Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Букмекерский рынок позитивно воспринял легализацию онлайн ставок
11.07.2019 Аналитика

Букмекерский рынок позитивно воспринял легализацию онлайн ставок

О том, как легальный букмекерский бизнес отвоевывает рынок у серых игроков, какую роль в этом могут сыграть законодательные изменения правил идентификации и как банки могут участвовать в 200-миллиардном обороте спортивных ставок, рассказал в интервью «Б.О» Антон Рожковский, председатель совета директоров НКО «Мобильная карта»


Антон Рожковский, председатель совета директоров НКО «Мобильная карта»— Антон, что представляет собой букмекерский бизнес в России сегодня, как он видоизменился за последние несколько лет и чего от него ожидать в перспективе? 

— Если затронуть историю вопроса, то нужно сказать в целом об игорном бизнесе, который в нашей стране столкнулся с несколькими волнами потрясений. Самым большим шоком стал запрет на работу казино и игровых автоматов везде, кроме специальных игорных зон. Благодаря усилиям букмекерского сообщества, в частности Олега Журавского, одного из основателей и идеологов создания ЦУПИС (Центра учета переводов интерактивных ставок), деятельность букмекерских компаний и тотализаторов сохранилась на территории всей страны. Особняком стоит лотерейный бизнес, но в определенный момент он стал полностью государственным. 

Вследствие этих событий с 2009 года букмекерский бизнес стал активно развиваться, вместе с тем прием ставок в Интернете долгое время оставался вне правового поля и регулирования. Общедоступными для российских граждан были иностранные игорные операторы и их сайты, а в рамках российской лицензии онлайн-ставки были запрещены. 

Затем появилось поручение президента России, в котором было указано на необходимость урегулировать букмекерский бизнес в Интернете. В рамках этого поручения была поставлена задача объединить букмекеров в саморегулируемые организации и на их базе создать центры учета переводов интерактивных ставок с главной целью — обеспечить полную прозрачность отрасли для государства. 

По результатам этого поручения было внедрено обязательное саморегулирование и появился институт ЦУПИС. В конце 2014 года были созданы две букмекерские СРО, а в феврале 2016-го заработал Первый ЦУПИС, который был организован Первым СРО букмекеров России совместно с НКО «Мобильная карта». Была принята первая интерактивная ставка в адрес компании «Лига Ставок», и с этого момента началась история развития института ЦУПИС в стране. 

Если посмотреть на нормы права, ЦУПИС — это специализированная кредитная организация в форме банка или НКО, которую выбирает СРО букмекеров для обслуживания своих членов, при этом СРО должна сама стать участником такой кредитной организации. Данный механизм предусмотрен действующим законодательством. Букмекеры становятся членами обязательного СРО, на уровне объединения принимают решение, с какой кредитной организацией работать, заключают с ней договор об осуществлении функций ЦУПИС. СРО входит в состав собственников этой организации, после этого все безналичные расчеты букмекеров, членов данного СРО, в Интернет должны идти через выбранный ЦУПИС. 

Регулирование, как нам представляется, получилось весьма удачным. У государства получилось сосредоточить все платежи, все финансовые потоки букмекерских компаний и их клиентов в руках узкого круга специализированных кредитных организаций. Помимо организации платежной инфраструктуры ЦУПИС обеспечивает процесс идентификации и установления возраста участников азартных игр, а также оказывает услуги по информационно-технологическому взаимодействию в рамках фискализации интерактивных ставок и выигрышей. Все указанные функции находятся в рамках одного финансового института, не распыляясь по всей банковской системе страны, что упрощает надзор и контроль за всеми участниками рынка, а также обеспечивает недосягаемый ранее уровень прозрачности отрасли. 

Сейчас, спустя три года после запуска ЦУПИС, можно подвести промежуточные итоги, важнейшим из которых является значительное сокращение теневого, офшорного рынка. 

По нашим оценкам, около 60–65% всего букмекерского рынка в Интернете, ориентированного на граждан России, приходится на два ЦУПИС, которые сейчас действуют в стране. 

— А сколько это в деньгах, насколько большой рынок? 

