Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Тенденции законодателя — передача взыскателю прав на самостоятельное принудительное исполнение судебных актов. Новеллы в законодательстве продолжаются. Как же в них маневрировать?
Исполнение судебных актов о взыскании задолженности по договорам займа можно назвать одним из самых сложных этапов любой финансовой организации. Основная причина низких показателей сбора долгов с помощью службы судебных приставов — большой объем исполнительных производств. Это приводит к тому, что физически судебный пристав просто не успевает провести исполнительные действия.
В рамках исполнительного производства предусмотрено автоматическое получение сведений об имущественном положении должника. Однако аресты, обращение взыскания на имущество должника, иные исполнительные мероприятия проводятся только при личном участии судебного пристава.
Зачастую между возбуждением исполнительного производства и исполнительными действиям проходит очень много времени. В итоге само исполнительное действие проводится только при приходе взыскателя на личный прием в службу судебных приставов.
Можно говорить о сравнительно неплохих результатах взаимодействия взыскателя со службой ФССП в небольших муниципальных образованиях, где объем исполнительных производств на одного судебного пристава не столь велик, либо при условии небольшого количества просроченных займов, либо когда территория деятельности финансовой организации ограничивается одним или несколькоми муниципальными образованиям. Но это довольно редкая ситуация.
Согласно статистике ЦБ и ФССП, объем просроченной задолженности населения перед финансовыми организациями увеличивается, следовательно, увеличивается нагрузка на службу судебных приставов. Справиться со сложившейся ситуацией можно с помощью увеличения штата судебных приставов, что, в свою очередь, создаст нагрузку на государственный бюджет.
Но есть и другой путь, которым пошел законодатель, — предоставление взыскателям полномочий по самостоятельному принудительному исполнению судебных актов.
Обращение взыскания на то или иное имущество должника зависит от понятия соразмерности стоимости такого имущества и размера задолженности.
В зависимости от суммы долга можно обосновать целесообразность проработки того или иного источника погашения задолженности. Средний размер просроченного потребительского займа — 100 тыс. рублей.
Основными источниками погашения задолженности будут деньги на счетах должника в банках (сюда относятся вклады, депозиты и прочее), а также периодический доход — периодические выплаты в пользу должника: пенсии, заработная плата, стипендии и др. Исключение составляют социальные выплаты, к примеру пенсия по потере кормильца, инвалидности и т.п. По общему правилу в пользу взыскателя удерживают 50% периодического дохода.
В действующей редакции Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право взыскателя направлять заявления в банки об обращении на денежные средства должника, находящиеся на расчетных счетах. Для реализации указанного права законодатель обязал налоговую службу предоставлять взыскателю сведения о расчетных счетах должника. В Законе в текущей формулировке предусмотрено и право взыскателя направлять заявление об удержании с периодического дохода должника напрямую в организацию, которая осуществляет выплаты.
Однако есть нюанс — данное право не может полноценно быть реализовано взыскателем. Во-первых, в Законе имеется ограничение по размеру требования, указанного в исполнительном документе, — до 25 000 рублей, то есть ограниченное количество взыскателей могут воспользоваться данным правом. Во-вторых, в Законе отсутствует право взыскателя на получение сведений об организации, выплачивающей периодический доход должнику. Учет налоговых агентов должника ведет Федеральная налоговая служба РФ.
Разрешит первое препятствие законопроект о внесении в Закон «Об исполнительном производстве» изменений, связанных с увеличением указанной суммы до 100 тыс. рублей. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Изменить вторую описанную ситуацию можно, опять-таки, законопроектом о расширении прав взыскателя по самостоятельному исполнению судебных актов о взыскании просроченных займов путем предоставления следующих прав:
• запрашивать в ФНС данные об организациях, выплачивающих периодический доход должнику;
• запрашивать в регистрирующих государственных органах сведения о движимом и недвижимом имущества должников;
• направлять в регистрирующие государственные органы заявления о наложении арестов на недвижимое и движимое имущество должника;
• направлять заявления в ФМС о наложении запрета должнику на выезд за пределы Российской Федерации.
Представляется, что указанные нововведения позволят банкам увеличить сборы просроченной задолженности и как следствие уменьшить показатели так называемых плохих долгов. Еще один плюс — снижение количества исполнительных производств, переданных в Федеральную службу судебных приставов, что позволит увеличить результат исполнения судебных актов по социально важным требованиям: алименты, ущерб здоровью, трудовые споры и пр.
По данным Центрального банка РФ за 2017 год, совокупные долги населения перед банками выросли на 13,2% — до 12,2 трлн рублей. Аналогичный показатель для микрофинансовых организаций — 96,4 млрд рублей
Судебная практика показывает, что шансы взыскать убытки с ФССП действительно есть. Однако на выигрыш в суде и на денежную компенсацию могут рассчитывать лишь те предприниматели, которые сумеют доказать причинно-следственную связь между бездействием пристава и наступлением убытков
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?