Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Минэкономразвития опубликовало доклад, где говорится, что кризис 2020 года в очередной раз продемонстрировал неустойчивость текущей модели ВЭД в РФ, а впереди — «новые вызовы». Банкиры поделились с «Б.О» практикой работы в условиях, когда внешнеторговые компании «перегруппируются» в ожидания длительной рецессии
Неутешительные прогнозы министерства содержатся в предисловии к докладу «Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019 году», опубликованном в июле 2020 года. Последствия глобального локдауна, сопровождавшегося ограничениями экономической активности и заторами в трансграничной торговле, авторы доклада характеризуют как «беспрецедентный в мирное время экзогенный шок», с которым пришлось столкнуться мировой экономике и торговле.
По данным ФТС, за первое полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года внешнеторговый оборот РФ сократился на 16,9%, до 267,9 млрд долларов. При этом сальдо торгового баланса остается положительным, хоть и существенно снизилось: разница с прошлогодним показателем — около 39 млрд долларов.
Общие итоги внешней торговли Российской Федерации, млн долларов
Показатель |
Январь — июнь 2019 года |
Январь — июнь 2020 года |
Темп роста, % |
Оборот |
322 399,5 |
267 925,2 |
83,1 |
Экспорт* |
207 690,4 |
161 006,5 |
77,5 |
Импорт** |
114 709,2 |
106 918,7 |
93,2 |
Сальдо |
92 981,2 |
54 087,8 |
– |
Источник: ФТС РФ
«Ущерб по основным макропоказателям ожидается больше, чем во время глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. По оценке МВФ, мировой ВВП в 2020 году упадет на 4,9%, что будет являться глубочайшей рецессией за все послевоенное время», — говорится в докладе Минэкономразвития. Авторы подчеркивают, что и в прошлые годы на деятельность участников ВЭД оказывали негативное влияние деглобализация и протекционизм, и эти долгосрочные тенденции пандемия лишь усугубила.
Прогнозы ЦБ также неутешительны: ожидаемое снижение ВВП по году составит 4–6%, причем в наибольшей степени за счет падения экспорта — от 10 до 15%. То, что вынужденные ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, особенно тяжело отразились на участниках ВЭД (рикошетом ударив и по банковской системе), отмечают и в Сбербанке. Наталья Голудина, советник заместителя председателя правления Сбербанка, в числе негативных факторов отметила временную недоступность традиционных каналов поиска иностранных партнеров — выставок и бизнес-миссий.
Результаты деятельности банков, согласившихся предоставить статистику по работе с клиентами категории ВЭД, позволяют сделать вывод: устойчивость демонстрируют бизнес-модели не только универсальных банков, где ориентированность на сегмент МСБ не является ключевым фактором.
«В первой половине 2020 года мы наблюдали снижение спроса на услуги ВЭД как на российском рынке в целом, так и со стороны клиентов банка, — сообщил директор департамента развития продуктов и процессов Московского индустриального банка (МИнБанка) Максим Световцев. — По состоянию на 1 августа текущего года мы приняли на обслуживание более 10 тыс. внешнеэкономических контрактов. Снижение — почти на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее». При этом он подчеркнул, что традиционно полным спектром услуг в области ВЭД в его банке в основном пользуются крупные промышленные предприятия, остальные в основном ограничиваются услугами по валютному контролю, конверсионными сделками или платежами в иностранной валюте.
«Доля малых компаний в документарном портфеле Райффайзенбанка пока остается очень незначительной, мы работаем преимущественно с крупными и средними предприятиями. Доля клиентов из крупного бизнеса составляет порядка 73%, мы зафиксировали небольшое снижение по сравнению с предыдущим годом за счет расширения сотрудничества с предприятиями среднего бизнеса, — поделилась информацией Татьяна Ивашкова, руководитель направления по развитию торгового финансирования Райффайзенбанка. — Доля малого бизнеса снизилась на фоне пандемии, мы это видим и в целом по внешнеэкономическим контрактам, учет которых осуществляется банком, снижение вызвано более медленными темпами восстановления. К счастью, в абсолютных величинах мы видим и здесь положительную динамику».
