Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
За девять месяцев прошлого года НПФ порадовали средневзвешенной доходностью, превышающей 10%. Но это — следствие уникального стечения факторов. Общие проблемы пенсионной системы, в том числе ожидания продления «заморозки» пенсионных накоплений граждан и очередной реформы, даже на фоне позитивных новостей, подрывают доверие населения
Плавное снижение ключевой ставки Банком России в течение всего 2019 года (с 7,75 до 6,25%) привело к росту доходностей долговых инструментов. Дополнительно Агентство выделяет эффект «низкой базы» на рынке государственных ценных бумаг (облигаций федерального займа, ОФЗ), доля которых в портфеле пенсионных накоплений практически не изменилась с 2018 года и составляет чуть более трети всех вложений.
В 2020 году доходности могут сохранить тренд 2019 года вследствие возможного продолжения политики Банка России по снижению ключевой ставки. Ожидаемая доходность по пенсионным накоплениям в 2020 году, по мнению НРА, составит 7,5–10% годовых. Такой показатель будет сопоставим с темпами роста объема средств пенсионных накоплений, так как и годом ранее преобладающим драйвером роста пенсионных накоплений были инвестиционные результаты управления.
Ситуация с пенсионными резервами будет во многом схожа с аналогичной по пенсионным накоплениям. Прогнозы Агентства ожидаемой доходности в 2020 г. находятся в диапазоне 6–8% годовых.
Источник: расчеты НРА, данные Банка России
Состав и структура портфелей пенсионных накоплений и пенсионных резервов не будут серьезно меняться в 2020 году по сравнению с 2019-м: преобладающей долей вложений будут обладать корпоративные облигации (их объем зависит от спреда доходностей между государственными и корпоративными облигациями одной дюрации), ОФЗ сохранят второе место — не менее 30% для прохождения стресс-тестирования, доля акций будет невелика, так как для ее повышения необходимы, во-первых, очевидные драйверы роста фондового рынка, во-вторых, рост собственного капитала НПФ для целей прохождения стресс-тестирования.
Положительное влияние на доходность также будет оказывать консолидация рынка — крупный игрок воспринимается как незаинтересованный в принятии повышенного риска, следовательно, мы не ожидаем резких колебаний средневзвешенной доходности инвестирования пенсионных накоплений по итогам 2020 года.
Источник: расчеты НРА, данные Банка России
Источник: расчеты НРА, данные Банка России
Отношение населения к пенсионной системе ухудшается, о чем свидетельствуют данные центра НАФИ: только 13% россиян доверяют негосударственным пенсионным фондам. Для сравнения: в 2015 году НПФ доверяли 22% населения, в 2012 году — 19%.
Кроме того, пенсионный мораторий, начавшийся в 2014 году, продлен до 2022-го, что не стало неожиданностью для российской пенсионной индустрии. Эффект от этого события оценивается в 635 млрд рублей в виде экономии трансфера ОПС, передаваемого в ПФР.
В качестве решения Минфин разработал законопроект «О ГПП», который фактически является заменой предлагавшемуся ранее индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК). Основные положения документа:
гарантированный пенсионный план (ГПП) представляет собой добровольный типовой продукт, который должен прийти «на смену» системе обязательного пенсионного страхования (ОПС);
наличие налоговых стимулов: льготные условия для бизнеса и налоговые вычеты для граждан;
сохранность пенсионных накоплений гарантируется государством;
регистрация накопительных счетов в едином центральном администраторе;
возможность получить всю сумму ГПП при наступлении пенсионных оснований (данная мера интересна прежде всего НПФ, для которых единовременная выплата ведет к снижению пенсионных обязательств, что серьезно снижает актуарные риски в сравнении с аннуитетными платежами).
Однако развитие проекта ГПП может столкнуться с трудностями восприятия гражданами нового инструмента, схожего с ИПК, а его эффективность будет напрямую зависеть от предлагаемых экономических преференций, особенно в сравнении с НПО. Однако следует отметить, что ГПП имеет серьезную социальную значимость, поэтому введение ГПП в 2021-2022 годах представляется Агентством вполне реальным событием.
Развитие проекта ГПП может столкнуться с трудностями восприятия гражданами нового инструмента, схожего с ИПК, а его эффективность будет напрямую зависеть от предлагаемых экономических преференций, особенно в сравнении с НПО
Расширение возможностей НПФ как тренд на повышение доверия населения к пенсионной системе
Результаты 2018 года негативно отразились на запасе капитала для выполнения пенсионных обязательств российских НПФ, данный показатель просел на 3% относительно 2017 года (в 2017 году наблюдался резкий рост собственного капитала НПФ в рамках стресс-тестирования). Однако к третьему кварталу 2019 года показатели смогли превзойти таковые за 2017 год, составив 14,7%.
