Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Евгений Царев, председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор некоммерческого партнерства «Лизинговый союз», ответил на вопросы «Б.О» об итогах 2019 года
— Каковы итоги года на рынке лизинга?
— Несмотря на замедление роста рынка, ситуация в отрасли достаточно стабильна. Это прежде всего связано с тем, что реформа лизинга не стала проводиться «с наскоку». Сохраняется уверенность, что и дальше развитие нормативной базы будет проходить с учетом мирового опыта, интересов государства и профессионального сообщества в деле реализации промышленной политики и экономического роста. Таким образом, 2019 год — год стабильности и развития. Есть серьезные основания для сохранение этой тенденции и 2020 году.
— Как, по вашему мнению, будет развиваться рынок лизинга в России?
— Развитие лизингового рынка будет зависеть от того, в каком направлении будет развиваться реформа. Возможны два совершенно разных направления развития.
Первое направление — соответствие принимаемых в рамках реформы нормативных актов договору ЕАЭС и в соответствии с мировой практикой развитие лизинга как финансовой аренды, уникального инвестиционного инструмента реализации национальных проектов, промышленной политики. В этом случае лизинг будет расти, даже с учетом значительного замедления этого роста (5–7% в год). Потенциал спроса и роста далеко не исчерпан.
Другой путь — сведение лизинга в рамках реформы к разновидности кредитного продукта, регулируемого в качестве некредитной финансовой организации ЦБ РФ. В этом случае возможно резкое сокращение количества лизинговых компаний и лизингового рынка в целом. А для потребителя лизинговых услуг альтернатива выбора между лизингом и кредитом сведется к выбору между кредитом и, по сути, тем же кредитом (к отсутствию выбора).
— Как вы расцениваете влияние лизинговой реформы на рынок?
Для потребителя лизинговых услуг ситуация может сложиться так, что альтернатива выбора между лизингом и кредитом сведется к выбору между кредитом и, по сути, тем же кредитом
— Вопрос в том, будет ли она приведена в соответствие с ЕАЭС и будет ли учитывать экономическую природу лизинга (инструмент обновления основных фондов, инструмент реализации промышленной политики государства, драйвер экономического роста). Если будет учитывать, то позитивное влияние, если нет, то реформа приведет к сокращению числа лизинговых компаний и сжиманию лизингового рынка.
— Какие сегменты в ближайшие три года будут драйверами роста рынка лизинга?
— Автолизинг будет расти. Продажи автомобилей падают, лизинг будет расти. Будет расти сервисный автолизинг. Остальное прогнозировать сложно. Несколько крупнейших сделок могут значительно влиять на отраслевые показатели. В идеале, драйвером должно стать высокотехнологичное оборудование в рамках нацпроектов и промышленной политики.
Где должна проходить граница регулирования в условиях активной фазы цифровизации финансового рынка? Что меняется в банковской системе, в экономике? Своим мнением об этих и других проблемах российского рынка с «Б.О» поделился Михаил Сухов, профессор Банковского Института НИУ ВШЭ, до 2016 года зампред Банка России
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?