В банке наблюдали снижение объемов бизнес-активности, особенно в период, когда были ограничены поставки по таким важным для России направлениям, как Китай, Индия, страны ЕС. «В мае-июне мы увидели восстановление внешнеэкономических операций, в первую очередь это было заметно на импорте из Китая, — констатировала Татьяна Ивашкина. — По итогам первого полугодия мы отметили рост год к году на 40% как по инструментам торгового финансирования для ВЭД (аккредитивы и международные гарантии), так и в целом по документарному портфелю, где снижение объемов сделок в наиболее пострадавших от связанных с пандемией ограничений отраслях было компенсировано расширением сотрудничества с компаниями, чья продукция была высоко востребована (в том числе в рамках госзакупок). Результаты в целом по обслуживанию ВЭД в банке несколько скромнее, но мы и здесь отмечаем 11%-ный рост по сравнению с предыдущим годом».
В первом полугодии 2020 года особенно непросто пришлось клиентам малого бизнеса, согласилс с коллегой Сергей Норицин, директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт-Петербург» (БСПБ). «В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдалось снижение объемов платежей на 21%, — пояснил эксперт. — У крупного и среднего бизнеса динамика положительная за счет высокой адаптивности клиентов к меняющимся реалиям рынка и расширения масштабов реализации сделок с теми продуктами, которые позволяют выстраивать более эффективные процессы во времена нестабильности». По словам Сергея Норицина, в клиентской базе банка невелика доля компаний из отраслей, наиболее подверженных влиянию пандемии, а с точки зрения сегментации превалирует число клиентов малого бизнеса и ИП — их около 70%.
«Если в целом по России объемы ВЭД в первом полугодии снизились на 19,5%, то по клиентам Сбербанка снижение составило 8%», — привела данные Наталья Голудина. На вопрос «Б.О» о доле МСБ среди клиентов ВЭД банка она ответила так: «По количеству клиентов малый и средний бизнес, конечно, превалирует с существенным отрывом. Но если посмотреть на объемы совершаемых операций, то доля малого бизнеса составляет около 12%».
При этом конкуренцию на рынке обеспечивают не только «универсалы», но и банки, которые «заточены» под обслуживание в первую очередь МСБ. И, что любопытно, не только клиенты, но и аналитики явно по-разному оценивают преимущества и недостатки обеих моделей. Так, в топ-5 банков, лучше всего обслуживающих участников ВЭД, эксперты customsforum.ru в феврале 2020 года включили такие кредитные организации, как «Точка» (Группа «Открытие»), «Тинькофф», Модульбанк, Веста Банк (позднее приобретен МКБ) и Сбербанк. В то же время аналитики smbanking.ru не скрывают предпочтения системообразующим банкам, поместив их в «горячую пятерку» в такой последовательности: Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Райффайзенбанк и Альфа-Банк.
«Сложно сравнивать первое полугодие 2020-го с 2019 годом, поскольку количество клиентов — участников ВЭД, которые выбрали «Точку» как основной банк, увеличилось в текущем году в 1,5 раза, а валовый объем валютных операций (экспорт и импорт) вырос на 70%, и это несмотря на коронавирус», — удивила Екатерина Важникова, начальник отдела сопровождения ВЭД в банке для предпринимателей и предприятий «Точка».
Тем не менее кризис существенно повлиял на деятельность конкретных бизнесов, отметила она: 28% клиентов не совершали закупки в пандемию, хотя в 2019 году закупались в эти месяцы. Обычно в марте-апреле оборот импорта клиентов достигает декабрьских объемов, но в этом году компании подошли к уровню декабря 2019-го только в июне, продолжила эксперт. Наконец, в Китае 24% импортеров временно приостановили закупки, цикл сделки увеличился на треть, а клиенты стали реже покупать товары за границей, сообщила Екатерина Важникова.
Согласно официальным данным таможни, за период с января по июнь наиболее существенным оказалось снижение внешнеторговых операций с Китаем — на 5,7%, с Германией — на 25,2%, с Нидерландами — на 42,1%, с США — на 5,5%, с Турцией — на 11,3% и с Южной Кореей — на 23%. Выросли только объемы торговли с Великобританией, зато сразу на 56,2%.
Прогнозы по рынку также не внушают оптимизма. «По оценкам ВТО, падение мировой торговли товарами в 2020 году составит от 13 до 32%, — говорится в докладе Минэкономразвития. — Оценка влияния пандемии COVID-19 на мировую торговлю услугами затруднена, однако, вероятно, негативное воздействие будет еще сильнее, чем в торговле товарами. Только в сфере международных туристических услуг (занимающих около четверти всей мировой торговли услугами), по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ожидается спад от 45 до 70%».
