Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Маркетплейс ограниченной вместимости
14.09.2020 FinRetailАналитика

Маркетплейс ограниченной вместимости

Минэкономразвития опубликовало доклад, где говорится, что кризис 2020 года в очередной раз продемонстрировал неустойчивость текущей модели ВЭД в РФ, а впереди — «новые вызовы». Банкиры поделились с «Б.О» практикой работы в условиях, когда внешнеторговые компании «перегруппируются» в ожидания длительной рецессии


Неутешительные прогнозы министерства содержатся в предисловии к докладу «Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019 году», опубликованном в июле 2020 года. Последствия глобального локдауна, сопровождавшегося ограничениями экономической активности и заторами в трансграничной торговле, авторы доклада характеризуют как «беспрецедентный в мирное время экзогенный шок», с которым пришлось столкнуться мировой экономике и торговле. 

По данным ФТС, за первое полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года внешнеторговый оборот РФ сократился на 16,9%, до 267,9 млрд долларов. При этом сальдо торгового баланса остается положительным, хоть и существенно снизилось: разница с прошлогодним показателем — около 39 млрд долларов.

Общие итоги внешней торговли Российской Федерации, млн долларов

Показатель 

Январь — июнь 2019 года

Январь — июнь 2020 года

Темп роста, %

Оборот

322 399,5

267 925,2

83,1

Экспорт*

207 690,4

161 006,5

77,5

Импорт**

114 709,2

106 918,7

93,2

Сальдо

92 981,2

54 087,8

Источник: ФТС РФ 

Прогноз без перспективы

«Ущерб по основным макропоказателям ожидается больше, чем во время глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. По оценке МВФ, мировой ВВП в 2020 году упадет на 4,9%, что будет являться глубочайшей рецессией за все послевоенное время», — говорится в докладе Минэкономразвития. Авторы подчеркивают, что и в прошлые годы на деятельность участников ВЭД оказывали негативное влияние деглобализация и протекционизм, и эти долгосрочные тенденции пандемия лишь усугубила. 

Прогнозы ЦБ также неутешительны: ожидаемое снижение ВВП по году составит 4–6%, причем в наибольшей степени за счет падения экспорта — от 10 до 15%. То, что вынужденные ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, особенно тяжело отразились на участниках ВЭД (рикошетом ударив и по банковской системе), отмечают и в Сбербанке. Наталья Голудина, советник заместителя председателя правления Сбербанка, в числе негативных факторов отметила временную недоступность традиционных каналов поиска иностранных партнеров — выставок и бизнес-миссий.

Универсалы и не только

Результаты деятельности банков, согласившихся предоставить статистику по работе с клиентами категории ВЭД, позволяют сделать вывод: устойчивость демонстрируют бизнес-модели не только универсальных банков, где ориентированность на сегмент МСБ не является ключевым фактором. 

«В первой половине 2020 года мы наблюдали снижение спроса на услуги ВЭД как на российском рынке в целом, так и со стороны клиентов банка, — сообщил директор департамента развития продуктов и процессов Московского индустриального банка (МИнБанка) Максим Световцев. — По состоянию на 1 августа текущего года мы приняли на обслуживание более 10 тыс. внешнеэкономических контрактов. Снижение — почти на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее». При этом он подчеркнул, что традиционно полным спектром услуг в области ВЭД в его банке в основном пользуются крупные промышленные предприятия, остальные в основном ограничиваются услугами по валютному контролю, конверсионными сделками или платежами в иностранной валюте. 

«Доля малых компаний в документарном портфеле Райффайзенбанка пока остается очень незначительной, мы работаем преимущественно с крупными и средними предприятиями. Доля клиентов из крупного бизнеса составляет порядка 73%, мы зафиксировали небольшое снижение по сравнению с предыдущим годом за счет расширения сотрудничества с предприятиями среднего бизнеса, — поделилась информацией Татьяна Ивашкова, руководитель направления по развитию торгового финансирования Райффайзенбанка. — Доля малого бизнеса снизилась на фоне пандемии, мы это видим и в целом по внешнеэкономическим контрактам, учет которых осуществляется банком, снижение вызвано более медленными темпами восстановления. К счастью, в абсолютных величинах мы видим и здесь положительную динамику».

