Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Третья редакция LCR: незначительные изменения или совершенно новые требования?
07.08.2019 Best-practice
Третья редакция LCR: незначительные изменения или совершенно новые требования?

Европейская комиссия опубликовала новую редакцию порядка расчета норматива краткосрочной ликвидности (LCR). Он распространяется на все банки ЕС и предполагает предоставление отчетности в соответствии с новыми требованиями с 30 апреля 2020 года. Проанализируем наиболее важные изменения: каким банкам и как следует адаптироваться к новеллам, как и каким банкам их применять и как немецкие банки оценивают новшества


Даниэль Шульц
Менеджер zeb, офис Гамбург
Констанце Альвес
Консультант zeb, офис Гамбург
Марина Шидоран
Консультант zeb, офис Вена

Третья редакция LCR

Одним из ключевых элементов Базеля III являются нормативы ликвидности. Один из двух новых нормативов ликвидности — норматив краткосрочной ликвидности (LCR), соблюдение которого позволит банку продолжить свою деятельность как минимум в течение месяца при наступлении кризиса ликвидности. Банки представляют расчет LCR в рамках надзорной отчетности. После внедрения LCR его минимально допустимое значение постепенно увеличивалось с 60% в 2015 году до достижения целевого значения в размере 100% в 2018 году.

Рисунок 1. Эволюция требований к расчету LCR

Эволюция требований к расчету LCR

Несмотря на то что банки начали сдавать отчетность о расчете LCR в марте 2014 года, в сентябре 2016 года в рамках введения уточненного регламента LCR (см. статью LCR) требования к нормативу изменились, а 13 июля 2018 года Европейская комиссия утвердила новые изменения в регламент LCR. Согласно пояснениям Еврокомиссии, главными целями этой инициативы были приближение нормативов ликвидности к международным стандартам, а также предоставление финансовым институтам возможности более эффективно управлять ликвидностью. Измененные требования содержаться в документе (ЕС) 2018/1620, который был опубликован в Официальном журнале Европейского союза 30 октября 2018 года и вступил в силу с 19 ноября 2018 года.

Банки должны представлять отчетность в соответствии с новыми требованиями с 30 апреля 2020 года1. Поэтому в дополнение к документу Европейская служба банковского надзора (EBA) в августе 2018 года подготовила проект изменений в Исполнительный регламент (ЕС) 680/2014. Он содержит инструкции по представлению отчетности в соответствии с изменением расчета LCR2.

Перемены в зависимости от масштаба банка

Проект документа EBA и принятый Еврокомиссией документ вносят в расчет изменения, которые описаны на рис. 2.

 

Рисунок 2. Обзор основных изменений в LCR

Обзор основных изменений в LCR

1. Отмена требования по минимальному объему эмиссии по отношению к ликвидным активам банка, расположенным в третьих странах, а также включение их в объем совокупных высоколиквидных активов банка в размере, не превышающем чистый отток денежных средств в той же валюте, в которой номинированы данные активы.

2. Резервы банка в Центральном банке другой страны, которая имеет кредитный рейтинг ниже первой ступени, могут включаться в расчет высоколиквидных активов первого уровня в размере, не превышающем чистый отток денежных средств в той же валюте.

3. Секьюритизированные активы включаются в объем высоколиквидных активов степени 2B только в том случае, если они соответствуют требованиям порядка расчета LCR, а также соответствуют критериям простой, понятной и сопоставимой секьюритизации (STS) согласно документу (ЕС) 2017/2402.

4. Надзорные органы могут по своему усмотрению разрешать банкам включать в расчет HQLA активы, которые банки планируют в течение 30 календарных дней использовать для выполнения обязательств перед Европейским центральным банком или центральными банками стран — членов ЕС по сделкам репо. Такое решение принимается отдельно для каждого конкретного случая в соответствии с установленными критериями. При этом для производных сделок данный механизм не работает.

5. Коэффициенты оттока и притока денежных средств по сделкам репо, обратного репо и своп приводятся в соответствие со стандартом Базельского комитета по банковскому надзору. В частности, теперь отток по позиции, выраженной в ценных бумагах, определяется не ликвидностью ценных бумаг, а нормой пролонгации сделки. Для оттоков и притоков денежных средств применяются симметричные коэффициенты.

6. В документ были также включены опубликованные ранее ответы на часто задаваемые вопросы, в том числе:

• необходимость представления в отчетности расчета отдельного значения LCR в иностранных валютах, если совокупные обязательства в иностранной валюте являются значимыми;

• необремененные активы, помещенные в пул активов, включаются в расчет HQLA при соблюдении соответствующих требований (например, GC-Pooling);

• рыночная стоимость паев и акций фондов коллективного инвестирования, а также устанавливаемый по ним дисконт (haircut) должны подтверждаться внешним аудитором не реже раза в год. Проверка может осуществляться головной организацией группы, в состав которой входит фонд коллективного инвестирования;

• расширение условия об учете совокупного оттока денежных средств на прочие обязательства перед нефинансовыми организациями. Если объем прочих обязательств перед нефинансовыми организациями в соответствии со ст. 32 п. 3a порядка расчета LCR превышает объем ожидаемого притока денежных средств от данных нефинансовых организаций, то такие обязательства должны включаться в оттоки денежных средств в размере превышения с коэффициентом оттока 100%;

• приток денежных средств по операциям с ценными бумагами, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 календарных дней, учитывается с коэффициентом 100%.

Изменения порядка расчета LCR потребуют значительной адаптации со стороны крупных международных банков и лишь в незначительной степени затронут деятельность небольших банков, операции которых не выходят за пределы Европейского союза и которые имеют простую структуру буфера ликвидности.

Значимые валюты

Одним из наиболее важных изменений нового документа является введение требования о предоставлении отдельного расчета в иностранных валютах, если совокупные обязательства в иностранных валютах удовлетворяют критериям значимости (то есть если объем обязательств, номинированных в иностранных валютах, составляет минимум 5% всех балансовых обязательств банка). Так, с первого взгляда представляется чрезвычайно затруднительным определить различия в механизме определения отдельной значимой валюты и значимости иностранных валют в целом. На рис. 3 демонстрируется порядок расчета соответствующих долей.

 

Рисунок 3. Пример расчета для предоставления отчетности о сделках в «существенной» валюте

Пример расчета для предоставления отчетности о сделках в «существенной» валюте

В данном примере банк не обязан предоставлять отдельный расчет в USD (которые составляют 3% совокупных обязательств банка) и GBP (1% совокупных обязательств), но он должен предоставить расчет для совокупности позиций в этих двух валютах, поскольку сделки в USD и GBP совокупно составляют 5% всех обязательств банка за вычетом собственного капитала.

Отсутствие требования по соблюдению LCR в иностранных валютах

EBA в своем Отчете о нормативах ликвидности от 4 октября 2018 года сообщает, что на сегодняшний день во многих банках наблюдается несоответствие между валютой, в которой номинирован буфер ликвидности, и валютой чистого ожидаемого оттока денежных средств. Тем не менее требование по соблюдению LCR в отдельных иностранных валютах не включено в новую версию регламента LCR. Банки обязаны лишь и в дальнейшем рассчитывать и соблюдать LCR по совокупности валют.

Эффекты от изменения форм отчетности

Проект рекомендаций для внесения изменений в Исполнительный регламент (ЕС) 680/2014 содержит новые и измененные разделы отчетности в соответствии с регламентом LCR. На рис. 4 отображены изменения в отдельных разделах отчетности, а также объем затрат, связанных с их внедрением.

 

Рисунок 4. Обзор изменений в форме отчетности о LCR и объем затрат, связанных с внедрением изменений

Обзор изменений в форме отчетности о LCR и объем затрат, связанных с внедрением изменений

Далее приводится краткий обзор важнейших изменений в формах отчетности.

C 72.00 Ликвидные активы:

• сокращение числа позиций, включаемых в дополнительную информацию.

C 72.00 Отток денежных средств:

• отдельный учет обеспеченных финансовых сделок, в которых залог соответствует требованиям к HQLA;

• отражение в отчетности избыточных операционных депозитов и включение их в расчет аналогично срочным депозитам;

• включение информации об обеспеченных операциях с центральными банками.

С 74.00 Приток денежных средств:

• отдельный учет обеспеченных финансовых сделок, в которых залог соответствует критериям HQLA;

• отдельный учет обеспеченных финансовых сделок с центральными банками и прочими контрагентами.