К числу вероятных новых вызовов от пандемии в Минэкономразвития относят глобальное снижение потребления углеводородов, связывая его как с ускорением развития «экологической повестки», так и с формированием глобального тренда на удаленную работу и соответственно с сокращением потребления топлива. По экспорту просадка произошла как раз за счет топливной отрасли и химической промышленности, напоминают в МИнБанке.
Банк России в августе существенно ухудшил годовой прогноз спада импорта в РФ — до 18,8–21,8%. Ранее представленная оценка была на уровне 5,6–11,6%. По итогам первого полугодия импорт просел всего на 6,34% (в то время как экспорт — почти на четверть, точнее на 22,54%). Максим Световцев пояснил, что снижение по импорту отмечается в таких сегментах, как транспорт, черные металлы, электрооборудование, а рост обеспечивают закупки предметов первой медицинской помощи, оборудования, антисептиков и средств индивидуальной защиты.
Банкиры тоже неоптимистичны в своих прогнозах. Безусловно, восстановление ВЭД будет, но пока, к сожалению, тренд нисходящий, уклончиво ответила представитель Сбербанка Наталья Голудина.
В «Точке» также не видят перспектив восстановления до конца года. «Скорее есть тенденция “оттягивания закупки” — фактически произошло смещение цикла закупа на срок пандемии, — пояснила Екатерина Важникова. — Рост будет продолжаться по fmcg-группе товаров (повседневный спрос), а также по медицинской теме (в третьем квартале будут продолжаться расчеты за аппараты ИВЛ, так как возможны вторая волна коронавируса и закупки лекарств). Критериями спада станут падающий курс рубля, санкционная политика и обновления законодательной базы».
Восстановление эксперт прогнозирует «не раньше конца 2021 года, даже при том, что с прошлого кризиса 2014-го (тогда на то, чтобы прийти в чувство, понадобилось не менее двух лет) приспособляемость субъектов ВЭД значительно улучшилась.
В МИнБанке считают, что первые выводы о сроках восстановления можно будет сделать ближе к концу года, и радуются, что большинство их клиентов понесли минимально возможные потери, в том числе — за счет мер поддержки со стороны банка.
Эксперты отмечают, что, несмотря на особенно сложную ситуацию, каких-то специфических дополнительных мер поддержки для участников ВЭД российское правительство в кризис не предусмотрело, по крайней мере в части кредитования или реструктуризации ранее выданных кредитов.
Из высказываний Максима Световцева можно сделать вывод, что фокус был сделан на иного рода господдержке — скорее по линии таможни. «Пока сложно судить об уровне эффективности мер господдержки, особенно, когда мы ведем речь об абстрактном клиенте, а не рассматриваем конкретные случаи и ситуации. И именно банк может оказать точечную адресную помощь в тех вопросах, которые не решают или решают не в полной мере государства», — считает представитель МИнБанка.
В «Точке» сообщили, что большее число реструктуризаций пришлось на внутренние программы банка, хотя отдельных преференций для субъектов ВЭД в них нет. «Процент отказов невелик, и он в большей степени связан с уже возникшей просроченной задолженностью, нежели со спецификой бизнеса клиентов, — уточнила Екатерина Важникова. — Что касается госпрограмм кредитования, то наибольшим спросом они пользовались в апреле и мае, а сейчас обращения клиентов к ним минимальны: скорее есть запросы на классические продукты для пополнения оборотных средств».
Татьяна Ивашкова сказала, что в банке не увидели большого количества обращений за реструктуризацией от клиентов с ВЭД в силу повышенного внимание банка к качеству кредитного портфеля и структуре сделок. «Поэтому мы в большей степени делали акцент на дополнительные меры финансирования импортеров посредством аккредитивов, в том числе с привлечением финансирования от наших иностранных банков-партнеров, с учетом изменения графиков оплаты и других структурированных сделок», — пояснила эксперт.
По ее словам, клиенты категории ВЭД Райффайзенбанка также отдавали предпочтение собственным кредитным программам банка, а в настоящий момент даже клиенты, ранее обратившиеся за поддержкой, начали обсуждать с банком финансирование и обслуживание новых проектов и внешнеторговых контрактов. «Разумеется, банк проявляет значительную осторожность по таким сделкам, применяя при финансировании такие инструменты, как залоговые счета, гарантии иностранных банков при переводе авансовых платежей за импорт», — поделась опытом Татьяна Ивашкова.
