороны госкорпорации назначают предельно жесткий режим, и по их условиям может работать буквально пара-тройка банков, - жалуется Анатолий Аксаков. - И ФАС могла бы здесь потребовать, чтобы госкорпорации ориентировались на решения правительства».

Кроме этого эксперт считает, что развитию конкуренции будет способствовать введение удаленной биоидентификации. И внесенный новый законопроект об удаленном согласии на получение информации из бюро кредитных историй. «Ну и, конечно, на развитие конкуренции будут работать запускаемые Банком России маркетплейс, система быстрых платежей и инфраструктура по усилению кибербезопасности», - подытоживает спикер.






Новости Новости Релизы