Источник: расчеты НРА, данные Банка России
На стабильность положения пенсионных фондов влияли и другие события, из которых можно выделить:
до декабря 2020 года Минфин планирует внести в Правительство законопроект о санации НПФ со схожими механизмами оздоровления для кредитных и страховых организаций (концепция была представлена Банком России совместно с Минфином);
с октября 2019 года НПФ был предоставлен частичный доступ к Единому реестру записей актов гражданского состояния (ЗАГС) для получения оперативной информации о смерти застрахованных лиц и участников в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ. Это позволит НПФ существенно сократить издержки, возникающие из-за переплат пенсий, связанных с несвоевременным информированием о смерти клиентов, а также дополнительно повысить качество клиентского обслуживания граждан, связанное с отсутствием необходимости ежегодного подтверждения НПФ собственного статуса;
в октябре 2019 года Банк России представил концепцию гарантирования пенсионных резервов, опирающуюся на оценку рисков, качества активов, величины обязательств НПФ и финансовой устойчивости. Гарантирование добровольных пенсий граждан будет отличаться от такового для ОПС и будущего ГПП. Предлагаются гарантия полного размера номинала взноса с верхней границей 1,4 млн рублей на этапе накоплений, а на этапе выплат — назначенная пенсия с верхней границей (например, в размере двух социальный пенсий по старости). Для вступления фондов в систему гарантирования будет выделено от трех до пяти лет.
Повышение надежности и стабильности пенсионной системы идет по пути всеобщей унификации пенсионных продуктов (возможно, за основу принимается именно ГПП), что, с одной стороны, позволит улучшить качество инвестирования портфелей фондов (данная ситуация особенно актуальна для пенсионных резервов) и упростить регулирование. С другой стороны, это снизит возможности конкурентной борьбы на пенсионном рынке, что, в целом, согласуется с нынешними процессами консолидации компаний вокруг структур с государственным участием.
Таблица 1. Основные показатели пенсионной системы с 2016 по третий квартал 2019 года
Показатели |
ед. изм. |
2016 |
2017 |
2018 |
2019, 3кв. |
Собственные средства, млн рублей |
млн руб. |
180 726 |
361 546 |
384 796 |
638 074 |
Запас капитала для выполнения пенсионных обязательств, % |
% |
4,9 |
12,5 |
9,5 |
14,7 |
Пенсионные накопления (активы), млн рублей |
млн руб. |
2 148 726 |
2 467 480 |
2 595 066 |
2 791 404 |
Пенсионные резервы (активы), млн рублей |
млн руб. |
1 111 528 |
1 209 919 |
1 261 129 |
1 366 446 |
Пенсионные обязательства ОПС, млн рублей |
млн руб. |
2 114 609 |
2 374 165 |
2 513 150 |
2 534 161 |
Пенсионные обязательства НПО, млн рублей |
млн руб. |
1 096 760 |
1 057 978 |
1 141 022 |
1 166 190 |
Отношение пенс. активов к ВВП1,% |
% |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
Количество НПФ, шт. |
шт. |
74 |
66 |
52 |
49 |
Количество застрахованных лиц, человек |
чел. |
29 839 412 |
34 324 155 |
36 973 256 |
37 354 694 |
Количество застрахованных лиц, получающих пенсию, человек |
чел. |
444 266 |
432 833 |
424 991 |
354 374 |
Количество участников, человек |
чел. |
5 280 944 |
6 007 763 |
6 131 624 |
6 180 581 |
Количество участников, получающих пенсию, человек |
чел. |
1 530 912 |
1 484 406 |
1 526 119 |
1 575 741 |
Средний счет по ОПС, тысяч рублей |
тыс. руб. |
70,9 |
69,2 |
68,0 |
67,8 |
Средний счет по НПО, тысяч рублей |
тыс. руб. |
207,7 |
176,1 |
186,1 |
188,7 |
Доходность инвестирования пенсионных накоплений, % |
% |
9,6 |
3,8 |
0,1 |
10,1 |
Доходность размещения пенсионных резервов, % |
% |
10,0 |
4,3 |
5,6 |
8,2 |
Пенсионные накопления / обязательства по ОПС, % |
% |
101,6 |
103,9 |
103,3 |
110,2 |
Пенсионные резервы / обязательства по НПО, % |
% |
101,3 |
114,4 |
110,5 |
117,2 |
Источник: расчеты НРА, данные Банка России
1. C учетом пенсионных накоплений ПФР
Буквально пять лет назад рынок пестрил оригинальными продуктами вроде карты «Зеленая польза» для вегетарианцев, «Карты паломника», карты «Халяль» и других узкосегментированных карт. Сейчас же предложения от банков по дебетовым продуктам сократились до флагманской карты, карты для бизнеса и (иногда) детского «пластика» с креативным дизайном. Нельзя сказать, что кредитные организации перестали бороться за клиента через дебетовые продукты, но изменились методы и подходы к привлечению