В БСПБ, по словам Сергея Норицина, особой популярностью пользуются аккредитивы; рост спроса на документарные операции и инструменты торгового финансирования за последние полгода весьма значителен. В сравнении с первым кварталом 2019 года выручка по статье аккредитивов выросла на 119%, сообщил эксперт. В качестве инструмента поддержки банк вывел на рынок три комплексных предложения для экспортеров и импортеров «аккредитив + хеджирование», а в июле 2020 года запустил новый тарифный план «ВЭД.Лайт».
Как и БСПБ, банк «Точка» участвует в программе субсидирования процентных ставок под эгидой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Российского экспортного центра. Екатерина Важникова сказала, что банк информирует о новой услуге от государства и помогает заполнить все необходимые для получения субсидии документы. Банк предлагает клиентам кэшбэк на экспортные контракты по программе. В «Точке» тоже есть специальные тарифы.
С учетом скачка в трансформации банков в маркетплейсы и экосистемы интересно, как применение нестандартных подходов к поддержке клиентов ВЭД отражается на конкуренции за клиента.
По оценке МВФ, мировой ВВП в 2020 году упадет на 4,9%, что будет являться глубочайшей рецессией за все послевоенное время
«Сбербанк оперативно предложил участникам ВЭД альтернативные решения для поиска новых партнеров, такие как международная платформа Bankofpartners.com и международные онлайн-бизнес-миссии, позволяющие в дистанционном формате продавать продукцию на зарубежные рынки. Сервис GreenGate позволяет упростить выход на зарубежные рынки через электронные торговые площадки. Безусловно, такие онлайн-сервисы в ближайшем будущем станут одним из важнейших инструментов привлечения клиентов», — убеждена Наталья Голудина.
По ее данным, платформа Bankofpartners.com сейчас дает пользователю доступ к проверке контрагентов в 212 странах мира, к информации о международных тендерах, бизнес-миссиях в онлайне и международных маркетплейсах. Сбербанк начал проводить онлайн-презентации российских производителей по отраслевому и территориальному признакам. Единственный минус таких мероприятий — места быстро заканчиваются, сказала Наталья Голудина.
Это означает, что когда клиентов много и они являются конкурентами, не каждому достанется кусок пирога.
В Сбербанке запустили и адаптировали ряд других инструментов для участников ВЭД, в том числе сервис экспресс-возврата НДС за семь дней», — рассказала Наталья Голудина о приоритетах работы в период пандемии.
Услуги для субъектов ВЭД в «Точке» тоже явно вышли за рамки банковских: это сервисы для поиска и проверки иностранного контрагента, помощь с таможенным декларированием, проверки контракта и даже возможность отправки специалиста проверить производство за границей. Клиентам предоставляется консультирование, особенно актуальное для новичков: им подбирают логистов, помогают избежать нарушений валютного законодательства, рассказала Екатерина Важникова. Но эти услуги актуальны и для действующих импортеров, оказавшихся в сложной, нестандартной для них ситуации, когда возникли проблемы на таможне или с оформлением, контрагент не везет товар или задерживает поставку.
В БСПБ уверены, что встраивание продуктов и услуг в «экосистему» — необходимый шаг в предоставлении качественного сервиса клиентам, и в банке разрабатывается концепция «единого окна» для участников ВЭД, которую надеются запустить в конце года.
«МИнБанк придерживается индивидуального подхода к потребностям своих клиентов и старается предлагать решения для конкретного клиента или ограниченной группы, что позволяет реагировать на существующие или еще не полностью сформированные потребности клиентов», — поделился стратегией банка Максим Световцев.
Татьяна Ивашкова назвала серьезным конкурентным преимуществом то, что не все банки полноценно используют цифровые инструменты. «Райффайзенбанк работает с бенефициарами из любой страны мира, за исключением Сирии, Ливии, КНДР», — сказала она. Поиск новых партнеров эксперт не считает «радикально новым сервисом», востребованным крупными клиентами банка, которые, по ее мнению, более заинтересованы в профессиональных консультациях по структуре сделок для конкретной страны или отрасли, быстрых расчетах и в предоставлении обеспечительных инструментов (аккредитивов и гарантий) от банка, риск на который принимается по всему миру.
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка