Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В новом рейтинге банкиров, ответственных за премиум-сегмент, ключевым словом можно назвать «адаптация». Хотя, пожалуй, этот термин применим сейчас ко всему финансовому сектору
Повышенная нагрузка и сильное санкционное давление заставили банки полностью пересмотреть свой подход к созданию продуктов и работе с клиентами, в том числе и премиум-сегмента. И эта адаптация пройдена успешно, мы видим, как возрождается рынок после недавнего цунами геополитических факторов.
В прошлом рейтинге мы отмечали, что приоритет премиум-клиентов сместился в сторону базовых потребностей: безопасности, сохранения капитала и доверительной среды. Сейчас же можно сказать, что в кривой изменений клиенты премиум-сегмента перешли в стадию принятия. Паника, которая резко накрыла банковский сектор два года назад, была непродолжительной, уже к началу 2023 года она схлынула, риск массового оттока капитала не реализовался — клиенты не утратили доверия к российской банковской системе, и сейчас мы видим, как выстраивается новый баланс в сегменте. Наряду с базовыми потребностями появляется интерес непосредственно к возможностям банков и их новым продуктовым предложениям.
Это подтверждают и данные аналитиков. Согласно исследованию Frank RG, по итогам первого полугодия 2023 года прирост объема капитала в управлении премиум-блоков составил 31% (13,1 трлн против 10 трлн годом ранее). Средний размер капитала одного клиента также увеличился: с 3,8 до 4,1 млн рублей. Кроме того, отмечается повышенный интерес к инвестпродуктам. Если в 2022 году 24,4% клиентов были важны такие продукты при выборе банка, то сейчас их доля выросла до 29,5%. Такой рост мотивирован не только высокими ставками, но и небезосновательным доверием клиентов к устойчивости банков. По данным исследования, только для 38,4% клиентов важно, чтобы банк был не под санкциями, для остальных респондентов это не имеет значения.
Приоритетом все еще остается создание доверительной среды вокруг клиентов. Банки прикладывают все усилия, чтобы оправдать их ожидания. Клиенты же, в свою очередь, начинают формировать спрос на новые возможности, которые банки могут предоставить в сложившихся условиях: особенно это касается работы с зарубежными рынками: переводы, сделки и другие трансграничные операции. Все это становится важным для сегодняшнего обеспеченного клиента наравне с качественным сервисом, омниканальностью и круглосуточной доступностью. Давайте посмотрим, каким банкам удалось адаптироваться к новым реалиям лучше других и обеспечить своих клиентов по-настоящему премиальным качеством — «Банковское обозрение» и аналитический центр «БизнесДром» подготовили второй рейтинг топ-менеджеров премиум-банкинга в России.
Методика составления рейтинга направлена в первую очередь на оценку руководителей подразделением premium. Оценивалась их роль как амбассадоров и визионеров, поэтому большое влияние на оценку оказал уровень медийности руководителя. Рейтинг также оценивает количество и качество запущенных за анализируемый период времени маркетинговых и кобрендовых проектов. Учтены также сила брендов партнеров, масштаб проектов и другие показатели. Подобные проекты хорошо отображают заинтересованность всего подразделения и руководителя в привлечении новых клиентов и удержании текущих.
Кроме того, в рейтинге оценивались такие показатели, как прирост базы клиентов и увеличение объема каптала под управлением. На наш взгляд, эти показатели в динамике показывают уровень доверия клиентов к конкретному банку. По этим параметрам можно оценить качество работы всего блока premium и его руководителя как лица, принимающего решения.
Для составления рейтинга за основу были взяты следующие критерии:
стаж и опыт работы руководителем, т.е. профессионализм не только на финансовом рынке в целом, но и в премиум-сегменте;
результаты работы в текущей должности: запуски новых проектов, изменения премиум-банкинга под руководством топ-менеджера;
медийная активность топ-менеджера, т.е. то, как руководитель представляет себя и услуги своей финансовой организации в медиасфере;
показатели динамики количества клиентов и объема капитала подразделения премиум-банкинга, в котором на момент составления рейтинга работает руководитель (кратко).