Признаки восстановления

В банке наблюдали снижение объемов бизнес-активности, особенно в период, когда были ограничены поставки по таким важным для России направлениям, как Китай, Индия, страны ЕС. «В мае-июне мы увидели восстановление внешнеэкономических операций, в первую очередь это было заметно на импорте из Китая, — констатировала Татьяна Ивашкина. — По итогам первого полугодия мы отметили рост год к году на 40% как по инструментам торгового финансирования для ВЭД (аккредитивы и международные гарантии), так и в целом по документарному портфелю, где снижение объемов сделок в наиболее пострадавших от связанных с пандемией ограничений отраслях было компенсировано расширением сотрудничества с компаниями, чья продукция была высоко востребована (в том числе в рамках госзакупок). Результаты в целом по обслуживанию ВЭД в банке несколько скромнее, но мы и здесь отмечаем 11%-ный рост по сравнению с предыдущим годом».

В первом полугодии 2020 года особенно непросто пришлось клиентам малого бизнеса, согласилс с коллегой  Сергей Норицин, директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт-Петербург» (БСПБ). «В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдалось снижение объемов платежей на 21%, — пояснил эксперт. — У крупного и среднего бизнеса динамика положительная за счет высокой адаптивности клиентов к меняющимся реалиям рынка и расширения масштабов реализации сделок с теми продуктами, которые позволяют выстраивать более эффективные процессы во времена нестабильности». По словам Сергея Норицина, в клиентской базе банка невелика доля компаний из отраслей, наиболее подверженных влиянию пандемии, а с точки зрения сегментации превалирует число клиентов малого бизнеса и ИП — их около 70%.

Аналитики не сходятся во мнениях

«Если в целом по России объемы ВЭД в первом полугодии снизились на 19,5%, то по клиентам Сбербанка снижение составило 8%», — привела данные Наталья Голудина. На вопрос «Б.О» о доле МСБ среди клиентов ВЭД банка она ответила так: «По количеству клиентов малый и средний бизнес, конечно, превалирует с существенным отрывом. Но если посмотреть на объемы совершаемых операций, то доля малого бизнеса составляет около 12%».

При этом конкуренцию на рынке обеспечивают не только «универсалы», но и банки, которые «заточены» под обслуживание в первую очередь МСБ. И, что любопытно, не только клиенты, но и аналитики явно по-разному оценивают преимущества и недостатки обеих моделей. Так, в топ-5 банков, лучше всего обслуживающих участников ВЭД, эксперты customsforum.ru в феврале 2020 года включили такие кредитные организации, как «Точка» (Группа «Открытие»), «Тинькофф», Модульбанк, Веста Банк (позднее приобретен МКБ) и Сбербанк. В то же время аналитики smbanking.ru не скрывают предпочтения системообразующим банкам, поместив их в «горячую пятерку» в такой последовательности: Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Райффайзенбанк и Альфа-Банк.

Концентрация в «Точке»

«Сложно сравнивать первое полугодие 2020-го с 2019 годом, поскольку количество клиентов — участников ВЭД, которые выбрали «Точку» как основной банк, увеличилось в текущем году в 1,5 раза, а валовый объем валютных операций (экспорт и импорт) вырос на 70%, и это несмотря на коронавирус», — удивила Екатерина Важникова, начальник отдела сопровождения ВЭД в банке для предпринимателей и предприятий «Точка». 

Тем не менее кризис существенно повлиял на деятельность конкретных бизнесов, отметила она: 28% клиентов не совершали закупки в пандемию, хотя в 2019 году закупались в эти месяцы. Обычно в марте-апреле оборот импорта клиентов достигает декабрьских объемов, но в этом году компании подошли к уровню декабря 2019-го только в июне, продолжила эксперт. Наконец, в Китае 24% импортеров временно приостановили закупки, цикл сделки увеличился на треть, а клиенты стали реже покупать товары за границей, сообщила Екатерина Важникова. 

Согласно официальным данным таможни, за период с января по июнь наиболее существенным оказалось снижение внешнеторговых операций с Китаем — на 5,7%, с Германией — на 25,2%, с Нидерландами — на 42,1%, с США — на 5,5%, с Турцией — на 11,3% и с Южной Кореей — на 23%. Выросли только объемы торговли с Великобританией, зато сразу на 56,2%.

Пресловутая игла, она же грабли

Прогнозы по рынку также не внушают оптимизма. «По оценкам ВТО, падение мировой торговли товарами в 2020 году составит от 13 до 32%, — говорится в докладе Минэкономразвития. — Оценка влияния пандемии COVID-19 на мировую торговлю услугами затруднена, однако, вероятно, негативное воздействие будет еще сильнее, чем в торговле товарами. Только в сфере международных туристических услуг (занимающих около четверти всей мировой торговли услугами), по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ожидается спад от 45 до 70%». 

