Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Продукты Unit-linked — новый ориентир рынка страхования жизни
09.08.2019 Аналитика
Продукты Unit-linked — новый ориентир рынка страхования жизни

Российский рынок страхования жизни переформатируется. После периода роста инвестиционного страхования жизни сегодня мы наблюдаем снижение объемов данного вида страхования. В этой ситуации новым вектором для развития рынка может стать внедрение в России продуктов Unit-linked


Владимир Черников
генеральный директор СК «Ингосстрах-Жизнь»

Чтобы оценить перспективы внедрения продуктов Unit-linked на российском страховом рынке, необходимо для начала разобраться с тем, что происходит на рынке страхования сейчас.

Рынок «жизни» меняет вектор

Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), еще недавно служившее драйвером развития всего страхового рынка, с начала текущего года замедлило динамику, несмотря на то что этот продукт по-прежнему является самым объемным в структуре продаж страхования жизни. Подписывая договор сроком на три — пять лет по ИСЖ, клиент получает структурный продукт в страховой оболочке. Страховое покрытие по ИСЖ, как правило, касается только риска ухода из жизни. Денежные средства (которые вносятся одномоментно) инвестируются в акции, облигации, взаимные фонды, ETF-фонды и т.д. В зависимости от роста этих финансовых инструментов клиент может получить тот или иной инвестиционный доход.

В первом квартале 2019 года в ИСЖ было отмечено снижение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 26%. Причиной послужили несколько факторов. Основная причина падения продаж — не оправдавшая ожидания доходность по заканчивающимся контрактам ИСЖ. Второй по значимости фактор — введение стандартов ВСС и требований ЦБ по раскрытию информации для клиента. Необходимо отметить, что наличие данных требований оказывает бОльший эффект на продавцов, нежели на клиентов. Третий фактор, повлиявший на динамику ИСЖ, — оперативное появление альтернативных ИСЖ предложений со стороны управляющих компаний, например, структурированное доверительное управление (ДУ), структурные ноты, где при схожей потенциальной доходности требования по раскрытию информации намного скромнее.

Охлаждение рынка ИСЖ свидетельствует о его переходе к органическому росту. В настоящий момент обладателями полисов ИСЖ становятся в основном те инвесторы, которым этот продукт действительно интересен, в первую очередь клиенты сегмента премиум.

«Пальма первенства» — у НСЖ

На рынке появился новый тренд: на первый план по темпам роста вышло накопительное страхование жизни. В то время как объемы ИСЖ продемонстрировали снижение на четверть, собираемые премии по НСЖ возросли на 49,6%. Если по итогам 2018 года сборы по НСЖ составили 14%, а ИСЖ около 61% (в общем объеме премий по страхованию жизни), то в первом квартале этого года на ИСЖ пришлось уже только 48% всех собранных премий, а сборы по НСЖ выросли до 19,2% рынка.

 

Источник: Институт страхования ВСС

НСЖ, по сути, напоминает «ипотеку наоборот». Подписав с банком договор ипотеки, клиент получает сразу большую сумму, приобретает недвижимость и на протяжении нескольких лет эту сумму возвращает банку с процентами. Заключив договор НСЖ со страховой компанией, клиент в течение длительного периода (до тридцати лет) ежегодно вносит определенную сумму денежных средств. В конце срока действия договора на счете образуется сумма взносов плюс ощутимый дополнительный инвестиционный доход. Параллельно владелец полиса НСЖ защищен от различных рисков, связанных с жизнью и здоровьем. Набор рисков в НСЖ может быть очень широкий: это уход из жизни по любой причине (в том числе из-за несчастного случая), потеря трудоспособности, критические заболевания, травмы, тяжкие телесные повреждения, опция освобождения от уплаты взносов и, конечно, риск дожития (когда клиент доживает до конца действия полиса) — ему возвращается вся сумма с инвестиционным доходом.

Страховая защита намного обширнее по НСЖ, чем по ИСЖ. По своему духу накопительное страхование жизни больше нацелено на обеспечение «безбедного будущего» клиента — оно представляет собой надежный инструмент накоплений. Владелец полиса регулярно делает взносы и в конце срока получает ощутимую сумму, которую может направить, например, на оплату образования, улучшение жилищных условий или другой способ улучшения качества жизни (например, регулярные выплаты в качестве пенсии). НСЖ — продукт потенциально более массовый, чем ИСЖ, он имеет ярко выраженную социальную направленность, так как призван воспитать у граждан привычку откладывать свободные средства для крупных приобретений без использования кредитов.

