Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Страховщики, юристы, InsurTech-стартапы, представители ассоциаций и профильных объединений на Форуме страховых инноваций InnoIns-2020 обсудили тенденции рынка страхования, изменения в период пандемии, в том числе то, как компании адаптировали свои процессы. Также эксперты рассказали, какой они видят дальнейшую трансформацию отрасли, будут ли страховщики выстраивать экосистемы или станут продуктовыми фабриками, что нужно поколению Z
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в своем выступлении отметил, что для цифровизации страховой отрасли необходимо сосредоточиться на решении трех блоков вопросов: законодательных изменений, инфраструктурных изменений и формировании нашей собственной страховой цифровой стратегии. Говоря об инфраструктурных изменениях, глава ВСС отметил запуск в конце прошлого года сервиса «ДТП.Европротокол», позволяющего автовладельцам, застрахованным по ОСАГО, самостоятельно оформлять незначительные ДТП. Еще одним достижением отрасли он назвал мобильное приложение «Помощник ОСАГО», созданное Банком России и Российском союзом автостраховщиков для оформления извещения о ДТП в виде электронного документа. По словам Игоря Юргенса, к июню 2021 года планируется перейти на электронное урегулирование убытков. Он также рассказал о том, что с 28 июня введена в эксплуатацию электронная система «ОСАГО 2.0», способная обрабатывать в несколько раз больше обращений, система будет масштабирована на все виды страхования.
Иван Козлов, заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, обратил внимание участников на важность клиентоцентричного подхода в работе страховщиков. Покупательская способность падает, и, если клиент почувствует себя обманутым, он не вернется к этому страховщику. При этом Иван Козлов отметил существенное сокращение жалоб потребителей, количество которых за апрель-май этого года снизилось более чем на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Страховое сообщество устраняет в своей деятельности недобросовестные практики. В ЦБ уверены, что будущее рынка — за понятными и доступными страховыми продуктами. В этой связи регулятор ожидает, что страховщики будут расширять линейку продуктов, ориентированных на дистанционную продажу и урегулирование убытков.
Сергей Цикалюк, председатель совета директоров СК «ВСК», отметил, что коронавирус стал своеобразным «внеплановым стресс-тестированием для отрасли», которое страховщики успешно пережили. Подтверждая ожидания ЦБ по развитию страховых продуктов, он отметил, что в «ВСК» уже реализован полный дистанционный цикл по продуктам автокаско: клиенты получают полный сервис «на удаленке», включая и урегулирование страховых случаев.
Наталья Алымова, старший вице-президент — руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка, сосредоточилась на продуктах инвестиционного и накопительного страхования жизни: мы вплотную приблизились к тому уровню ставок по вкладам, когда клиенты начинают активный поиск дополнительных возможностей для заработка, используя свои сбережения. Важно не только продавать в онлайне, но и организовать весь цикл постпродажного обслуживания.
Корней Биждов, президент Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса — Национальный союз агростраховщиков» (НСА), подробно остановился на рассказе об уже применяемых цифровых технологиях в агростраховании: еще с конца 2015 года внедрены такие цифровые технологии, как космический мониторинг, дистанционное зондирование полей. Космомониторинг — это не только наблюдение за посевами, но и доступ к агроклиматическим данным за последние 20 лет (влажность почвы, температура, урожайность). Ожидается, что в ближайшее время и страховщики, и аграрии в режиме онлайн смогут наблюдать за посевами.
Владимир Черников, генеральный директор «Ингосстрах-Жизнь», назвал коронавирус не причиной, а катализатором происходящих процессов, который заставил страховщиков задуматься над существующими технологиями и необходимостью их модернизации. По его словам, в краткосрочной перспективе страховщикам жизни необходимо сосредоточиться на цифровизации внутренних процессов, а также цифровизации взаимодействия с контролирующими органами. Он подчеркнул, что страховщикам жизни крайне необходима упрощенная идентификация клиентов, которая уже доступна на банковском рынке.
Евгений Гуревич, генеральный директор «Капитал Лайф Страхование Жизни», отметил, что не хотел бы фетишизировать онлайн. Потому что есть категория потребителей, которым привычнее и удобнее офлайн. А задача страховщиков — удовлетворить всех клиентов, выстроить постпродажное обслуживание таким образом, чтобы выявить потребности клиентов. Спикер также отметил телемедицину как огромный прорыв: в этом смысле сделан, наверное, десятилетний шаг в вовлечении клиентов в пользование этими сервисами. Теперь они перерастут в полноценные программы.
Форум продолжился дискуссией на тему «Цифровая трансформация страхования — пандемия как акселератор», модератором которой выступил Виктор Дубровин, вице-президентом Всероссийского союза страховщиков.
Игорь Фатьянов, генеральный директор «Зетта Страхование», выступил на тему: «Как стимулировать потребление, когда люди боятся тратить?».
Среди наиболее популярных способов, применяемых страховщиками, спикер выделил рассрочку платежей, а также дополнительные скидки и бонусы, предоставляемые клиентам, чтобы стимулировать к покупке «здесь и сейчас». Кроме того, клиенту необходимо было предложить затратить минимум усилий на покупку или пролонгацию полисов.
Андрей Крупнов, директор по решениям для страховой отрасли, компания КРОК, руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России, подробно остановился на глобальных изменениях, подталкивающих страховую отрасль к цифровизации. Спикер выделил три основных фактора, влияющие на этот процесс: низкие процентные ставки (в 2014–2018 годах доля прибыли страховой отрасли от инвестиционной деятельности составляла 90% в общем объеме доходов), демографический сдвиг (старение населения), что влияет на спрос, а также растущие ожидания потребителей. Андрей Крупнов выделил новые классы продуктов, которые позволят повысить удовлетворенность потребителей. По его словам, ими станут страхование по требованию, страхование на базе пользования, микрострахование и параметрическое страхование.