К числу вероятных новых вызовов от пандемии в Минэкономразвития относят глобальное снижение потребления углеводородов, связывая его как с ускорением развития «экологической повестки», так и с формированием глобального тренда на удаленную работу и соответственно с сокращением потребления топлива. По экспорту просадка произошла как раз за счет топливной отрасли и химической промышленности, напоминают в МИнБанке. 

Банк России в августе существенно ухудшил годовой прогноз спада импорта в РФ — до 18,8–21,8%. Ранее представленная оценка была на уровне 5,6–11,6%. По итогам первого полугодия импорт просел всего на 6,34% (в то время как экспорт — почти на четверть, точнее на 22,54%). Максим Световцев пояснил, что снижение по импорту отмечается в таких сегментах, как транспорт, черные металлы, электрооборудование, а рост обеспечивают закупки предметов первой медицинской помощи, оборудования, антисептиков и средств индивидуальной защиты. 

Восстановление — за горизонтом 

Банкиры тоже неоптимистичны в своих прогнозах. Безусловно, восстановление ВЭД будет, но пока, к сожалению, тренд нисходящий, уклончиво ответила представитель Сбербанка Наталья Голудина. 

В «Точке» также не видят перспектив восстановления до конца года. «Скорее есть тенденция “оттягивания закупки” — фактически произошло смещение цикла закупа на срок пандемии, — пояснила Екатерина Важникова. — Рост будет продолжаться по fmcg-группе товаров (повседневный спрос), а также по медицинской теме (в третьем квартале будут продолжаться расчеты за аппараты ИВЛ, так как возможны вторая волна коронавируса и закупки лекарств). Критериями спада станут падающий курс рубля, санкционная политика и обновления законодательной базы».

Восстановление эксперт прогнозирует «не раньше конца 2021 года, даже при том, что с прошлого кризиса 2014-го (тогда на то, чтобы прийти в чувство, понадобилось не менее двух лет) приспособляемость субъектов ВЭД значительно улучшилась.

В МИнБанке считают, что первые выводы о сроках восстановления можно будет сделать ближе к концу года, и радуются, что большинство их клиентов понесли минимально возможные потери, в том числе — за счет мер поддержки со стороны банка. 

Поддержка как абстракция

Эксперты отмечают, что, несмотря на особенно сложную ситуацию, каких-то специфических дополнительных мер поддержки для участников ВЭД российское правительство в кризис не предусмотрело, по крайней мере в части кредитования или реструктуризации ранее выданных кредитов. 

Из высказываний Максима Световцева можно сделать вывод, что фокус был сделан на иного рода господдержке — скорее по линии таможни. «Пока сложно судить об уровне эффективности мер господдержки, особенно, когда мы ведем речь об абстрактном клиенте, а не рассматриваем конкретные случаи и ситуации. И именно банк может оказать точечную адресную помощь в тех вопросах, которые не решают или решают не в полной мере государства», — считает представитель МИнБанка.

В «Точке» сообщили, что большее число реструктуризаций пришлось на внутренние программы банка, хотя отдельных преференций для субъектов ВЭД в них нет. «Процент отказов невелик, и он в большей степени связан с уже возникшей просроченной задолженностью, нежели со спецификой бизнеса клиентов, — уточнила Екатерина Важникова. — Что касается госпрограмм кредитования, то наибольшим спросом они пользовались в апреле и мае, а сейчас обращения клиентов к ним минимальны: скорее есть запросы на классические продукты для пополнения оборотных средств».

Банки проявляют осторожность

Татьяна Ивашкова сказала, что в банке не увидели большого количества обращений за реструктуризацией от клиентов с ВЭД в силу повышенного внимание банка к качеству кредитного портфеля и структуре сделок. «Поэтому мы в большей степени делали акцент на дополнительные меры финансирования импортеров посредством аккредитивов, в том числе с привлечением финансирования от наших иностранных банков-партнеров, с учетом изменения графиков оплаты и других структурированных сделок», — пояснила эксперт. 

По ее словам, клиенты категории ВЭД Райффайзенбанка также отдавали предпочтение собственным кредитным программам банка, а в настоящий момент даже клиенты, ранее обратившиеся за поддержкой, начали обсуждать с банком финансирование и обслуживание новых проектов и внешнеторговых контрактов. «Разумеется, банк проявляет значительную осторожность по таким сделкам, применяя при финансировании такие инструменты, как залоговые счета, гарантии иностранных банков при переводе авансовых платежей за импорт», — поделась опытом Татьяна Ивашкова. 