Важной особенностью НСЖ, как, впрочем, и ИСЖ, является то, что собственником денежных средств на период действия договора является вовсе не клиент, а страховая компания. Это обстоятельство защищает деньги в страховом полисе от раздела имущества, их нельзя конфисковать, на них не распространяется арест имущества. Также на все полисы страхования жизни действует налоговый вычет в сумме до 120 000 рублей ежегодно.

Наряду с накопительным страхованием жизни постепенно набирают популярность комбинированные страховые продукты, имеющие некую сервисную составляющую. В них могут быть «упакованы», например, услуги телемедицины, медицинские чек-апы и пр. Для клиента это, как правило, не главное «блюдо», а приятная мелочь, которая повышает лояльность к страховой компании. За такими продуктами, вполне возможно, большое будущее.

Продукты Unit-linked подстраиваются под клиента

На фоне перечисленных изменений назрела потребность в продукте инвестиционно-накопительного профиля, который дополнил бы существующую линейку накопительных страховых продуктов, послужил базисом для привлечения долгосрочных активов со стороны населения, а также сочетал в себе гибкость инвестиционного инструмента и защитные функции на длительные сроки.

И все же, к чему следует осознанно стремиться российскому страховому рынку в ближайшей перспективе? Наиболее перспективный вариант для развития — это классические продукты Unit-linked, распространенные во всем мире. Из описанных выше разновидностей страхования жизни, распространенных в России, ближе всего к ним стоит именно ИСЖ.

 

Источник: Институт страхования ВСС

По некоторым данным, прародителем продуктов Unit-linked стала Индия, где в 1971 году была запущена страховая программа Unit Linked Insurance Plan (ULIP) компании Unit Trust of India. Есть и альтернативная точка зрения, согласно которой первые продукты Unit-linked появились в Великобритании несколькими годами раньше. Как бы то ни было, сейчас продукты Unit-linked широко развиты в мире, особенно в европейских странах, где они являются основным драйвером рынка страхования жизни. В европейских странах средняя доля продуктов Unit-linked составляет от 20 до 40% общего объема страхования жизни. Такие полисы сочетают в себе черты страхового и инвестиционного продукта. Они представляют собой долевое страхование, при этом дают широкие возможности для инвестирования и сбережения и, что немаловажно, обеспечивают налоговые преференции (доходность по таким полисам не облагается налогом). В Unit-linked также заложена возможность передачи активов по наследству. Этот продукт хорошо подходит для вложения свободных средств на длительную перспективу — от 10 лет и более.

В данном сегменте встречаются полисы с гарантированной доходностью (около 2-3% в долларах), но в большинстве случаев доходность заранее не определена и зависит от ситуации на фондовом рынке, а также от характера выбранной стратегии. Клиент либо выбирает один из десятков или сотен инвестиционных фондов, в которые в дальнейшем вкладывает его деньги страховая компания, либо отдает распоряжения на покупку и продажу тех или иных активов, подобно тому, как он делает это у брокера. Палитра инструментов — акции, облигации, валютный рынок и взаимные фонды. Когда цена активов падает, не исключены просадки.

Таким образом, инвестиционная стратегия в случае с Unit-linked может быть очень гибкой и полностью зависеть от желаний клиента. Российские продукты ИСЖ пока не обеспечивают такой возможности. У нас клиенту на выбор предлагается то или иное «коробочное» решение, не предполагающее возможности вмешательства клиента в управление инвестициями.

Unit-linked по-русски: долевое страхование жизни

Одним словом, будущее за осознанным потреблением многофункциональных, инвестиционно-страховых инструментов. В последнее время мегарегулятор заговорил о необходимости создания в РФ законодательной базы для появления продуктов долевого страхования жизни, которое очень напоминает западные продукты Unit-linked. Однако до претворения этого замысла в жизнь, очевидно, необходимы время и корректировка некоторых законодательных норм, в том числе налогового и страхового законодательства. Появление продуктов Unit-linked (долевого страхования) на нашем рынке было бы сейчас очень своевременным, этот продукт занял бы достойное место в линейке инвестиционных продуктов.

Чтобы выйти на качественно новый уровень продуктов страхования жизни, имеет смысл уже сейчас ориентироваться на исторический опыт зарубежного рынка. При этом надо помнить, что доля страхования жизни в объеме всего страхового рынка в развитых странах составляет на сегодняшний день 50%, а в России — всего 30%. Простор для развития — огромный.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также

Сейчас на главной