У государства получилось сосредоточить все платежи, все финансовые потоки букмекерских компаний и их клиентов в руках узкого круга специализированных кредитных организаций

— Нам с позиции платежной компании проще и более показательно оценивать рынок в объеме принимаемых интерактивных ставок, то есть говорить о сумме денег, которые принимаются от клиентов. Хотя еще можно считать по выручке букмекеров, но для этого лучше обращаться к их данным. Если говорить об объеме принимаемых интерактивных ставок, то мы оцениваем, что весь легальный рынок в 2019 году составит от 180 до 200 млрд рублей. А если сложить эти суммы с офшорным, серым рынком, точнее той его частью, которая непосредственно ориентирована на Россию, то мы получим порядка 300 млрд. или немного меньше. 

Для сравнения, недавно АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли. — «Б.О») опубликовала данные по рынку интернет-торговли: емкость внутрироссийского сегмента оценивается в 1,66 трлн рублей. Букмекерский бизнес не входит в эту оценку, статистику я привожу для того, чтобы мы как-то соизмерили объемы рынков. 

— Итак, рынок сформировался, на нем уже работают две СРО и ЦУПИС, и в этом смысле здесь вряд ли есть возможности для других игроков. В каком-то другом качестве вам интересны банки? И, наоборот,  какие у них есть возможности заработать на букмекерском рынке? 

— Работая как платежный сервис, мы активно сотрудничаем с банками. Вообще, что мы делаем как финансовый институт? Во-первых, обеспечиваем прием платежей в обе стороны: это прием интерактивных ставок и выплата выигрышей для букмекерских компаний. ЦУПИС поддерживает практически все востребованные каналы оплаты, это прежде всего банковские карты всех типов, платежи токенизированными картами, популярные электронные кошельки, мобильная коммерция, различные интернет-банки, push-платежи с терминалов оплаты и так далее. У нас много банков-партнеров, которые помогают с этими методами оплаты. С нами работают банки-эквайеры, в том числе крупнейшие государственные банки, платежные системы, системы электронных денег и денежных переводов — это все наши активные партнеры. 

— Сталкивались ли вы с каким-либо предубеждением со стороны банков относительно этой деятельности? Понятно, что сейчас рынок полностью в правовой зоне, но жесткое регулирование кредитных организаций порой заставляет их перестраховываться… 

— Предубеждения были на старте проекта. Во-первых, в него мало кто верил. Никто всерьез не рассчитывал, что ЦУПИС может заполучить какую-то значимую долю в обороте. Большинство считали, что рынок не захочет легализоваться и этот бизнес так и останется в офшорах. Это интересный и поучительный ответ на вопрос, почему наша модель сработала так эффективно. 

Мы можем вспомнить, что недавно случилось с рынком Форекс, для которого тоже была создана система лицензирования, но бизнес не спешил на нее переходить. Вы знаете эту историю: в конце прошлого года Банк России аннулировал лицензии крупнейших частных форекс-дилеров. Основная претензия, которую публично озвучили представители ЦБ, заключалась в том, что создан регулируемый рынок и обеспечена возможность работы в правовом поле, но главной целью получения лицензий стало размещение рекламы для привлечения клиентов в зарубежные юрисдикции. 

Мы оцениваем, что весь легальный рынок в 2019 году составит от 180 до 200 млрд рублей

С букмекерами случилась совершенно другая история — рынок позитивно воспринял легализацию и возможности, которые она открывает. В результате бизнес стал еще и социально ответственным, когда были приняты поправки и государство обязало букмекеров платить целевые отчисления на поддержку профессионального спорта, в том числе детско-юношеского. Это достаточно крупные суммы, до 5% выручки, которая во многом складывается благодаря приему интерактивных ставок через ЦУПИС. Данные отчисления идут непосредственно в спортивные федерации. 

У букмекеров также заключены различные спонсорские и рекламные контракты со спортивными федерациями и лигами. Объем помощи спорту исчисляется миллиардами рублей ежегодно и продолжает расти. в этом году одних только целевых отчислений на поддержку детско-юношеского спорта планируется собрать со всего рынка до 3 млрд рублей. 

Возвращаясь к вопросу о банках, скажу, что поначалу работать с ними было непросто. Было сложно вести переговоры, несмотря на то что мы — небанковская кредитная организация, финансовый институт, имеющий лицензию и регулируемый Банком России. Многие партнеры по умолчанию относили нас к сфере хай-риска и отказывали нам в обслуживании. Сейчас, конечно, ситуация кардинально изменилась, и с нами охотно сотрудничают крупнейшие банки, в том числе с государственным участием. 

— Вероятно, это влияет и на ставку эквайринга и размещения депозитов, то есть в целом на коммерческие условия? 

— Да, мы сотрудничаем и в части размещения ликвидности с рядом банков, но наша политика ориентирована на максимальный консерватизм в отношении выбора партнеров, прежде всего это касается сохранности денежных средств и снижения рисков потери ликвидности. Поэтому в основном наши партнеры — это надежные крупнейшие банки, в том числе государственные. 

Остальные банки также могут зарабатывать на этом рынке — например, принимать платежи от физических лиц в адрес букмекерских компаний, заключив для этого договор напрямую с НКО, либо с нашими партнерами из числа платежных систем.  

— Какие способы платежей востребованы у клиентов? 

— Большая честь платежей происходит с помощью банковских карт. По объему они занимают до 86% нашего оборота. Велика доля кошельков QIWI и «Яндекс.Деньги». В последнее время все больший рост в общем объеме набирает наш собственный Кошелек ЦУПИС, который мы предоставляем игрокам как персонализированное и максимально удобное средство для расчета с букмекерскими компаниями. Что касается мобильной коммерции, этот способ характеризуется высокой частотностью платежей, но средний чек там существенно ниже, чем при оплате по карте. 

— Есть еще какие-то интересные кейсы участия банков в этом бизнесе — программы лояльности, кобрендинговые карты, другие форматы сотрудничества между букмекерскими конторами и банками? 

— До эмиссии карт мы пока не добрались, но активно размышляем в этом направлении и считаем, что это может быть перспективным вектором развития. Совсем недавно число идентифицированных пользователей в нашей системе превысило 2 млн человек, и это уже серьезный объем аудитории, интересный с точки зрения создания карточных продуктов. 

Мы также сотрудничаем с банками в части каналов идентификации. Например, пройти идентификацию пользователя можно в точке обслуживания системы денежных переводов «Контакт», которая имеет широкое региональное присутствие. 

— Во время Чемпионата мира по футболу я зарегистрировался на сайте букмекерской компании, но идентификацию так и не прошел. Надо было куда-то идти с паспортом, в общем, желание сделать ставку было не столь сильным, поэтому как клиент я так и не опробовал эту систему. 

— Это сейчас основная проблема, мы ее называем «двойная идентификация». Действующее законодательство построено таким образом, что клиент должен пройти полную идентификацию дважды — и в букмекерской компании, и в ЦУПИС. Причем букмекер не может делегировать ЦУПИС проведение идентификации и, вообще, привлекать для этого третьих лиц, а должен проводить ее самостоятельно. Но у нас как у кредитной организации есть возможность делегировать проведение идентификации третьему лицу — банковскому платежному агенту. Поэтому сейчас наиболее распространенный способ идентификации в ЦУПИС такой: вы приходите в офис букмекерской компании и там проходите идентификацию. Компания выступает банковским платежным агентом НКО, таким образом, одновременно происходит идентификация и для букмекера, и потом для ЦУПИС. 

Большинство считали, что рынок не захочет легализоваться и этот бизнес так и останется в офшорах

Из позитивных новостей: уже в третьем чтении принят законопроект, который устраняет такое дублирование и вводит упрощенную идентификацию — естественно, с соблюдением лимитов по размеру платежей и ставок, как на разовую ставку, так и на общий оборот. Это позволит клиенту делать интерактивные ставки, не выходя из дома, если у него есть необходимые документы для прохождения процедуры упрощенной идентификации. В разработке этого законопроекта мы принимали активное участие. 

Портал Госуслуг, система ЕСИА, является составной частью упрощенной идентификации, она также станет доступна. Портал Госуслуг развивается, растет число регистраций и верифицированных записей. Сейчас мы видим, что клиенты некоторых банков могут просто по клику сделать свою запись на портале Госуслуг персонифицированной. В том числе передать свои данные, проверенные при открытии банковского счета, на портал Госуслуг. Для нас и для букмекеров это означает, что такие клиенты смогут идентифицироваться и приступить к оплате интерактивных ставок дистанционно, в онлайне. 

Мы рассчитываем, что до конца июля законопроект будет одобрен Советом Федерации и президент его поддержит и подпишет. Соответственно в этом году новшества должны заработать, все наши информационные системы к этому готовы. Когда это произойдет, мы перестроим схему работы, и это будет очередным рывком в борьбе с теневым бизнесом. 