В БСПБ, по словам Сергея Норицина, особой популярностью пользуются аккредитивы; рост спроса на документарные операции и инструменты торгового финансирования за последние полгода весьма значителен. В сравнении с первым кварталом 2019 года выручка по статье аккредитивов выросла на 119%, сообщил эксперт. В качестве инструмента поддержки банк вывел на рынок три комплексных предложения для экспортеров и импортеров «аккредитив + хеджирование», а в июле 2020 года запустил новый тарифный план «ВЭД.Лайт».

Как и БСПБ, банк «Точка» участвует в программе субсидирования процентных ставок под эгидой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Российского экспортного центра. Екатерина Важникова сказала, что банк информирует о новой услуге от государства и помогает заполнить все необходимые для получения субсидии документы. Банк предлагает клиентам кэшбэк на экспортные контракты по программе. В «Точке» тоже есть специальные тарифы. 

Маркетплейс — окошко в мир

С учетом скачка в трансформации банков в маркетплейсы и экосистемы интересно, как применение нестандартных подходов к поддержке клиентов ВЭД отражается на конкуренции за клиента. 

По оценке МВФ, мировой ВВП в 2020 году упадет на 4,9%, что будет являться глубочайшей рецессией за все послевоенное время

«Сбербанк оперативно предложил участникам ВЭД альтернативные решения для поиска новых партнеров, такие как международная платформа Bankofpartners.com и международные онлайн-бизнес-миссии, позволяющие в дистанционном формате продавать продукцию на зарубежные рынки. Сервис GreenGate позволяет упростить выход на зарубежные рынки через электронные торговые площадки. Безусловно, такие онлайн-сервисы в ближайшем будущем станут одним из важнейших инструментов привлечения клиентов», — убеждена Наталья Голудина. 

По ее данным, платформа Bankofpartners.com сейчас дает пользователю доступ к проверке контрагентов в 212 странах мира, к информации о международных тендерах, бизнес-миссиях в онлайне и международных маркетплейсах. Сбербанк начал проводить онлайн-презентации российских производителей по отраслевому и территориальному признакам. Единственный минус таких мероприятий — места быстро заканчиваются, сказала Наталья Голудина.

Это означает, что когда клиентов много и они являются конкурентами, не каждому достанется кусок пирога.

В Сбербанке запустили и адаптировали ряд других инструментов для участников ВЭД, в том числе сервис экспресс-возврата НДС за семь дней», — рассказала Наталья Голудина о приоритетах работы в период пандемии. 

Банк на страже производства

Услуги для субъектов ВЭД в «Точке» тоже явно вышли за рамки банковских: это сервисы для поиска и проверки иностранного контрагента, помощь с таможенным декларированием, проверки контракта и даже возможность отправки специалиста проверить производство за границей. Клиентам предоставляется консультирование, особенно актуальное для новичков: им подбирают логистов, помогают избежать нарушений валютного законодательства, рассказала Екатерина Важникова. Но эти услуги актуальны и для действующих импортеров, оказавшихся в сложной, нестандартной для них ситуации, когда возникли проблемы на таможне или с оформлением, контрагент не везет товар или задерживает поставку.

В БСПБ уверены, что встраивание продуктов и услуг в «экосистему» — необходимый шаг в предоставлении качественного сервиса клиентам, и в банке разрабатывается концепция «единого окна» для участников ВЭД, которую надеются запустить в конце года. 

Коктейль из консервативности и цифровизации

«МИнБанк придерживается индивидуального подхода к потребностям своих клиентов и старается предлагать решения для конкретного клиента или ограниченной группы, что позволяет реагировать на существующие или еще не полностью сформированные потребности клиентов», — поделился стратегией банка Максим Световцев.

Татьяна Ивашкова назвала серьезным конкурентным преимуществом то, что не все банки полноценно используют цифровые инструменты. «Райффайзенбанк работает с бенефициарами из любой страны мира, за исключением Сирии, Ливии, КНДР», — сказала она. Поиск новых партнеров эксперт не считает «радикально новым сервисом», востребованным крупными клиентами банка, которые, по ее мнению, более заинтересованы в профессиональных консультациях по структуре сделок для конкретной страны или отрасли, быстрых расчетах и в предоставлении обеспечительных инструментов (аккредитивов и гарантий) от банка, риск на который принимается по всему миру.






Новости Новости Релизы