Рейтинг формировался по совокупности присвоенных баллов. При расчете итогового балла на место в рейтинге влияют следующие показатели:
1) стаж и опыт работы руководителя на финансовом рынке:
менее 5 лет — 0 баллов,
5–6 лет — 2 балла,
7–9 лет — 3 балла,
выше 10 лет — 6 баллов;
2) стаж и опыт работы в премиум-сегменте за всю карьеру:
до года — 0 баллов,
1–5 лет — 7 баллов,
свыше 5 лет — 10 баллов;
3) запуск маркетинговых, кобрендинговых проектов за последние два года работы в текущей должности. Максимум — 15 баллов. Данный балл получил топ-менеджер, который за последние два года запустил наибольшее число сильных маркетинговых проектов. Остальные топ-менеджеры получили баллы в соответствии с количеством и масштабом запущенных ими проектов относительно максимума. Руководители, чье число запущенных проектов сильно выходило за диапазон количества проектов среди всех руководителей, также получили 15 баллов. Поиск запущенных проектов осуществлялся на официальных сайтах банков в новостном разделе (пресс-релизы), а также в рамках анкетирования;
4) запуск нового продукта/предложения за последние два года работы в текущей должности. Максимум — 16 баллов. Данный балл получил топ-менеджер, который за последние два года запустил или обновил наибольшее число продуктов. Остальные топ-менеджеры получили баллы в соответствии с количеством запущенных или обновленных ими продуктов относительно максимума. Руководители, у которых количество продуктов сильно выходило за диапазон количества продуктов среди всех руководителей, также получили 16 баллов. Поиск запущенных и обновленных продуктов осуществлялся на официальных сайтах банков в новостном разделе (пресс-релизы) и в рамках анкетирования участников;
5) прирост клиентской базы подразделения за последние два года работы в текущей должности:
от 1 до 15% — 7 баллов,
более 15% — 16 баллов
(в данном параметре был введен поправочный коэффициент для банков, чьи премиум-подразделения существуют менее трех лет);
6) прирост объема капитала клиентов за последний год работы в текущей должности:
от 1 до 15% — 6 баллов,
более 15% — 15 баллов
(в данном параметре был введен поправочный коэффициент для банков, чьи премиум-подразделения существуют менее трех лет);
7) медийная и отраслевая активность руководителя оценивается по числу упоминаний в системе мониторинга СМИ. Максимум — 22 балла. Данный балл получил топ-менеджер, который за последние два года наибольшее число раз упоминался в СМИ. Остальные топ-менеджеры получили баллы в соответствии с количеством упоминаний в СМИ относительно максимума. Руководители, количество упоминаний которых сильно выходило за диапазон количества упоминаний среди всех руководителей, также получили 22 балла.
Значения показателей взвешивались и суммировались, на основе полученного балла выстраивался итоговый рейтинг.
Банковская сфера продолжает испытывать санкционное давление, в связи с чем многие банки избегают лишней публичности и стараются не участвовать в подобных исследованиях, в других случаях банки переживают период трансформации и не готовы в данный момент делиться информацией о руководителях. Тем не менее в топ рейтинга вошли 15 банков, в том числе новые участники, такие как ВТБ, Сбер, ОТП Банк, «Кубань Кредит» и Цифра Банк.
В итоговый рейтинг вошли 15 руководителей российских премиум-подразделений. В среднем участники рейтинга имеют опыт работы в банкинге — более 15 лет, а в сегменте премиум средний стаж составил семь лет. В этом году в рейтинге преобладают женщины: десять против пяти мужчин.
Средний прирост числа клиентов и капитала в сегменте премиум в период с мая 2022-го по май 2024 года составил 141,6 и 83,1% соответственно (против прошлогодних показателей 51,4 и 74%). Банки, которые рассматривались при подготовке рейтинга, активно выпускали новые продукты. В среднем каждый банк запустил пять маркетинговых кобрендовых проектов и более семи продуктовых релизов. Рост показателей по приросту базы и объему капитала, а также увеличение среднего количества запускаемых проектов подтверждает факт, что началось возрождение спроса у обеспеченных клиентов на новые банковские возможности.
Лариса Болотина, директор дивизиона «Массовый высокодоходный сегмент» СберБанка
Окончила Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики по направлению «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и РУДН по направлению «Управление бизнесом». На работу в СберБанк пришла в 1992 году, прошла путь от секретаря руководителя, управляющего отделением и заместителя председателя Московского отделения банка до директора дивизиона. С 1 марта 2023 года возглавила дивизион «Массовый высокодоходный сегмент», который занимается обслуживанием 12 млн премиальных клиентов Сбера. Окончила программу СберБанка INSEAD SBERBANK 500, London Business School, интенсив «Школы 21». Досье
Дмитрий Кобяков, Вице-президент — начальник управления по работе с состоятельными клиентами ВТБ
В банковской сфере более 19 лет, закончил Московскую финансово-юридическую академию по специальности «Финансы и кредит».
Начинал карьеру в МДМ-банке, Московском банке реконструкции и развития (МТС-Банк), где занимал должность территориального руководителя сети розничных офисов. В группе ВТБ работает с 2013 года и курирует развитие сегмента ВТБ Привилегия.