Максим Чернин, председатель совета директоров компании «Доктор рядом», остановился в своем выступлении на рынке телемедицины: на 50% за последние три месяца выросла посещаемость телемедицинских сервисов в мире. Придумать другой триггер кроме коронавируса для такого резкого изменения ситуации практически невозможно. Например, в США зафиксировано снижение очных визитов к врачам на 67%. Телемедицина заместила половину из этого выпадающего количества пациентов. Во многом это связано с тем, что в государственные страховые программы добавлена возможность получать телемедицинские услуги.
Опытом перехода классического страховщика на дистанционный режим поделился Дмитрий Руденко, генеральный директор, председатель правления СК «Абсолют Страхование»: готовиться к дистанционному формату компания стала в экстренном режиме за две-три недели до официального объявления режима самоизоляции. Даже сейчас, после снятия режима ограничений, клиентский поток в офисе в 3–5 раз меньше, чем в марте. Страховая компания может работать дистанционно, средний срок урегулирования убытков сократился до трех дней, компания перешла на упрощенное урегулирование.
Валерий Шинкарюк, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «ГЛОНАСС», рассказал, что за пять лет существования компании, появилось уже более 5,5 млн автомобилей, оснащенных ГЛОНАСС. Компания готова предоставлять страховым компаниям данные для проведения рейтингования страхователей, включаться в процессы «умного страхования» или страхования по требованию и так далее.
Коронавирус заставил страховщиков задуматься над существующими технологиями и необходимостью их модернизации
Михаил Сафран, международный эксперт по маркетингу и клиентскому сервису, отметил, что кризис изменил жизненные приоритеты людей и привил им новые потребительские привычки, которые касаются не только продуктов и сервисов, но и каналов приобретения и пользования. Страховую отрасль эксперт назвал одной из самых трансформирующихся в сегодняшних условиях. Михаил Сафран подчеркнул, что собственное здоровье и здоровье близких становятся основным приоритетом для человека. Поэтому бизнесы, не заботящиеся о здоровье клиентов, теряют потребителей.
Антон Комраков, руководитель управления по работе с корпоративными клиентами «АДС-Софт», уверен, что страховой рынок перехватывает инициативу финтеха у банковского, а коронакризис лишь закрепил этот тренд. Он выделил три основных направления приложения усилий страховщиками: дистанционные сервисы, интеграционные интерфейсы и нейронные сети.
Мария Мальковская, генеральный директор СК «Уралсиб Страхование», «Уралсиб Жизнь», считает, что в ближайшие три-четыре года рынок «передвинется на экосистемы и некие общие платформы», это становится возможно юридически: убираются законодательные барьеры. Отдельно спикер остановилась на проблеме лояльности клиентов: клиент сейчас менее терпелив, чем когда бы то ни было. Он готов в любой момент перейти в другую компанию. Критерии: удобно, быстро, комфортно.
С довольно футуристическими прогнозами выступил Сергей Савосин, заместитель генерального директора по финансовой и операционной деятельности «АльфаСтрахование»: первый шаг — это продукты on/off, которые можно «включать и выключать» по желанию, затем к этим продуктам можно подключать и отключать дополнительные опции. Например, умный дом, включающий страхование, когда ты выходишь из квартиры, или автомобиль, который «понимает», как ты его ведешь. Это путь персонификации: страховой продукт превратится в сервис, сопровождающий человека по жизни.
Закончилось мероприятие батлом на тему «Поколение Z vs классическое страхование: что произойдет с рынком через 10 лет». В нем приняли участие две команды. Команду «А» представляли Андрей Бурлак, заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхование»; Андрей Зайцев, исполнительный директор РСО «ЕВРОИНС»; Николай Тюрников, основатель компании «Правокард»; Антон Арнаутов, генеральный директор АНО «Центр финансово-технологических инноваций «Финтех Лаб». Ее участники отстаивали позицию, что страховщики будут самостоятельно продолжать работать с клиентами нового поколения на изменившемся рынке. Команда «Б», в составе которой были Андрей Паранич, директор Национальной лиги финансовых советников; Андрей Хорошилов, управляющий партнер и коммерческий директор УК Европейской юридической службы (ЕЮС); Пётр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки», утверждали, что рынок ждет коренная трансформация: страховщики станут продуктовыми фабриками, уйдя в экосистемы, растворившись в них.
Батл состоял из трех раундов. Победителем первого стала команда «А», во втором победу праздновали их оппоненты. Голосование зрителей в решающем, третьем раунде довольно неожиданно закончилось равенством голосов. Ведущие батла решили, что победила «цифровая дружба».
Генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического агентства «БизнесДром», о новом продукте компании — страховой программе «СтопКоронавирус», ее особенностях и о том, на что надо обратить особое внимание, приобретая данный полис
Для противостояния киберугрозам в России не хватает примерно 50 тыс. специалистов по информационной безопасности. Предлагаем присмотреться к явлению — найти его причины, уточнить, в каких ИБ-специалистах есть потребность и глазами экспертов взглянуть на готовность вузовских выпускников
2 октября 2024 года ОТП собрал на своем вечернем приеме журналистов в Музее русского импрессионизма. Здесь в неформальной атмосфере топ-менеджеры банка рассказали о том, почему для банка важно общаться со СМИ и что они по-прежнему остаются «четвертой властью»
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»