Для меня очевидно, что основная проблема, которая сейчас существует в плане конкуренции теневого и легального бизнеса, — это арбитраж регулирования. Если клиенту удается зайти на офшорный, нелегальный сайт, несмотря на усилия Роскомнадзора по блокировке таких доменных имен, то он просто регистрируется и может сразу сделать платеж и ставку. В большинстве случаев у клиента даже не спросят паспортные данные — это в том числе к вопросу о недопуске к игре несовершеннолетних. 

Что касается игры в легальном секторе, вначале надо с паспортом сходить в «наземный» пункт приема ставок — это как раз тот опыт, который вы не получили, когда пытались стать клиентом букмекерской компании во время Чемпионата FIFA. У вас был порыв сыграть, сделать ставку, но вы его не реализовали. Со вступлением законопроекта в силу, например, через вашу персонифицированную учетную запись на портале Госуслуги, регистрация займет у вас несколько минут и откроет доступ к ставкам.

— Вероятно, вы рассчитываете, что это тоже даст определенный толчок для развития рынка?

— Да, это, несомненно, станет стимулом для развития рынка, в первую очередь для перетока того трафика, который пока сохраняется у теневых операторов. Помимо этого рынок в целом растет. Большую роль в этом сыграл и Чемпионат мира по футболу. Вообще, внимание к спорту и его популяризация помогают развитию букмекерского рынка. Можно сказать, что из всех видов игорного бизнеса букмекерский бизнес — один из самых интеллектуальных. Потому что он требует вдумчивого отношения к своей ставке, понимания того, что происходит, и помогает получать больше эмоций от спортивных соревнований. 

Ставки на спорт — это не игровой аппарат, не «однорукий бандит». Если вы придёте в офис букмекерской компании, то увидите, что костяк персонала составляют аналитики, математики, специалисты по статистике, которые формируют линию, маркет ставок. Этот бизнес легализован в большинстве европейских стран, имеет многолетнюю историю, весьма респектабельный и уважаемый. Хорошо, что в данном случае государство не рубило с плеча, а планомерно и последовательно занималось совершенствованием регулирования. 

— Вы уже упомянули и собственный Кошелек ЦУПИС и продвинутые идентификационные решения. Если говорить о вас как о финтех-компании, какие еще актуальные темы в фокусе вашего внимания, чем занимаетесь в технологическом смысле? Возможно, в том числе развиваете государственные инициативы в части биометрии, быстрых платежей? 

— Примерно половина коллектива нашей компании — это первоклассные технические специалисты, разработчики, тестировщики, DevOps-специалисты, дата-сайентисты, инженеры по информационной безопасности. Естественно, в нашем информационном ландшафте есть и АБС, и вся необходимая IT-инфраструктура банка вокруг нее, но в ядре — процессинговая платформа собственной разработки. Это система учета и движения электронных денег, механизмы онбординга клиента, проведение идентификационных и KYC-процедур, платежные и неплатежные шлюзы. Решения основаны на микросервисной архитектуре, выдерживают высокую пиковую нагрузку. Мы постоянно совершенствуем и развиваем нашу платформу, стараемся идти в ногу со временем в части поддержки ее функционала и реализации новшеств, востребованных на платежном рынке. 

В этом году одних только целевых отчислений на поддержку детско-юношеского спорта планируется собрать со всего рынка до 3 млрд рублей

Как небанковская кредитная организация мы участвуем в работе Ассоциации «Электронные деньги» и Ассоциации банков «Россия». Приходится констатировать, что при разработке нормативных актов в части регулирования деятельности кредитных организаций про НКО, к сожалению, зачастую забывают. Например, возможности ЕБС (Единой биометрической системы) пока распространяются только на открытие банковского счета. Соответственно применять данную технологию при открытии счета электронного средства платежа с нашего кошелька мы не можем. Рассчитываем, что законодатель обратит внимание и на небанковские кредитные организации; вместе с ассоциациями мы ведем такие переговоры. 

Что касается Системы быстрых платежей, сейчас она развивается как peer-to-peer система, но в дальнейшем планируется реализовать возможность оплаты в адрес юридических лиц. Этот функционал обещают сделать доступным уже в текущем году, и мы планируем присоединиться к данной системе, как только увидим потенциальный интерес к этому способу оплаты у наших клиентов. 






Читайте также

Новости Новости Релизы