В 2023 году ВТБ вошел в топ-3 банков для состоятельных клиентов по версии Frank Research Group и стал лучшим по работе с мягкими валютами. С 2022 года ВТБ Привилегия признается лидером для премиальных клиентов, в том числе в инвестиционныхрешениях и развитии программ лояльности для всей семьи (FINAWARD, Wealth Navigator). Досье
Екатерина Серединская, управляющий директор — глава Sovcombank Wealth Management
Маргарита Васильева, вице-президент — директор по развитию состоятельного сегмента и частного банковского обслуживания МТС Банка
Анастасия Агафонова, руководитель департамента по работе с состоятельными семьями банка «УРАЛСИБ»
Окончила Томский государственный университет по специальности «Математика». В индустрии финансов работает с 2004 года. Имеет большой опыт в страховании и банковской сфере. Так, более 10 лет проработала в Ситибанке, управляя различными клиентскими подразделениями. В «Уралсиб» пришла в 2019 году на должность директора Московской территориальной дирекции (сеть отделений Москвы и Московской области). Весной 2021 года возглавила департамент по работе с состоятельными семьями банка «Уралсиб», в состав которого входят «Уралсиб Private Bank» и «Уралсиб Premium Bank» Досье
Виталий Роговой, начальник управления по развитию премиального сегмента ПСБ
Кирилл Варенцов, вице-президент — директор управления продажами банка ДОМ.РФ
Юлия Михайлова, директор по развитию и поддержке бизнеса сегмента «Премиум-клиенты» банка «Санкт-Петербург»
Андрей Щербаков, руководитель отдела премиального обслуживания Т-Банка
Окончил Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет). Начинал свой профессиональный путь в роли бизнес-аналитика, позже, став руководителем продукта, возглавил развитие Tinkoff Premium (в настоящее время Т-Premium). За три года руководитель и его команда выстроили новый сервис, отталкиваясь от потребностей клиентов с учетом всех преимуществ Т-банка. Опыт работы в банкинге — более семи лет Досье
Нина Макухина, директор департамента по работе с премиальными клиентами МКБ
Опыт работы в банковской сфере — более 20 лет. С 2010 года работает в сегменте сегменте premium banking. В 2020 году запустила Premium Banking в Московском кредитном банке (МКБ). В 2022 году банк получил награду Frank RG Premium Banking Award за «Лучшую динамику развития премиального сервиса». В 2023 году банк получил награду Frank RG Premium Banking Award за «Лучшую работу премиальных менеджеров». Досье
Лариса Лукьянова, руководитель Private banking Цифра Банка
Ксения Мухорина, директор департамента инвестиционных решений и развития премиального сегмента Росбанка
Окончила Высшую школу менеджмента СПбГУ по специализации «Финансовый менеджмент». Опыт работы на финансовом рынке — более 20 лет, из которых 18 лет — на руководящих должностях. C 2004-го по 2020 год занимала различные руководящие позиции в Ситибанке, в том числе c 2017-го по 2020 год руководила департаментом розничного бизнеса Ситибанка. В 2020 году перешла в СберБанк на позицию управляющего директора дивизиона «Инвестиции и накопления». С ноября 2023 года возглавляет департамент инвестиционных решений и развития премиального сегмента Росбанка. По итогам года получила награду Retail Finance Awards «Лучший премиальный продукт» (топ-1 по голосованию и топ-3 по версии жюри). Досье
Александра Бугаева, директор дирекции дивизиона розничного бизнеса ОТП Банка
Окончила ВШЭ по специальности «Банки и банковское дело». За 22 года работы в банковской сфере накопила богатый опыт, в том числе 20 лет занимала руководящие позиции в различных банках. В сентябре 2021 года присоединилась к команде ОТП Банка и заняла позицию главы дирекции прямых продаж, отвечает за управление сегментами Private, Premium, розничными клиентами, малым и средним бизнесом. Досье
Андрей Жуков, руководитель Центра компетенций по работе со значимыми клиентами банка «Кубань Кредит»
Окончил Воронежский экономико-правовой институт по специальности «прикладная информатика в экономике». Имеет аттестат Федеральной службы по финансовым рынкам «Институт дополнительного профессионального образования "Международный финансовый центр"» — специалист финансового рынка, финансовый консультант-инвестиционный советник. Начал трудовую деятельность в СберБанке в 2012 году с позиции администратора зала, впоследствии — руководитель сети Premium banking. В 2018 году в Банке «Кубань Кредит» возглавил Private banking. С 2023 года — руководитель центра компетенций по работе со значимыми клиентами (PB).
Вита Бондарчук, управляющий директор по работе с крупным частным капиталом Реалист Банка
Окончила Дальневосточный госуниверситет, российско-американский факультет по специальности «Экономист», Business Adminisnration (University of Maryland). C 2010 года работала в Рост Банке на руководящих должностях по направлению Private Banking. В 2015 году была назначена вице-президентом в Финпромбанк, отвечала за развитие премиум-сегмента. C 2016 года — начальник управления по работе с крупным частным капиталом Реалист Банка. Досье
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные