Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Сироп вам в кофе добавить? Может быть, десерт? Не хотите товары по акции? Пакет нужен?
Вполне естественное предложение «топпинга» к основному продукту хоть и вызывает у большинства из нас естественное «Нет, спасибо», все же неизменно сопутствует повседневным покупкам или походам в кафе. И особого раздражения уже не вызывает. Сложнее с финансовыми продуктами.
Планы по ужесточению контроля за мисселингом, озвученные на днях Эльвирой Набиуллиной на встрече с членами АБР, выглядят весьма реальными. И пусть пока нет явных регламентных мер, способных повлиять на ситуацию, вряд ли данное заявление останется без внимания, тем более что вопрос поднимался и ранее.
Действительно, много жалоб. Действительно, страховки зачастую в рознице продают довольно агрессивно. Действительно, есть примеры очевидных нарушений этики, особенно в случаях очевидной некомпетентности клиента в нюансах сложных накопительных финансовых решений. Но…
Резкий отказ от практики предложения дополнительных продуктов из-за страха наказания может привести к иной крайности — спаду в построении единой экосистемы сервиса вокруг клиента, которая сегодня практически становится «гигиенической» основой любого бизнеса.
При покупке кровати нас не удивляет предложение матраса, а при покупке матраса — постельного белья. Вопрос — в «тональности» и нюансах.
Согласитесь, при наличии подробной информации о товаре и общей лояльности к бренду в самой идее дополнительной продажи нет серьезной системной ошибки, а на отношение к процессу зачастую влияют и личность продавца, и форма подачи предложения, и даже интерфейс контакта в случае использования онлайн-инструментов.
Фокус вопроса мисселинга — не в том, что нельзя или можно предлагать, а в том, как это нельзя или можно делать.
Грань очень тонкая, особенно если ориентироваться на идеальный вариант — устранение проблемных зон не через страх санкций ЦБ, а во имя конструктивного развития модели продаж и построения лояльности клиентов. Безусловно, это стратегический и этический вопрос двустороннего взаимодействия. Пойти навстречу друг другу банкам и клиентам в этом крайне важно. Если говорить проще: продавцам надо быть менее навязчивыми, а клиентам — чуть более «понимающими».
Да, здесь вновь всплывает на поверхность тема общей финансовой грамотности населения. Есть хороший пример. Понемногу, пусть и большими усилиями, очень медленно, но совместная и индивидуальная активность банков в области предотвращения мошенничества стала позитивно сказываться на объемах примитивных телефонных «разводов».
Вполне допустимо на следующем этапе развития финансовой грамотности определенные коммуникационные ресурсы направить на разъяснение клиентам сути, смысла и — главное — потенциальных рисков при использовании тех банковских продуктов, которые традиционно идут в дополнение к основным. От простейших платных уведомлений в виде СМС до сложных программ накопительного страхования.
И тогда все стороны останутся в выигрыше.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)