Банковское обозрение

Финансовая сфера

20.10.2018 Аналитика
Курс на ускорение

Что правильнее — создавать новую или модернизировать старую инфраструктуру, в чем преимущества систем быстрых платежей, что должны делать участники, оператор и регулятор для успешной работы системы быстрых платежей? На эти темы поговорили участники секции Fast Payments на Finopolis 2018


Фаина Филина
Обозреватель
Банковское обозрение

Совместная работа

«Широкое распространение мобильных устройств, сервисов, которые предоставляют потребителю возможность быстро и удобно совершать платежи, стали ключевыми предпосылками востребованности этого сервиса и у нас в России», — начала дискуссию Алла Бакина, директор департамента национальной платежной системы Банка России.

 

Секция № 1. Fast payments: мир и мы. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Секция № 1. Fast payments: мир и мы. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Несколько цифр, которые это подтверждают: с 2016 по 2018 год этот показатель вырос более чем в два раза, с 25 до 54%; 97 из 100 платежей в 2017 году физлица проводили дистанционно, при этом каждый пятый такой платеж — через Интернет или устройство мобильной связи. «Создание системы быстрых платежей в России — это один из ключевых проектов развития национальной инфраструктуры, — сказала Алла Бакина. — И как раз сейчас мы над этим совместно работаем — Банк России, Национальная система платежных карт, Ассоциация по развитию финансовых технологий и банки — участники этой системы».

 

Алла Бакина, ЦБ РФ. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Алла Бакина, ЦБ РФ. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Кроме того, по ее словам, реализация проекта, конечно, будет способствовать повышению финансовой доступности услуг при обеспечении безопасности, что крайне важно в современных условиях и в целом снизит издержки всех участников системы. Сегодня технологическая платформа уже разработана, НСПК и Банк России недавно завершили успешное тестирование этого взаимодействия, и с ноября на пилотной группе банков начнется ее тестирование.

Инфраструктура и пользователи

В России строится принципиально новая платформа платежей. О том, как технически это происходит, рассказал Владимир Комлев, председатель правления, генеральный директор НСПК — оператора платежной системы «Мир». «Мы используем самые новые технологии и самые современные способы онлайн-обработки сообщений, все самое лучшее, — поясняет эксперт. — При этом мы говорим об отделяемости этой платформы. Важный момент — оператором этой системы является Банк России, “Мир” является техническим провайдером, который должен в режиме 24/7 с высочайшей доступностью системы и отказоустойчивостью эти платежи обрабатывать как процессор и давать соответствующую отчетность, обеспечивать взаимодействие между всеми участниками и игроками этой инфраструктуры и этой экосистемы».

 

Владимир Комлев, НСПК. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Владимир Комлев, НСПК. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Удобство пользователей — самое важное требование для всех, кто строит платежные системы и сервисы. При этом запросы современных пользователей сильно изменились за последние годы. По словам Яна Гаусдена, управляющего директора по развитию бизнеса Vocalink, от выбора технологий зависит не только скорость внедрения, но и востребованность, и здесь действительно еще очень важно понимать, что нужно рынку. «Платежная система должна работать 24/7, и, конечно, она была удобна для пользователей», — согласился Эли Ласкер, старший управляющий по рынку SWIFT.

 

Эли Ласкер, SWIFT. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Эли Ласкер, SWIFT. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

«Мобильный платежный сервис меняет модель поведения пользователя в нескольких направлениях, и это прежде всего связано в структуре некоторых используемых платежей», — заявила Екатерина Волынец, руководитель направления «Мобильные платежные сервисы» SAMSUNG Electronics Россия. Компания Samsung, например, подсчитала, что те, кто не использует мобильный платежный сервис, платит банковской картой в 47% случаев из 100% и использует наличные деньги как средство для оплаты покупок в 30% случаев из 100%. Те же, кто хотя бы один раз попробовал расплатиться картой в приложении Samsung Pay, начинают использовать сервис при каждом удобном случае, обращаясь к банковской карте только тогда, когда сервис недоступен для оплаты. Наличными в этом случае оплачивают не более 13%.

 

Екатерина Волынец, «Мобильные платежные сервисы». Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Екатерина Волынец, «Мобильные платежные сервисы». Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Надежность и скорость

По словам Екатерины Петелиной, генерального директора Visa в России, рынок безналичных платежей в стране растет быстрыми темпами — больше 25% в год. И растет он прежде всего за счет замещения наличных транзакций безналичными. «Мы заинтересованы не столько в том, какой кусок пирога достанется тому или иному участнику рынка, а в том, чтобы этот пирог рос», — говорит она. Всем важно, чтобы и потребители, и банки, и ЦБ получили безопасный, надежный, удобный, доступный, низкозатратный сервис.

 

Екатерина Петелина, Visa. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Екатерина Петелина, Visa. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

При этом все участники системы платежей сегодня технологичны и готовы в этой области оперативно развиваться. К примеру, процессинговая система Visa может обрабатывать 65 тыс. транзакций в секунду. Компания также развивает p2p-платформу, переводы в рамках мессенджеров, аналитические сервисы для бизнеса и многое другое. В Райффазенбанке 60% платежей приходится на безналичный расчет клиентов, поделился Роман Зильбер, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Банка. Показатель «безналичности» растет, год назад он составлял лишь 50%. При этом сегодня более 600 тыс. клиентов активно пользуются мобильным банком — этот показатель удвоился за год. Соответствующие показатели растут у большинства банков, что подпитывается ростом популярности именно мобильных устройств, уверен эксперт. Введение платежной системы в России, по мнению Романа Зильбера, будет еще более способствовать улучшению клиентского опыта в сфере безналичных платежей.

 

Роман Зильбер, Райффайзенбанк. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Роман Зильбер, Райффайзенбанк. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной