Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Ваши банкоматы и терминалы способны на большее
03.07.2015 Мнение
Ваши банкоматы и терминалы способны на большее

Управление сетями самообслуживания — головная боль для банков, поскольку требует постоянного внимания. Как банки могут снизить издержки, одновременно повысив эффективность работы устройств?


Виктория Смоленская
Руководитель направления «Платформы банковского самообслуживания» ГК ЦФТ

Ключевыми задачами банков всегда были сохранение и наращивание размера клиентской базы. Для этого уровень обслуживания клиентов должен повышаться, но банку желательно снижать издержки и увеличивать эффективность работы структурных подразделений. Большую роль в этом играют сети самообслуживания, позволяющие работать с наличными и предоставлять клиентам другие сервисы, разгружая операционистов. Чтобы такие устройства функционировали эффективно, банку нужно обеспечить оперативное обновление сетей на прием новых услуг и сервисов.

Понятно, что банк заинтересован в увеличении доходности устройств самообслуживания. Но если сравнить оборот платежных терминалов банков и небанковских кредитных организаций, то мы с удивлением обнаружим, что через последние проходит в шесть раз больше денег, чем через банковские устройства самообслуживания — 180 млрд рублей против 1,1 трлн. При этом количество устройств у банков даже выше: они используют 58 тыс. терминалов и 180 тыс. банкоматов, а НКО — 220 тыс. терминалов.

По данным PricewaterhouseCoopers, в среднем банковские устройства самообслуживания в России проводят 600 операций в месяц, в то время как, согласно лучшим практикам PWC, способны проводить порядка 3,5 тыс.

Что же мешает банкам? Виктория Смоленская приводит несколько причин. В первую очередь — реализация и поддержка сложных интеграционных проектов, например, коммунальных платежей. Кроме того, банки часто используют решения от разных вендоров, что существенно повышает трудозатраты на администрирование сети самообслуживания. В итоге долгий вывод на рынок новых услуг мешает банкам зарабатывать.

Принимая все эти проблемы во внимание, компания ЦФТ разработала новый сервис — «Управление сетями самообслуживания». Услуга используется в той или иной конфигурации с другими сервисами компании ЦФТ, но предлагается и банкам, работающим на своем процессинговом центре. К нему подключено уже около 125 банков и 10 тыс. устройств.

Компания ЦФТ имеет уже сформированные службы сопровождения и готовые регламенты, поэтому данный сервис позволяет быстро и качественно тиражировать весь продуктовый ряд по сети устройств банка.

Банк получает возможность экономить на поддержке и эксплуатации серверов, поскольку вся серверная часть располагается в облаке ЦФТ. Все сервисы управляются банком дистанционно, через веб-доступ.

Вместе с сервисом ЦФТ предлагает не только довольно большой перечень операций в устройствах, но и ряд дополнительных возможностей, таких как мониторинг работоспособности инфраструктуры, мониторинг денежной наличности, претензионная работа и управление рисками, связанными с мошенничеством.

Безопасность решения подтверждена сертификатами соответствия требованиям PA DSS и PCI DSS. Каналы взаимодействия с устройством шифруются, ведется журналирование операций по модификации данных.

В рамках этого комплексного решения компания также предлагает ряд инновационных сервисов, таких как, например, формирование персональных предложений клиентам банка.