С 75.00 Обеспеченные операции своп:

• отдельный учет операций своп, в которых залог соответствует критериям HQLA;

• отдельный учет обеспеченных операций своп с центральными банками и прочими контрагентами);

• расширение требований к предоставлению дополнительных пояснений к отчетности.

С 76.00 Расчеты:

• изменение структуры формы отчетности;

• отмена расчета избыточной ликвидности для разных уровней HQLA.

С 77.00 Консолидация:

• внедрение новой формы отчетности, содержащей консолидированную информацию обо всех участниках банковской группы.

Трудности для кредитных организаций и рекомендации по их преодолению

Согласно позиции EBA, предложенные изменения приблизят требования к LCR к международным стандартам, позволят банкам более эффективно управлять ликвидностью, снизят асимметричность информации у банков и у органов надзора, облегчат трансграничный надзор. Соответствие международным стандартам БКБН, с нашей точки зрения, облегчает деятельность международных банков, однако способствует ли это более эффективному управлению ликвидностью для всех банков, остается под вопросом.

Банковский сектор Германии3 поддерживает изменения в расчет LCR. В то же время немецкие банки выступают против роста сложности требований и отсутствия разъяснений по отдельным вопросам, а также предлагает внедрять пропорциональное регулирование (что не предусмотрено в новых документах). Так, банки просят отменить возможность национальных регуляторов разрешать банкам включать в расчет HQLA активы, которые в течение 30 дней будут использованы для погашения обязательств перед ЕЦБ или национальными регуляторами (ст. 17 п. 4b). Данное условие может трактоваться по-разному, что создает неравные с точки зрения конкурентоспособности условия. Кроме того, банки предлагают учитывать секьюритизированные STS-активы в составе HQLA-2A, а не HQLA-2B.

В целом, изменения требований к LCR незначительно скажутся на большинстве банков. Однако для крупных международных банков, деятельность которых в значительной степени распространяется на страны за пределами ЕС и которые совершают много операций на рынке капитала, дела обстоят иначе. Новый подход к учету активов в центральных банках других стран, а также к включению расчет LCR обеспеченных операций и сделок своп смягчат действовавшие ранее требования. Тем не менее нужно учитывать затраты на внедрение. Банки начнут предоставлять новую отчетность в апреле 2020 года, что оставляет немного времени для изменений в IT-системах, для оценки влияния новых требований на деятельность банка, а также для принятия соответствующих управленческих решений. В качестве основы для плана действий банкам рекомендуется провести GAP-анализ предстоящих изменений.

Источники

1. CRR: Verordnung (EU) Nr. 575/2013 des Europäischen Parlaments und des Rates, Amtsblatt der Europäischen Union, 2013.

2. CRR II: Europäischer Rat, Amending Regulation (EU) No 575/2013, 2016/0362 (COD), 2018.

3. DelVO LCR: Europäische Kommission, Delegierte Verordnung (EU) 2015/61, Amtsblatt der Europäischen Union, 2015.

4. DelVO LCR Korrigendum: Europäische Kommission, Delegierte Verordnung (EU) 2018/1620, Amtsblatt der Europäischen Union, 2018.

5. DVO LCR: Europäische Kommission, Durchführungsverordnung (EU) 2016/322, Amtsblatt der Europäischen Union, 2016.

6. DVO LCR Korrigendum (EBA Konsultationspapier): Europäische Bankenaufsicht, Konsultationspapier EBA/CP/2018/12, 2018.

7. Die Deutsche Kreditwirtschaft, Stellungnahme zur LCR Änderung der EU Kommission, 2018.

8. EBA-Report: EBA Report on liquidity measures under article 509 Abs. 1 of the CRR, 2018.

СПРАВКА
zeb – немецкая консалтинговая компания, которая специализируется на консультировании банков, страховых компаний, национальных регуляторов и других финансовых институтов. Компания предоставляет консультационные услуги по стратегии и операциям, финансам и рискам, а также по IТ и управление персоналом. Офисы компании находятся в Германии, Австрии, Швейцарии, Голландии, Англии, Италии, Швеции, Дании, Лихтенштейне, Польше, Украине и России.

1. Делегированный регламент Европейской комиссии (ЕС) 2018/1620.
2. Европейская служба банковского надзора (EBA): EBA/CP/2018/12.
3. German Banking Industry Committee: DK comments on EU COMMISSION Consultation of LCR Corrigendum, Berlin, 2018.