Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В августе 2020 года совместное предприятие «O2O» в сфере транспорта и еды Сбербанка и Mail.ru Group получило 12 млрд рублей на развитие бизнеса. Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка, так прокомментировал сделку: «Спрос на дистанционное получение услуг компаний, входящих в СП, за последние полгода вырос кардинально, в некоторых случаях — в разы. Фактически мы работаем на рынке, емкость которого растет драматически быстро».
Казалось, что, хоть рынок и растет, но это единственный пример крупных инвестиций в формат o2o (online-to-offline, «из онлайн в офлайн» и наоборот) в условиях кризиса. Но, нет! Совместное предприятие «O2O» 9 сентября 2020 года инвестировало в сервис экспресс-доставки готовой еды «Кухня на районе». «O2O» получает 84,7% проекта. Лев Хасис на этот раз отметил: «Пандемия, кардинальным образом отразившаяся на экономике всего мира, в первую очередь затронула эффективность привычных бизнес-моделей. Как показывает опыт последних месяцев, лучше всего пережили кризис те компании, которые ориентировались на изменившиеся привычки и вкусы клиентов».
Получается, что достаточно старая идея формата o2o стала в условиях пандемии той соломинкой, которая позволила не утонуть многим бизнесам и теперь рассматривается лидерами различных секторов экономики в качестве важнейшего компонента их бизнес-моделей.
Вспомним, что Тимур Аитов, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, писал для «Б.О» в 2015 году по данной теме: «Общая идея работы в формате o2o достаточно проста — владея клиентскими базами онлайн-ресурсов и гибко управляя поведением клиентов, можно направлять этот огромный поток посетителей на любые офлайн-объекты, в числе которых может оказаться банк, торговый центр или сеть ресторанов. Владение и управление клиентскими базами превращается в отдельный и прибыльный бизнес».
Формат o2o предполагает обязательную интеграцию бизнес-процессов в трех срезах — на уровне взаимодействия приложений провайдеров услуг экосистемы, на уровне доступа к единым базам данных и на уровне доступа к сервисам коммуникаций мобильных сетей.
По мнению Тимура Аитова, наиболее тонким моментом в формате o2o остаются процессы, протекающие на уровне клиентских баз данных. Помимо выполнения требований Закона о защите персональных данных необходима адекватная обработка клиентских профилей, гарантирующая успех в формировании целевых пользовательских групп с заданными качествами и свойствами. Поэтому первыми этим стали заниматься компании и банки с развитыми собственными экосистемами.
Если с онлайновыми сервисами более или менее понятно, то какие ключевые задачи решают офлайновые ретейлеры? Вспомним кейс 2016 года — «Volkswagen протестировал технологию Mail.Ru Group online-to-offline». Маркетологи бренда открыли на территории ВДНХ — на главном катке страны — шоу-рум, в котором можно было познакомиться с новой моделью кроссовера Volkswagen Tiguan. Параллельно с работой шоу-рума была запущена рекламная кампания на ресурсах Mail.Ru Group. В результате этой работы были получены два массива данных — онлайн и офлайн. Сопоставление этих датасетов с помощью системы анализа данных позволило оценить конверсию показов в визиты. Опуская подробности, сразу перейдем к полученным тогда выводам. Итак, использование формата o2o позволило:
Неплохие результаты! Неудивительно, что многие банки инвестировали немалые деньги в развитие real-time-аналитики — средства адекватной обработки клиентских профилей с «приземлением» на реальное, физическое торгово-сервисное предприятие (ТСП).
Но вот беда: в условиях пандемии физические ТСП оказались закрытыми, а их клиенты остались дома на самоизоляции или на карантине. Посетители множества кафе, магазинов одежды, страховых компаний и т.д. начали менять привычки и вкусы. Какие-то бизнесы с тоской и печалью наблюдали за этой ситуацией, а кое-кто напряженно думал, как полученный ранее опыт «приземления» своей онлайн-аудитории трансформировать под новый клиентский опыт.
Крупный онлайн-ретейл пытался решить проблему доставки покупок благодаря расширению сетей постаматов, курьеров и т.д. Банкиры пытались отучить людей снимать зарплату из банкоматов в пользу перехода на полностью цифровые финансовые продукты. Интернет-гиганты и телевидение увели людей в мир виртуальных субститутов офлайновых шоу, театров, концертов и конференций. Портал Госуслуг избавил людей от визитов к чиновникам.
Ограничения, связанные с пандемией, потихоньку ослабляют. Однако, как говорят в народе, к хорошему привыкают быстро. «Карантинные привычки» глубоко укоренились в обществе, что заставило бизнес, отчасти трансформировав формат, использовать фрпмат o2o в качестве «шлюза» между виртуальным и реальным мирами, благо данных о клиентах и Сбербанке, и в Яндексе, и в Mail.ru накопилось предостаточно. Также появились новые функции, которые, наверное, уже стали частью постковидного o2o.
Фокус этой трансформации заключается в том, что классический вендинговый или кофейный автомат благодаря Интернету и смартфону с легкостью превращается o2o-сервис, а его новая ключевая особенность — способность собирать клиентскую аналитику благодаря идентификации и персонализации взаимодействия. А ведь это невозможно было и представить до пандемии!
Судя по всему, новыми лидерами этого рынка станут те, кто сумеют как можно дольше не выпускать клиента за периметр своих сервисов. И если раньше это касалось прежде всего онлайн-суперприложений типа Alibaba, то теперь часть o2o-экосистемы будет «приземлена» и переведена в офлайн.
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Родители смогут онлайн консультироваться с профильными врачами, круглосуточно быть на связи с дежурными специалистами и при необходимости — следить за состоянием ребенка с помощью системы дистанционного мониторинга